Западная культура XIX века (70098)

Посмотреть архив целиком


Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра истории








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по культурологии

на тему:

«Западная культура XIX века»














Владимир – 2008.


План работы


Введение

Развитие науки и философии

Романтизм в художественной культуре Европы

Критический реализм в литературе и искусстве Франции, Англии, США

Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре 19 века

Тест

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В развитии европейской литературы, искусства, науки XIX в. – время появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми.

Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект.


Развитие науки и философии


XIX в стал веком непрерывных революционных переворотов в науке. Прежде всего это расцвет классического естествознания, создание единой системы наук. Укрепляется связь науки с производством, наука из малой превращается в большую – здесь теперь занято значительно больше персонала, чем прежде. Достигнуто значительное развитие философской мысли, проявлен всеобщий интерес к исторической науке, продвинулись языкознание, археология; заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения.

Усиление атеистических тенденций приводит в обществе к серьезному кризису церкви – в Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секурялизация образования и др. все это подрывает влияние религии как интегрирующего начала, меняет характер общественных связей – единство общества складывается во многом как национальное единство и профессиональное – культурное сближение по вертикали, в рамках одной и той же профессиональной деятельности.

Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. в экономическом базисе, развитии философии, науке и технике оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Европы.

Особенностью развития европейской культуры XIX в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы XIX в. Однако, несмотря на многообразие стилей, сложившихся в этом столетии, первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах творчества во всех странах.


Романтизм в художественной культуре Европы


  1. Романтизм в литературе, музыке и искусстве – стиль, делающий акцент на воображение, эмоции и созидательную индивидуальность артиста; природа и фольклор служат источниками вдохновения. Термин часто используют для характеристики культуры XIX в. в противовес классицизму XVIII в. В музыке достиг своего апогея в работах Шумана и Вагнера.

  2. Романтизм – направление в искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма, отражавшее в художественных произведениях внутренний мир героев, идеальные чувства и страсти.

  3. Романтизм – творческое направление в европейской литературе XIX в.; его характерные черты: идеализация прошлого (средневековья), индивидуализм, исключительность образов и сюжетов.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В Германии романтизм возник раньше, чем в других странах. Многим из немецких романтиков был чужд пафос передовых социальных идей. Они идеализируют средневековое прошлое, отдаются безотчетным душевным порывам, рассуждают о бренности человеческой жизни. Искусство многих из них было пассивным и созерцательным. Лучшие свои произведения эти художники создали в области портретной и пейзажной живописи.

Выдающимся портретистом был Отто Рунге (1777-1810). Портреты этого мастера при внешнем спокойствии поражают интенсивной и напряженной внутренней жизнью. Пейзажи Каспара Давида Фридриха (1774-1840) открывают красоту горных ландшафтов юга Германии и меланхолическую призрачность залитых лунным светом северных морских побережий.

Бунтарская сущность романтизма ярче всего проявилась во Франции. Там в этом художественном течении отразилось глубокое разочарование в результатах французской революции, протест против буржуазной действительности, разбившей мечту о «царстве разума и свободы», о котором говорили просветители XVIII в. Французский романтизм сложился в начале 1820-х гг., накануне нового революционного подъема. Французских художников увлекали сильные и деятельные герои, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Представители романтического направления отстаивали право художника непосредственно выражать свои мысли и чувства, боролись против сковывающих творческую свободу академических правил классицизма. «Слушаться природы, правды и вдохновения» стало основным правилом романтиков. Рассудочности академистов они противопоставляют эмоциональность и драматизм образов, смелые динамические композиции своих картин; сухому рисунку – насыщенные яркие краски. Французские романтики стремились найти большую тему в современности, их влекла к себе также экзотика Востока и освободительная борьба порабощенных народов.

Художником, с именем которого связаны первые блестящие успехи романтизма во Франции, был Теодор Жерико (1791-1824). Уже в ранних его картинах (портреты военных, изображения лошадей) античные идеалы отступили перед непосредственным восприятием жизни.

