Мышление и внутренняя речь (129942)

Посмотреть архив целиком

2



Оглавление


Введение

Глава I. Мышление как высший уровень познавательных процессов

Глава II. Связь речи и мышления. Внутренняя речь

Связь речи и мышления

Внутренняя речь

Заключение

Список литературы



Введение


Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях – в совокупности всех этих качеств, то посредством мышления осуществляется анализ таких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. И самое главное – с помощью мышления познается то общее в предметах и явлениях, те связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. К примеру, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад, однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атома, и историю человечества. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно не воспринимаемых, достигается с помощью мышления.

Вскрывая существенные и закономерные связи между предметами и явлениями, человек в процессе мышления всегда обобщает единичные факты и применяет результаты обобщения – общие законы к частным, единичным случаям, явлениям, объектам. Ощущение, восприятие, мышление – это звенья единого акта познания. Обычно в процессе мышления человек берет за основу познание единичного, конкретного. При обобщении он вскрывает и познает общее в единичном, отдельном факте, явлении, объекте. В свою очередь, единичное, как правило, является результатом ощущения или восприятия. Любой вид деятельности, любой вид труда основывается на решении мыслительных задач. Говоря о мышлении, как наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, нужно понимать, что оно неразрывно связано с чувственным познанием, являющимся главным информатором об окружающем мире.



Глава I. Мышление, как высший уровень познавательных процессов


Мышление1 – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в итоге – к словесному мышлению. Мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания через ощущения и восприятия, мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность этого отражения непрерывно проверяется в ходе практического преобразования природы и общества. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. Зависимость от человека, выясняющего тепловое состояние предмета, просто исключается, поскольку температуру предмета можно измерить опосредованно – с помощью термометра, а не непосредственно – через тепловые ощущения руки. В результате чувственный образ предмета однозначно определяется только самим предметом, то есть объективно. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятия и представлений, выходя далеко за их пределы. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга. Для мыслительной деятельности существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного.

С появлениями речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство, закрепить, зафиксировать понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для окружающих. Таким образом, вытекает, что мышление, существует в материальной, словесной оболочке.

Показательно выступает социальная природа человеческого мышления. Для нее характерна неразрывная преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, передачи от одного человека другому, от поколения поколению. Такая фиксация осуществляется с помощью книг, журналов. Умственное развитие совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый осваивает в ходе обучения.

Виды мышления:

Наглядно-образный вид мышления – состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). 3начение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

Наглядно-действенное мышление – заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Человек обсуждает и решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Два последних вида мышления – в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

Мыслительная деятельность – это необходимая основа и для усвоения знаний, и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества. В процессе общественно-исторического развития, познания и преобразования природы и общества вырабатываются и систематизируются научные знания.

Структура мыслительного процесса очень сложна и определяется типом задачи, которая может включать:

  • мотивацию – желание решить задачу;

  • анализ задачи – что дано? Что найти? Недостающие или избыточные данные;

  • поиск решения.

Мышление, как предмет изучает не только психология, но и логика. Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения. Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это высказывание чего-то о чем-то. В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными.

Умозаключение – является формой мышления и представляет собой связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходными суждениями являются посылки. Различают умозаключения двух видов: 1) индуктивные; 2) дедуктивные. Индуктивные есть умозаключения от частных случаев, примеров к общему положению. Дедукция — умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру, явлению. Видом дедукции является силлогизм – простейшая и вместе с тем очень типичная логическая форма мышления. Силлогизм необходим для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря нему всякое мышление становится доказательным, убедительным. Поэтому формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение, умозаключение, тем самым изучает важнейшие закономерности мыслительной деятельности.

Психология изучает процесс мышления индивида, то есть исследует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Таким образом, предмет логики – это соотношение между познавательными результатами, которые возникают в процессе мышления. Психология же изучает закономерности протекания мыслительного процесса, который приводит к познавательным результатам.

Процесс мышления – это, прежде всего анализ и синтез2. Анализ – это выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, свойств, связей. В ходе анализа предмета свойства, являющиеся наиболее важными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств такого же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет потребностей, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать. Изучая мышление, психологическая наука учитывает в той или иной степени, специально исследует, какие потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность и при каких обстоятельствах возникла потребность в анализе и синтезе. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обнаруживает тот факт, что всякое мышление – это мышление личности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, обществом, людьми.

Мотивы мышления бывают: специфически познавательные и неспецифические. В первом случае движущимися силами мыслительной деятельности служат мотивы, в которых проявляются познавательные потребности. Во втором – мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов.

