Макросоциология, органическое движение в социологии (141545)

Посмотреть архив целиком

Содержание


  1. Социальные движения: пример современного социального движения

  2. Определения основных типов социального неравенства

  3. Макросоциологические теории: различие во взглядах на общество с точки зрения данных теорий

4. Пример органического направления в социологии

Список литературы

  1. Социальные движения: пример современного социального движения


В развитии общества довольно часто возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в состав формальных организаций или социальных институтов, и направленные либо на осуществление социальных изменений, либо на предотвращение последних.

Содержание понятия «социальное движение» органически связано с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные изменения и сопротивление им, конфликтное взаимодействие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных обществ, их борьба за социальный контроль.

Исходя из этого, можно дать следующее определение рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение – это массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном взаимодействии с другими социальными группами.

Под такое определение подпадает широкий круг социальных движений: экологических, феминистических, религиозных, революционных, политических, молодежных и др.

Следует отличать социальные движения от социальных институтов. Если социальные институты представляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию воспроизводства человека и определенных социальных отношений и взаимодействий в определенных циклах, то социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенные жизненные циклы.

Социальные движения существенно отличаются и от социальных организаций. Если социальные организации в большинстве своем являются формальными образованиями с отчетливо выраженным официальным членством и фиксированными уставами, нормами и правилами взаимодействия, то социальные движения не обладают такими признаками.

Для социологического изучения социальных движений весьма существенное значение приобретает их типологизация. Одним из распространенных типов рассматриваемого социального процесса являются общие социальные движения. К их числу обычно относят рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира.

Наряду с общими, в современном обществе имеют широкое распространение специфические социальные движения. Нередко они возникают на тех социальных основах, которые присущи общим социальным движениям, но придают им более конкретное воплощение в своих целях и действиях.

Если говорить о современных социальных движениях, то необходимо отметить, что в послевоенный период возникли и стали активно развиваться такие социальные движения как: женское движение, движение за права сексуальных и гендерных меньшинств, движение за мир, движение за гражданские права, антиядерное движение и энвайронментализм. Часто эти движения называются новыми социальными движениями. Они стали основой для возникновения, в частности, зеленых партий и организаций, находящихся под влиянием идей новых левых. Некоторые считают, что 1990-е годы стали временем появления нового глобального социального движения — антиглобализационного.


2. Определения основных типов социального неравенства


Социальные отношения в любом обществе характеризуются как неравные. Социальное неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам как деньги, власть и престиж. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными. Естественные различия могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, которые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства. Однако главной чертой общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, враг, политический деятель) и т.д.

Неравенство в обществе рассматривают с двух сторон. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов – это борьба за обладание большими возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство – неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем, как в источнике развития. Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между людьми, группами, поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: профессиональном статусе в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение прежде всего из-за своей ориентации на реальные действия, интересы, которые поддаются наблюдению и анализу.

История различных обществ свидетельствует, что каждое из них пыталось по-своему организовать социальное не равенство. Однако, несмотря на разнообразие социокультурных особенностей каждой страны, четко выделяются три основных исторических типа организации социального неравенства:

- кастовая организация, предполагающая жесткое иерархическое разделение всего населения на несколько слоев – каст. Между этими слоями существовали практически непреодолимые барьеры: запрещались браки между людьми, принадлежащими к разным кастам, человек по своему желанию не мог сменить касту, принадлежность к которой определялась при его рождении.

- сословная организация, распространенная в традиционных обществах и предполагавшая деление общества на сословия – слои, обладающие в соответствии с традициями или законом неравными правами и обязанностями.

- организация неравенства в современном обществе (ее иногда называют классовой), отличающаяся отсутствием жестких преград между различными слоями. Формально каждый человек может изменить свое положение в системе социальной иерархии, то есть он не обречен на то, чтобы постоянно находиться в рамках своего слоя или класса, а ориентирован на достижение. И хотя, каждый слой современного общества постоянно воспроизводится, удерживает в себе определенную устойчивую часть населения, тем не менее не существует той фатальной предопределенности социального положения, характерной для двух предшествующих исторических типов организации неравенства.


3. Макросоциологические теории: различие во взглядах на общество с точки зрения данных теорий


В макросоциологии выделяют две основные противоположные по своим принципам теории: теория функционализма и теория конфликтов.

Основным принципом функционализма является то, что данная теория рассматривает общество как живой организм.

Такая точка зрения на общество и общественную структуру была впервые выражена в XIX в. Гербертом Спенсером. Он сравнивал общества с живыми организмами, подобными человеческому телу.

Развил заложенные Спенсором теории функционализма французский социолог Эмиль Дюркгейм. Дюркгейм рассуждал так: если общество образовано из множества различных частей и каждая оказывает влияние на функционирование всей системы, то общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе.

Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.

Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт является движущей силой истории.

Одной из наиболее значительных современных теорий является концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе — это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

Положения теории конфликта, сформулированные Дарендорфом:

  1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление.

  2. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.


Случайные файлы

Файл
113311.rtf
81093.rtf
162280.rtf
BOOK.DOC
176931.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.