В 1816 г. по вине французского правительства погиб фрегат «Медуза», с которого спаслось на плоту всего несколько человек. Это событие потрясло всю Францию, и Жерико посвятил ему свое наиболее значительное произведение «Плот «Медузы» (1818). Он изобразил переживания отчаявшихся и вновь обретших при виде приближающегося корабля надежду на спасение людей с такой силой драматизма, какой никогда не знало искусство Давида.

Главой французского романтизма в живописи суждено было стать Эжену Делакруа (1798-1863). Неистощимое воображение этого художника создало целый мир образов, до сих пор живущих на полотне своей напряженной, полной борьбы и страстей жизнью. Тут и сцена из дантовского ада, и герои произведений Гете, Шекспира, Байрона, изображенные в моменты острых переживаний. Делакруа запечатлел многочисленные образы людей Востока, главным образом алжирцев и марокканцев, которых он видел во время своего путешествия в Африку. В произведении «Резня на острове Хиос» (1824) Делакруа отразил борьбу греков против турецкого владычества, волновавшую тогда всю Европу. Группе страдающих пленных греков на переднем плане картины, среди которых и обезумевшая от горя женщина, и ребенок, ползущий к груди мертвой матери, художник противопоставил надменные и жестокие фигуры карателей; вдали виден горящий разрушенный город. Картина поразила современников и захватывающей силой человеческих страданий, и своим необычайно смелым и звучным колоритом.

События Июльской революции 1830 г. вдохновили Делакруа на создание широко известной картины «Свобода на баррикадах» (1830).

Крупнейшим представителем романтизма во французской скульптуре был Франсуа Рюд (1784-1855). Его знаменитая скульптурная группа «Марсельеза» (1833-1836), украшающая Триумфальную арку на площади Звезды в Париже, посвящена героическим революционным дням 1792 г.

В творчестве английских художников начала XIX в., в первую очередь пейзажистов, романтические увлечения сочетаются с более объективным и трезвым взглядом на природу.

Романтически приподнятые пейзажи создает Уильям Тернер (1775-1851). Он особенно любил изображать грозы, ливни, бури на море, яркие, пламенеющие закаты солнца. Тернер часто преувеличивал эффекты освещения и усиливал звучание цвета даже тогда, когда писал спокойное состояние природы. Используя технику акварелистов, Тернер стал накладывать масляную краску очень тонким слоем и писал прямо на грунте, добиваясь радужных переливов тонов.

В технике акварели работал первоначально Ричард Бонингтон (1802-1828). В морских пейзажах, исполненных маслом, простых и лишенных драматических эффектов, Бонингтон стремился уловить особенности солнечного освещения, сероватую дымку влажного воздуха.

Наиболее последовательно новое отношение к природе воплотил в своем творчестве Джон Констебль (1776-1837). Важным нововведением Констебля явились его большие (в размер картины) эскизы маслом, замечательные по непосредственности и тонкости наблюдений, по свежести и богатству колорита. В них он сумел передать всю сложность внутренней жизни природы в ее повседневности, достигая этого самой техникой живописного письма. Он писал смелыми подвижными мазками, то густыми и шероховатыми, то более гладкими и прозрачными. Новаторская живопись Констебля оказала огромное влияние на произведения Делакруа, а также и на все развитие французского пейзажа XIX в.

ЛИТЕРАТУРА

Романтизм составил целую эпоху в истории европейской культуры. На протяжении нескольких десятилетий он господствовал в литературе, музыке, живописи. В романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, глубокий интерес к прошлому, стремление и умение зримо передать колорит отдаленных времен (историзм), влечение к необычному, к экзотике (нетипичность, исключительность обстоятельств) и, наконец, задушевность, лиризм, проникновение в глубины человеческой души.

О романтиках часто говорят, что они противопоставляют действительности мечту, подменяют жизнь сказкой.

Романтики презирали весь буржуазный уклад жизни, они считали его предметом, недостойным поэтического изображения. Они изображали большие чувства, могучие страсти, необычные подвиги. Буржуа был холодным, бездушным, расчетливым. Романтики раскрывали богатство души человеческой, неустанно напоминая о том, как трагически одинок настоящий человек в окружающем мире.

Первая половина XIX в. отмечена подъемом национально-освободительного движения во многих странах, и романтики взволнованно откликнулись на зов времени. Это главная тема многих выдающихся произведений XIX в. («Гражина» