Теоретические проблемы правовой и криминальной психологии (131888)

Посмотреть архив целиком

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ и криминальной ПСИХОЛОГИИ


Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами – социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме одно из центральных мест занимает право, правовое регулирование – упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно санкционированным правовым нормам. Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическую регуляцию человеком своего правозначимого поведения называется правовой психологией.

Правовой психологией называется и раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.

Право, правовая культура – историческое достижение цивилизации в области социо-нормативной регуляции жизнедеятельности общества. Аксиоматические постулаты права формировались в глубокой древности. С развитием общечеловеческой культуры социальные ценности все более интегрировались в праве. В цивилизованном обществе само право стало базовой социальной ценностью. Развитое право демократично. Оно ограничивает власть государства в пользу граждан. Но и гражданин в правовом государстве становится способным к высокой гражданской саморегуляции своего поведения – оно становится правоприменительным. Такое поведение требует развитого правосознания, правового воспитания. Установка общественного и индивидуального сознания на правовые ценности – основа правореализации. Для этого необходимо понимание и интернализация права как основной базовой социальной ценности.

Право в цивилизованном обществе обеспечивает свободу личности от произвольных установлений, ее возможность самостоятельно проявлять свою социальную ответственность, не зависеть от диктата власти в проявлении своей человеческой сущности. От правопонимания – трактовки сущности права, отношения общества к праву – зависит состояние законности и правопорядка в данном обществе.

Право – это общеобязательный, общечеловеческий масштаб поведения. Нормативным выражением права является правовой закон. В правовом государстве верховенство принадлежит не закону вообще, а правовому закону, закону, несущему в себе социальное благо. Для определения этого качества закона необходимо соотнести его содержание с общемировой практикой законотворчества, учитывать мировые демократические стандарты. Каждая принимаемая законодателем норма должна подвергаться социальной экспертизе, оцениваться с позиции ее соответствия актуальным потребностям общества, социально-психологическим механизмам взаимодействия людей, возможностям массового поведения. Закон должен адекватно отражать то явление общественной жизни, которое он призван урегулировать.

В правовой регуляции существенную роль играют средства воздействия на массовое правосознание, научно обоснованный прогноз поведения человека при различных правовых ситуациях. Законодатель должен адекватно отражать актуальные потребности социального развития общества, учитывать социально-психологические особенности функционирования личности. Престиж права зависит от соответствия законодательства как интересам общества, так и отдельной личности. Однако и сама личность должна быть подготовлена к правоусвоению и правореализации, обладать необходимой общей и правовой социализацией.

Социальная адаптация – активное социально положительное приспособление индивида к условиям социальной среды.

Приспособление к социальной среде имеет свои разновидности, оно может быть и социально не адаптированным. Приспособленным к условиям жизни может быть и ловкий карьерист, и изворотливый политический деятель, и практически смышленый делец.

Социальная адаптированность трактуется нами как социально положительное поведение: все проявления асоциальности и тем более – антисоциальность – проявления социальной дезадаптации.

В «подвале» человеческой психофизиологии лежат могучие «ангельские» и «сатанинские» резервы. Поведение человека зависит от того, какие выводы этим резервам будут предуготовлены социальной средой. От того, сумеет ли эта среда блокировать потенциально опасные для нее проявления человеческих страстей, желаний и влечений зависит вся жизнедеятельность общества. Обществу необходима сублимация (от лат. sublimare – возносить), вознесение инстинктивных форм психики на социально приемлемый уровень. Такова одна из основных задач социализации индивида.

В результате наших исследований приходим к выводу: социализация – овладение личностью механизма социальной саморегуляции, самоподчинение личности социальным требованиям, ее переход от внешней детерминации (команд, приказов, инструкций) к внутренней социально ориентированной самодетерминации.

При низком уровне нравственного и интеллектуального развития индивида в его поведении преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида не достаточно интегрированы, его низшие эмоции преобладают над высшими чувствами. Его социально обусловленные чувства не столь глубоки и интенсивны, чтобы обеспечивать устойчивый поведенческий самоконтроль.

Каждый человек обладает своим набором «значений для себя», своим индивидуальным классификационно-оценочным механизмом – личностным конструктом. Базовые личности конструкты определяют допускаемую индивидом меру отклонения от нормы в различных типовых ситуациях.

В острых конфликтных ситуациях, в обстановке конфликта норм возможна регрессия поведения индивида – переход его на предшествующие уровни развития. Регрессия может распространяться на отдельные регуляционные компоненты – потребностно-мотивационные, смысловые, целевые или операционные. Все это свидетельствует о том, что поведение человека не регулируется каким-то неизменным, стабильным механизмом правосознания. Оно имеет глубинные основания и в подсознании индивида.

В сложных социальных ситуациях, в условиях социально-идеологической и экономической трансформации к социальной адаптации личности предъявляются повышенные требования. Кардинальные социальные преобразования порождают новые социальные функции и соответственно – социальные роли, изменяют статус социальных групп, обостряются различия в интересах, ценностных ориентациях, нормах поведения. Жизнедеятельность человека в этих условиях сопряжена с усложнением его психической саморегуляции. Общесоциальная стратегия жизнедеятельности индивида часто предопределяется корпоративными стратегиями, обостряется межгрупповая конкуренция, усиливается агрессивность низкостатусных групп, обостряется межэтническая враждебность. Поведение многих людей при этом дестабилизируется тем, что они включаются в несовместимые социальные группы – в группы с пртиворечивыми социальными ценностями, нормами. Возникающие социально-ролевые конфликты обусловливают внутриличностную конфликтность, – возникает раздвоение сознания личности, ее психическая дезинтеграция. Социально-экономический кризис усугубляется кризисом в социально- психологической сфере. Социально отклоняющееся поведение приобретает угрожающе широкое распространение.

Для формирования самодисциплины членов общества необходимо утверждение базовых ценностных ориентиров, предоставление личности возможности ее жизнеобеспечения новыми правомерными способами, повышенный социальный контроль, неотвратимость санкций за любое правонарушение, направленность общества на правовую социализацию личности.

Для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять (интернализировать) правоохраняемые социальные ценности, усвоить стереотипы правоисполнительного поведения.

Правовые представления, оценки и установки образуют правосознание личности. Правосознание – сфера сознания человека, связанная с правозначимыми явлениями. Оно подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. В исследовании анализируются особенности этих форм правосознания, механизмы их формирования.

Правосознание – сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и правосоотнесенной регуляцией поведения. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией, общей направленностью личности в отношении социальных ценностей, охраняемых правом.

Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, в особом структурно-личностном образовании – солидарности личности с правом на основе ее убеждения в необходимости соблюдения правовых норм или в правовом негативизме – в отрицании правовых ценностей. Солидарность личности с правом означает, что правоисполнительное поведение само по себе становится личностно принятой ценностью, самодовлеющим интересом личности.

Реализация правовых норм в реальном поведении человека – сложный психологический процесс. Однако не психологические процессы, взятые изолированно, деформируют человеческое поведение. Сознание регулирует поведение человека, но и само оно формируется теми условиями, в которых осуществляется жизнедеятельность индивида.

В результате исследования проблемы правосознания и правоисполнительного поведения приходим к следующим выводам:

Первопричиной противоправного поведения являются не «дефекты» правосознания, а те реальные жизненные условия, которые эти дефекты порождают.

Правоисполнительное поведение можно подразделить на три уровня:


Случайные файлы

Файл
91841.rtf
18052.rtf
kursovik.doc
ЛР №1.doc
80678.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.