Влияние рассматривания художественных картин о природе на обогащение содержания изодеятельности дошкольников (112199)

Посмотреть архив целиком

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова










Контрольная работа

Влияние рассматривания художественных картин о природе на обогащение содержания изобразительной деятельности дошкольников




Работу выполнила

студентка 3 курса 1 группы

заочного отделения

Варламова И. В.







Ульяновск, 2010


Содержание


Введение

1. Рассматривание картин о природе (значение, требования)

2. Наблюдения за явлениями природы зимой в старшей группе

3. Конспекты занятий

А) Занятия после наблюдений в природе

Б) Занятия после рассматривания картин о зиме

Заключение

Список литературы



Введение


Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным "живым" общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.


  1. Рассматривание картин о природе (значение, требования)


Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному. Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент - знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи. Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы. При рассматривании возможно многократное восприятие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения указанных дидактических задач. В педагогическом процессе детского сада используются специальные картины предметные и сюжетные. Реалистичность, простота и ясность замысла художника, выразительность художественных средств в единстве с доступным детям познавательным содержанием - основные требования, предъявляемые к картинам. используемым в обучении дошкольников. Кроме того, метод рассматривания картин позволяет дать дошкольникам первое, самое общее представление о приемах живописи классиков и современности. Можно обратить внимание детей на то, что в изобразительном искусстве в наши дни постепенно устанавливаются новые стандарты, особенности современного стиля, условности изображения, подчас необычные, но своеобразные, яркие. Разглядывая понравившуюся картину, ребенок учится видеть перспективу, замечать пропорции, контраст цвета и тени, глубину изображения.

Некоторые картины (о зиме), которые могут быть рекомендованы для рассматривания дошкольниками:

  • И. И. Левитан " Зимой в деревеньке", "Зимой в лесу"

  • В. Д. Поленов "Зима"

  • И. И. Шишкин "Зима", "На севере диком"

  • В. И. Суриков "Взятие снежного городка"

  • К. А. Коровин "Зимой"

  • И. Э. Грабарь "Зима", "Февральская лазурь", "Иней"

  • А. К. Саврасов "Зимний пейзаж", "Зимняя дорога", "Иней"

  • А. А. Пластов "Первый снег"

  • К. Ф. Юон "Русская зима", "Волшебница –зима", "Зима. Черные березы", "Конец зимы. Полдень", "Лыжная экскурсия", "Зимка"

  • И. Медведев "Снегири. Болдов ручей"

  • А. Липатов "Снегири"



2. Наблюдения за явлениями природы зимой в старшей группе


Наблюдение - один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

  • За изменением и преобразованием объектов;

  • Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

  • Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

  • Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

  • Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

  • Высокая умственная активность и самостоятельность детей

А) Приметы зимы

Предложить детям поговорить о приметах зимы, вспомнить и самим рассказать о приметах, которые им известны(зимой холодно, идет снег, некоторые насекомые и животные спят, нет листьев на деревьях, дни короче, ночи длиннее и т. п. ). Задать вопросы: почему идет снег, а не дождь? почему ложатся спать животные? где насекомые? и т. д. Предложить рассмотреть снежинки. Сделать вывод: все снежинки разные и удивительно красивые, но у всех есть общее свойство, какое?(6 лучей) В группе предложить вырезать снежинки из бумаги.

  • По данному наблюдению могут быть рекомендованы картины:

Саврасов "Иней", "Зимний пейзаж", "Зимняя дорога"; И. Э. Грабарь "Февральская лазурь", "Зима"; К. Ф. Юон "Зимка", "Русская зима", "Волшебница-зима".

Б) В гости к деревьям

Предложить вспомнить, какими были деревья на участке осенью? А летом? А сейчас какие? Почему так происходит?(из промерзшей земли корни не могут тянуть воду и холодного зимнего солнца им недостаточно, поэтому деревья сбрасывают листья и засыпают. Если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под тяжестью снега, а с тонких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда).Обратить внимание на ель и сосну. Изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья, так и будут зимовать в зеленом наряде. Хвоинки –это те же листики, но маленьким иголочкам нужно меньше воды и солнца, поэтому они и не сбрасывают хвою. Хвойные деревья тоже спят зимой, засыпают позже и просыпаются раньше. Предложить собрать веточки лиственных деревьев и поставить их в вазу в группе.

  • По данному наблюдению могут быть рекомендованы картины:

Шишкин "На севере диком", К. Ф. Юон "Зима. Черные березы", "Конец зимы. Полдень", И. Левитан "Зимой в лесу"

В) Кто улетел, а кто остался?

Напомнить, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Почему одни улетают, а другие остаются зимовать с нами?

Где живут утки и гуси? (у рек, у прудов) Река для них дом и столовая.

Что происходит с реками зимой? (они замерзают) Значит, водоплавающим зимой надо искать себе другой дом.

А что летом кушают ласточки?

Чем кормят своих птенцов? (летающими насекомыми)

А зимой насекомые летают?(нет, они прячутся от холода до весны)

Зимой многим птицам нечего есть и они ищут себе дом в других местах, теплых и сытных. Почему не улетают синички, воробьи, вороны, галки, дятлы? (Зимой они могут отыскать себе пропитание: семена и плоды растений, насекомых и их личинок под корой деревьев, могут перебраться жить поближе к людям и поживиться остатками их пищи).


Случайные файлы

Файл
135849.rtf
131400.rtf
120436.doc
130362.rtf
69620.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.