Философия эпохи Возрождения (159122)

Посмотреть архив целиком

План


Введение

1. Гуманизм эпохи Возрождения

2. Философия Николая Кузанского

2.1 Философия бесконечности Николая Кузанского

3. Утопические и естественнонаучные идеи эпохи Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно)

3.1 Томмазо Кампанелла

Заключение

Список литературы


Введение


Эпоха Возрождения - Ренессанс (примерные границы - XIV - XVI вв) - одна из самых ярких в истории человечества. То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением - прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, которые составляют славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов. Название эпохи и означает "возрождение античности". Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой преимущественно художественно-эстетической. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Период Ренессанса - это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Высшей ценностью становится человек, что обусловило важнейшую черту культуры Возрождения - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Философия Ренессанса "реабилитировала" мир и человека, поставила, хотя и не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала незыблемые ранее позиции церкви. Таким образом, был указан путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.


1. Гуманизм эпохи Возрождения


Гуманизм (лат. humanus - человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Несмотря на то, что понятие "гуманизм" появилось сравнительно недавно, термин "гуманист" (итал. humanista и его производные в различных языках) появился в середине XV в. и указывал на преподавателей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке для того, чтобы обозначить эти дисциплины, говорили: "studia humanitatis" (гуманитарные дисциплины) и "studia humaniora" со ссылкой на известные выражения Цицерона и Гелия, обозначающие эти дисциплины. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Однако в таком понимании он относится только к духовной сфере, пропадает его практический, динамический момент, поэтому необходимо отметить, что гуманизм был собой общественным движением и представлял в этом смысле огромный исторический прогресс. Относительно места Гуманизма в эпохе Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этого периода, но мало-помалу запутываются в клубке различных проблем. Вопрос осложняется тем, что в это время происходят изменения не только в области философской мысли, но и во всех сферах жизни человека: в общественном, политическом, моральном, литературном, художественном, научном и религиозном аспектах. Приведем две самые известные, согласно Дж. Реале и Д. Антисери, интерпретации термина "гуманизм", которые охватывают, по их мнению, весь спектр его философского значения. Мнение 1.П.О. Кристеллер стремился сильно ограничить и даже полностью исключить философское и теоретическое значение гуманизма. Согласно этому ученому, нужно оставить этому термину технический смысл, ограничивающийся сферой риторико-литературных дисциплин. Кристеллер полагал, что гуманисты периода Ренессанса были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и наукой, то лишь косвенно. Гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами. Как доказательство, Кристеллер использует тот факт, что на протяжении всего XV века итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знания на другую, новую, и что, напротив, они сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и ограниченное в пределах всей системы знания. Таким образом, по мнению Кристеллера, гуманизм может представлять только половину феномена "Возрождение". Мнение 2. Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарэна, который энергично отстаивал наличие философской "закваски" в гуманизме, отмечая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того факта, что "философией чаще всего считаются систематические построения грандиозных масштабов и отрицается то, что в качестве философии может быть другой тип умопостроений, несистематических, открытых, проблематичных и прагматических". Одной из характеристик этого нового способа философствования является "чувство истории" и исторической размерности с соответствующей чуткостью к объективности, осознанием критической дистанции с объектом истории, с знанием исторических условий. Гарэн видит новую философию гуманистов в конкретном действительном моменте истории итальянской жизни, обращая внимание на политические причины, оказавшие влияние на мысль Гуманизма во второй половине XV в. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными, чье свободное творчество в общественной жизни было востребовано их временем. Гарэн видит сущность гуманизма не только в том, что он обратился к прошлому, но и в том способе, которым оно познается, в том отношении, в котором он к этому прошлому подходит. "Отношение к культуре прошлого и к прошлому ясно определяет сущность гуманизма. Именно гуманизм действительно открыл античность, тех же Вергилия или Аристотеля, хотя они и были известны в Средние века, потому что возвратил Вергилия своему времени и своему миру и стремился объяснить Аристотеля в рамках проблем и знаний Афин IV в. до н.э. Два тезиса, представленные Кристеллером и Гарэном, в действительности плодотворны именно вследствие своей антитетичности. Верно, что термин "гуманист" указывает на источник, профессию литератора, но это "ремесло" уводит намного дальше университетских наставлений, оно вовлекает в активную жизнь, освещает проблемы жизни ежедневной, делается действительно "новой философией".


2. Философия Николая Кузанского


(Nicolaus Chryppfs Cusanus, 1401-1464) - величайший из немецких гуманистов, богослов, философ, математик и церковно-общественный деятель. Николай Кребс, немец по происхождению, родился в селе Куза близ города Трира в 1401 году. Семья была вполне обеспеченной, поэтому не вполне ясно, по каким причинам он сбежал из дома. Скорее всего, он бежал от принудительных занятий отцовской профессией. Под покровительством одного местного вельможи Николай поступил в школу "духовных братьев общей жизни" в Девентере, а потом в Падуанский университет, где в 1423 году получил докторскую степень по каноническому праву. По возвращении на родину, он был возведен в сан священника. На Базельском соборе в 1431 году Николай выступил с трактатом "О католическом согласии", где выразил свои сомнения о том, что император якобы вручил церкви светскую власть на всей территории империи. На том же соборе им был предложен вариант исправления юлианского календаря, реализованный через некоторое время. Во времена раскола католической церкви был на стороне авторитета папской власти. Им руководила цель религиозного и социального единства Европы и всего человечества, однако в личности папы он усматривал источник вселенского порядка. Позже Кузанский служил в папской курии. В 1437 году его отправили в Византию для переговоров с греками по поводу объединения церквей. Возвращаясь из Константинополя, задумал свой основной труд - книгу "Об ученом незнании", завершенную в начале 1440 года. В ней он пытался, по его словам, "объять непостижимое вместе с его непостижимостью в знающем незнании через восхождение к вечным истинам, как они познаваемы для человека". В 1453 году он создал трактат "О согласии веры", в котором говорил о том, что если не концентрировать внимание на различных религиозных обрядах, можно увидеть в различных вероучениях единое содержание. В следующем трактате, посвященном той же теме - "Опровержение Корана", написанном в 1464 году, - он обнаруживает несомненную связь ислама с христианством. Однако XV столетие мало внимало его излюбленной теме единства. Идеи гуманистов во многом были близки Николаю Кузанскому, но сам он избрал совершенно другой путь. Он чувствовал свою изначальную отчужденность от виртуозов стилистики, профессионалов гуманистического красноречия. Однако Николай Кузанский не стыдился этого, потому что его достаточно скромная речь позволяла выразить мысль не менее ясно. Вообще, Кузанский даже оправдывал себя и весь немецкий народ. Он считал, что германцы в этом плане несколько уступают другим народам по способностям и овладевают латинской речью с величайшими усилиями. Ориентирующей системой координат для Николая Кузанского была излюбленная идея единства. Философ ей руководствовался в своих планах гармонического устроения церкви и мира на осознанных началах любви, братства и свободы. Подлинное бытие - это такое максимальное единство, которое вне всяких степеней и градаций. В этом плане он следовал в основном античному и средневековому пониманию бытия. Например, в философии Платона благо и бытие неотделимы друг от друга. Зло внебытийно, так как оно вне полноты, блага и совершенства. Основной проблемой для Николая Кузанского было соотношение бытия и бесконечности. Как сопрягаются два этих понятия, если бесконечность не воспринимается позитивно? Философ предложил рассматривать идею безграничного бытия как источник вселенской гармонии.


Случайные файлы

Файл
38069.rtf
T01-06-01.doc
115651.rtf
30225.rtf
179924.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.