Медицина Греции (92109)

Посмотреть архив целиком

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию




Контрольная работа

По дисциплине: "История медицины"

Тема: "Медицина Греции"


















Красноярск 2009


Введение


Медицина (лат. medicina, от medico – лечу, исцеляю) – система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Характер и уровень развития медицины определяются материальными условиями жизни общества, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Развитие медицины тесно связано с развитием естествознания, философии и техники.

История медицины изучает развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в неразрывной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций, с общей историей культуры народов. История медицины показывает, как на основе проверки и обобщения эмпирических знаний народа сложилась научная медицина, как медицинская наука развивалась в тесной связи с экономическим и политическим развитием общества, в борьбе передового, научного материалистического мировоззрения с мировоззрением ненаучным, идеалистическим.

Когда возникли первые зачатки медицинской помощи, врачевания – доподлинно не известно. Самая распространенная версия – одновременно с возникновением человека, т.е. за несколько сотен тысяч лет до нашей эры, в начале четвертичного периода в истории Земли. Эту гипотезу не раз высказывали не только специалисты-историки, но и медики. Так, великий физиолог И.П. Павлов писал, что «медицинская деятельность – ровесница первого человека», «было бы несправедливо считать историю медицины с письменного ее периода».




Врачевание и медицина в Древней Греции


Страны античного мира, располагавшиеся в бассейне Средиземного моря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и Рим.

Периодизация истории и врачевании. История Древней Греции насчитывает по меньшей мере три тысячелетия блистательного развития, в котором выделяют пять основных периодов: 1) крито-архейский, или эгейский (конец III – конец II го тысячелетия до н.э.); 2) предполисный (XIIX вв. до н.э.); 3) полисный (VIIVI вв. до н.э.); 4) классический (VIV вв. до н.э.); 5) эллинистический (30 годы IV в. – 30 г. до н.э.).

Крито-архейский период. Медицина Древней Греции (с IIIII тыс. до н. э.) начинается с крито-архейского периода, который известен не столько данными о народной медицине на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории, сколько сведениями о высоком уровне санитарного благоустройства в городах (особенно на острове Крит), влиянии на образ жизни и, естественно, врачевании с многочисленными теургическими ритуалами, осуществляемыми жрецами при лечении заболеваний.

Предполисный период. Гораздо более полные сведения были получены в XIIX вв. до н.э., главным образом из памятников культуры и литературы. Здесь прежде всего нужно назвать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, слепого поэта, воспевшего, в частности, осаду греками г. Трои. Гомер упоминает о целой семье врачей во главе с Асклепием (в латинской версии – Эскулапом), позже его обожествили и возвеличили как бога врачевания.

От имени Асклепия (рис 1) произошли названия лечебниц при храмах – Асклепионы, в которых жрецы лечили пациентов, прибегая к внушениям, даже гипнотическим воздействиям, молитвам, заклинаниям, толкованию снов пациента, впавшего в гипнотический сон, подчас и используя лечебные травы и другие средства. Кроме этих религиозных учреждений, врачи-ремесленники, ученики семейных врачебных школ, все более становящиеся светскими медиками, избавляющиеся от влияния религиозных предписаний, обрядов, организовывали для приема больных своего рода амбулаторные учреждения – атрейи, которые декорировались, если позволяли средства, произведениями искусств. Врачей-жрецов, принимающих больных в асклепионах, называли асклепиадами. Пациенты в знак благодарности и признательности за лечение приносили в Асклепионы слепки больных органов или частей тела из гипса, мрамора и подчас, как гонорар, из серебра и золота. Сегодня по ним можно судить о характере анатомических знаний того времени. Интересно, что своего рода истории болезни записывались прямо на колоннах храмов, где развешивали и слепки больных органов.



Полисный период. В большей степени, чем религия, на медицину оказала влияние натурфилософия, как общее естественное научное и философское знание того периода, правда, находящееся еще в младенческом возрасте.

Ф. Энгельс писал, что в Греции «диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте», природа рассматривается как единое целое, всеобщая связь явлений не доказывается в подробностях, обстоятельствах – она просто выступает как результат созерцания. Он отмечал, что недостаток греческой философии – в отсутствии расчленения, анализа, но это рассмотрение природы в целом является и преимуществом греческой философии перед метафизикой.