Один из источников (факторов) проявления мышления. Рассмотрим проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек неожиданно натолкнулся на непонятное. Задача же появляется из проблемной ситуации, тесно связанной с ней, но отличающейся от нее. В ходе ее решения отчетливо выступает как процесс мышление. Нахождение решения часто описывают как внезапное, неожиданное, озарение. Во всяком случае, таким образом, фиксируется результат, продукт мышления. Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом, но их нельзя отождествлять. Решение задачи осуществляется только с помощью мышления, и не иначе. Но, мышление проявляется не только в этом процессе. Мыслительная деятельность необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания умственных усилий, требующихся для ее последующего разрешения. Мышление нужно для усвоения знаний, для понимания текста в процессе чтения и других случаях, не тождественных поиску ответов на задачу.

В психологии мыслительной деятельности выделяют различные ее виды – наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление.

В преддошкольном возрасте мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует объекты по мере того, как он потрогает руками, разъединит предмет и вновь соберет. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает у дошкольников. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, как ранее. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. Такое мышление детей полностью подчинено их восприятию, и потому они не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых свойств рассматриваемого предмета.

Отвлеченное мышление у школьников выступает не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Осваивая различные науки, например ученик, начинает успешно оперировать не только отдельными понятиями, но и целыми классами, системами понятий.


Глава II. Связь речи и мышления. Внутренняя речь


Речь – это форма общения людей, опосредованная языком, и является особым видом деятельности.

В первые года жизни у человека она развивается в несколько этапов. В первое полугодие – наблюдается звукоподражание (гуление), во второе полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему. В первый год появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна и ситуативна. В возрасте от года до трех растут активный и пассивный словари и составляют примерно 100 слов, и лишь к трем года при нормальном развитии словарный запас составляет около 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. В этот период развития он правильно произносит звуки за исключением сложных.

Далее, от 3 до 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7-ми годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

В младший школьный возраст наблюдается контекстная и письменная речь, а в подростковый возраст появляется литературная речь. В дальнейшем, впоследствии бурной жизни и личностного развития появляется сленг.

Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление – перенесение речи внутрь.

Связь речи и мышления

Речь – это так же форма существования мысли, однако неправомерно отождествлять мысль и речь, как и представлять ее лишь только внешней формой мысли.

Свойства речи:

  • содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего);

  • понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям);

  • выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом);

  • действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Поведенческая психология пыталась свести мышление к речи, а мысль – к «деятельности речевого аппарата». Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому речь не есть совокупность реакций по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она – интеллектуальная операция. «Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению». (С.Л. Рубинштейн.)3

Нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. В речи мы формулируем мысль, но, делая это, мы одновременно ее формируем. Речь поэтому нечто большее, чем внешняя одежда, форма мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в ней и совершается.

Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми отношениями (ср. отношения формы и содержания в философии). Речевая (грамматическая) структура предложения часто не совпадает с логической (мыслительной) структурой суждения, выраженного в этом предложении. Иногда в языке отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в языке, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Уже в силу этого нельзя непосредственно отождествлять мышление с речью. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» связана с логикой мысли, но не тождественна с ней.

Внутренняя речь

Существует много видов речи, выделенных на разных основаниях. В этом разделе мы рассмотрим две видовые оппозиции: речи устную и письменную, внешнюю и внутреннюю.

Устная речь (публичного оратора, разговорная неофициального характера и спонтанная, речь-беседа в условиях непосредственного контакта с собеседником) и письменная, с одной стороны, очень тесно связаны между собой, с другой – существенно отличны. Различия между ними не сводятся к тому, что они пользуются разными техническими (артикуляционными) средствами, они более глубоки. Хорошо известны великие писатели, бывшие весьма слабыми ораторами (М. Горький), и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении (то есть лишенные интонации, динамики, жестов, мимики и др.) теряют большую часть своего обаяния.

Письменная и устная речь обычно функционируют в разных сферах общения, разных общественных институтах. Речь устная по преимуществу выполняет функции в сфере бытовой, разговорной, диалогической, но может быть и ораторским выступлением, докладом, лекцией. Кстати, заранее написанная речь, зачитываемая устно, не может считаться устной в полном смысле. Письменная речь – атрибут делового общения, научно-технической сферы, она более безлична, часто предназначена не для непосредственно присутствующего собеседника.

Письменная речь, как правило, передает более отвлеченное содержание, между тем как устно-разговорная чаще рождается из непосредственного переживания. Именно отсюда вытекает ряд различий в структуре устной и письменной речи.

