Особенности креативного обучения (130202)

Посмотреть архив целиком

Содержание


Введение

  1. Развитие креативных способностей учащихся

  2. Особенности креативного обучения

  3. Методы работы в синектических группах

Заключение

Список использованных источников


Введение


По современным представлениям, развитие креативных способностей у детей - одна из принципиальных целей образования. Школа формирует и развивает общие способности ребенка. В течение длительного времени усилия педагогической науки, и системы образования в целом преимущественно были сконцентрированы на точных науках: математике, физике, что в значительной мере диктовалось запросами ВПК. В этот период времени появились многочисленные публикации и методики, посвященные развитию физико-математических способностей у детей. Данное направление, конечно, не утратило своей значимости и по сей день.

Вместе с тем, развитие у детей творческих способностей, проявляющихся в естественных дисциплинах, оказалось явно недооценено. И сегодня в педагогической практике разговор о способностях к химии, биологии, географии, вызывает недоумение, тогда как, например математические способности отмечаются и поощряются.

Таким образом, насущной задачей сейчас является воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные умные решения, находить выход из разных ситуаций, личности, способной к творчеству. Формирование и развитие креативных способностей у детей очень важно, и формирование это должно быть основано на современных подходах к организации процесса обучения в свете модернизации образования в целом.

Элементы творчества можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе. Творчество школьника по самой природе - деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии учителя. Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу и серьезно относится к ней. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, эти знания он должен получить на уроке. Учитель обязан научить навыкам и приемам работы, которые нужны ему для создания запроектированных изделий. От учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать, не допустить отказа от творчества по "неумению". Желание творить приходит к ребенку рано. Не следует ждать, когда ученик получит большие знания и прочные навыки - это дело наживное. Для достижения результата первично творческое усилие, оно доступно всем.

Также создаются специальные группу, в которых собираются творческие люди, для решения определенных проблем – синектические группы.

.

2. Развитие креативных способностей учащихся


Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально-гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам, знаки внимания, интерьер классной комнаты, разнообразные формы работы воспитателя на классных часах, во внеурочное время, речевые, пластические, мимические средства и многое другое.

Создатели теории развивающего обучения выделяют несколько наиболее устойчивых позиций, которые будут способствовать созданию на уроке атмосферы творчества и развития:

Во-первых, учитель должен научиться демонстрировать детям живое мышление. Он выступает не как носитель некоторой готовой информации, а как человек, который знает, как возникают знания.

Во-вторых, знания на уроках не предъявляются в готовом виде, они выводятся, формулируются путем коллективного рассуждения, на основе уже имеющихся знаний, из прошлого опыта детей.

В-третьих, основной целью урока является не поиск и решение определенной суммы учебных задач, не погоня за все более высокими показателями, а создание таких педагогических ситуаций, такой атмосферы, в которой должна состояться мысль, где постоянно работает детская интуиция, догадка.

Главной задачей учителя является — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу.

Одним из важных моментов, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие творческих способностей, является учебно-развивающая среда. В качестве ее критерия рассматривается способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития. При этом возможность понимается как особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта, являясь в равной мере как фактором общеобразовательной среды, так и поведенческим фактором субъекта. Для того, чтобы использовать возможности среды, и возможности, отвечающие потребностям учащегося, и таким образом, мотивирующие его деятельность, ребенок проявляет соответствующую активность.

Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций. [6; 36]

Что касается учащихся младших классов, то их творческая (изобретательская) деятельность должна быть направлена не столько на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: придумывание примеров, задач, загадок; высказывание оригинальной гипотезы, сочинение сказки, метафоры, пословицы, задачи «да-нетки»; изобретение подвижной или дидактической игры, придумывание нового свойства объекта и его практическое применение, обсуждение вариантов выполнения задания; генерирование способов решения как технической, так и социальной проблем; изготовление игрушек, поделок, наглядностей и т.д.

При организации работы по формированию креативности следует учитывать, что «детям с опережающим развитием интеллекта и творческими устремлениями необходима не только соответствующая умственная нагрузка, но и не меньше, чем любому другому, своевременное руководство учителя. Очень много для детей с высокими умственными возможностями может дать и обычная школа, только если там есть Учитель с большой буквы». [4; 72]

К сожалению, до сих пор в традиционной школе сохраняется представление об «идеале учителя» — как о «человеке, который очень много знает». В основе методики начального обучения заложен так называемый «принцип подражания», который заключается в том, что дети учатся по заранее подготовленным образцам, учитель выступает как человек, который все знает и должен всему этому научить ребенка. Ребенку нужно быть очень послушным и аккуратным исполнителем — и в этом залог его успеха.

Однако мир вокруг стремительно изменяется, и учитель оказался в довольно сложной ситуации: знания, информация, а вместе с ними и технология ее добычи меняются со стремительной скоростью, образование с трудом успевает отслеживать эти перемены. Именно такая стремительная динамика происходящих в обществе на современной ступени развития социальных и культурных перемен, высочайший уровень развития науки вызывает необходимость переноса внимания педагогов с процесса передачи готовых знаний на процесс добывания знаний, то есть на развитие мышления и творческих способностей.

Понятно, что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании.

Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30% из них достигают в жизни вершин. Чем активнее учитель включится в проблемы интеллектуальной одаренности, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться, сумевших реализовать свой творческий потенциал.

Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.

  2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

  4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.

  5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

  6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. [1; 4]

Психолог В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

  • отсутствие образца регламентированного поведения;

  • наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);

  • создание условий для подражания творческому поведению;


Случайные файлы

Файл
154757.rtf
16658-1.rtf
16854.rtf
18267.rtf
115246.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.