Греческие философы разных школ и направлений рассматривали происхождение всего физического мира и психического душевного мира человека из элементов космоса, находящегося в вечном движении.

Философы первой материалистической линии стремились отыскать начало всех вещей не в божественной воле, а в физической природе.

Философы, а правильнее – натурфилософы, так как они занимались естествознанием, включая медицину, писали в своих сочинениях и об анатомии, патологии, даже о хирургических манипуляциях. Так, Диоген из Аполонии на Крите, ученик Анаксимена, занимался анатомией, создал целое учение о кровеносных сосудах, упоминал о левом желудочке сердца, сонной аорте, мозговой артерии, исследовал пульс. По его мнению, воздух из левого желудочка проникает во все сосуды, в которых смешивается с кровью.

Гераклит утверждал, что человеческие зародыши происходят только из мужского семени, а матка служит местом их развития. Анаксагору приписывают открытие боковых желудочков мозга. Эмпедокл полагал, что зародыши образуются из мужского и женского семени и получают образ отца или матери. Демокрит считал, что семя происходит из всех частей тела и что наружные части зародыша образуются раньше внутренних. В медицинских сочинениях Демокрит пишет об эпидемических болезнях, диете, лихорадке, прогностике, бешенстве. Пифагор полагал наличие высшей, разумной души, пребывающей в мозгу, и низшей, неразумной, чувствующей, обуреваемой страстями, пребывающей в сердце и печени.

Известны некоторые высказывания и Платона (рис 2) о местонахождении души, о мозге, а также о душевных и прочих заболеваниях человека.

Платон был сторонником дуализма, признания двух сторон: души и материального тела – в противоположность Демокриту, Гиппократу и другим философам и врачам, проповедующим взгляды о единой материальной природе человека.

Классический период. В Древней Греции сложилось несколько врачебных школ не только на территории полуострова, но и в Малой Азии и даже на побережье Черного моря, где создавались города в колониях. Наиболее известные из них – Кротонская, Книдская и особенно – Косская, из которой вышел великий Гиппократ.

Из врачей Кротонской школы самым крупным является Алкмеон Кротонский, который вскрывал трупы и сделал ряд открытий в морфологии, например слуховой канал, который позже стал известен как Евстахиева труба, перекрест (хиазма) зрительных нервов в мозгу да и сами эти нервы. Диоген – при вскрытии животных обнаружил следующее: правая часть сердца и вены содержат кровь, а артерии пусты, поэтому по Диогену – правая часть сердца обусловливает движение крови, а левая – «присасывает» воздух. Эта гипотеза была актуальной вплоть до открытия кровообращения Гарвеем.

Представители Книдской школы известны тем, что научились описывать симптомы, симптомокомплексы болезней и их значение для болезней, они описали шум трения плевры и посредством выслушивания груди шум «кипящего уксуса» при водянке груди; ввели в медицину ряд новых средств лечения – аппликации извести, глины на грудь и голову; широко применяли чеснок, лук, мяту, хрен; в объяснениях о болезнях исходили из представлений о неправильном смешивании соков тела, называя это состояние дискразией – в противоположность кразии, состоянию здоровья.

Косская школа, из которой вышел Гиппократ, еще до него была известна деятельностью многих выдающихся врачей, в том числе Гиппократа I, сын которого Гераклит был отцом Гиппократа Великого.

Отличительная черта Косской школы, в противоположность Книдской, состояла в том, что врачи ее обращали внимание на общее состояние больного и занимались преимущественно объективным исследованием больных, семиотикой, прогностикой, этиологией, – словом всем тем, чем прославили себя Гиппократ и его последователи. Точно так же и в терапии они обращали внимание на общее состояние больного.



Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) – великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Он родился на острове Кос, где в течение многих поколений существовала семейная врачебная школа асклепиадов. Жизнь Гиппократа, подобно жизни многих знаменитостей древности, окутана легендой, которая приписывает свершение им многих славных поступков: успешное подавление эпидемии чумы в Афинах в 428 г. до н.э. во время Пелопонесской войны, предотвращение военного нападения афинян на его родной остров Кос, лечение от сумасшествия философа Демокрита пр. Однако достоверность этих событий вызывает сомнения.


Случайные файлы

Файл
59882.rtf
148578.doc
14373-1.rtf
91308.rtf
59219.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.