В устно-разговорной речи собеседников объединяет наличие общей ситуации и общего запаса предварительной доречевой информации, которая шире общих фоновых знаний по теме разговора. В таких случаях люди понимают друг друга «с полуслова», иногда достаточно намека, чтобы быть понятым. В разговорной речи поэтому многое недоговаривается, опускаются моменты, ясные из ситуации. В устной речи-беседе, помимо смыслового содержания, имеется целая гамма выразительных средств (модуляция голоса, интонация, паузирование, голосовые подчеркивания и т. д.), при помощи которых передается то, что недосказано в самом содержании.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или принципиально неизвестному читателю (например, в массовой информации газетно-журнальные тексты обращены к массовой, рассредоточенной в пространстве анонимной аудитории), не приходится рассчитывать на то, что содержание будет дополнено общими переживаниями, порожденными общей с автором ситуацией. Поэтому в письменной речи из-за отсутствия обратной связи (характерной для непосредственного общения) требуется более развернутое, чем в устно-разговорной, построение текста, все существенные для содержания логические связи должны быть явно выражены и раскрыты. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания.

Многие психологи считают, что разговорная устная речь – ситуативная, а письменная речь – контекстная.

При всех различиях между устной и письменной речью они не отделены друг от друга, и они же внутри сами неоднородны. Существуют виды устной речи, приближенные к письменной, и стили письменной, значительно приближенные к устной. Например, личная переписка друзей будет резко отличаться от научного трактата; эпистолярный стиль значительно приближен по характеру своих текстов к устно-разговорной речи. С другой стороны, публичная лекция, доклад используют все выразительные средства устной речи, но в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной. Вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, лекцию нельзя превращать просто в чтение некоторого текста. Произнесенная перед безмолвной аудиторией, она должна быть в какой-то мере лекцией-беседой: сугубо тонкая чувствительность, улавливающая невысказанное состояние аудитории, податливой или сопротивляющейся, увлеченной или скучающей, и умение тут же, как в речи-беседе, учесть по едва уловимой реакции слушателей их внутреннее состояние отношение к сказанному – все эти особенности устной речи должны сочетаться со строгой систематичностью и логической связанностью изложения, свойственными не разговорной устной, а письменной речи.

Приведенные примеры означают, во-первых, что устная и письменная речь не внешние противоположности, они взаимовоздействуют друг на друга, взаимопроникают. Во-вторых, это означает, что (коренные различия между типичными устно-разговорными текстами и письменными научными связаны не просто с техникой письма и устной звуковой речью, но и с различием функций. Устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и по преимуществу для сообщения по поводу непосредственно переживаемого. Письменная служит обычно для нужд более отвлеченной мысли.

Большие различия, и притом по своему отношению к мышлению, существуют между внешней устной речью и внутренней, которой мы пользуемся, когда, мысля про себя, мы переводим наши мысли в словесные формулировки. Некоторые психологи выделяют в качестве промежуточной между внутренней и внешней речью, так называемую эгоцентричную речь. Она особенно характерна для детей, когда играющий ребенок разговаривает как бы сам с собой. Иногда при ослабленном самоконтроле эгоцентрическая речь возможна и у взрослых, особенно у пожилых людей. Активность ее возрастает при возникновении каких-либо затруднений в деятельности. Эгоцентрическая речь обслуживает не столько общение, сколько интеллект, она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей функции, по ее психологическому значению.

В качестве внутренней, речь перестает быть средством общения для других, становясь, прежде всего формой внутренней работы мысли. При этом она остается социальной генетически: «внутренняя» речь, несомненно, производна от речи «внешней». Она (внутренняя речь) формируется в онтогенезе (у ребенка), когда ребенок достаточно хорошо овладеет речью внешней в результате перевода, «пересадки» ее вовнутрь – в психику. Происходит это, когда ребенок для планирования своей игровой и иной деятельности использует проговаривание вслух словесного обозначения, выражения собственных действий. Таким образом, развитие внутренней речи начинается с промежуточного, эгоцентричного этапа. При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

Выполняя иную функцию, по сравнению с внешней речью, внутренняя отличается от нее и по своей структуре. Во внутренней речи речевая форма выступает как бы редуцированной: от нее остаются лишь некоторые, самые важные элементы, а все то, что само собой разумеется, не получает речевого оформления.


Заключение


Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. Человеческое мышление – в каких бы формах оно ни осуществлялось – невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в нем возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются цель, новая проблема, новые условия деятельности. Мышление – это поиск и открытие нового. Важную роль играет способность человека видеть неопределенность в тех или иных предметах и явлениях действительности, его умение ставить вопросы, проблемы, которые нуждаются в разрешении.

В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, проблемной ситуации не возникает, и потому мышления просто не требуется. Потребность в мыслительной деятельности исчезает, если человек хорошо овладел способами разрешения типичных ситуаций, но, обогатившись новыми методами, он вынужден снова решать те же задачи, ставшие ему известными в целях выбора наилучшего решения, более быстрого.


Список литературы


  1. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

  2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1995. – 576 с.

  3. тов/Под ред. Л.А. Венгера. – М.:Просвещение. 1985. – 272 с.

  4. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.

  5. Общая психология: Учебник/Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 560 с.

1 Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006., стр. 232.

2 Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006., стр. 235.

3 Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006., стр. 252.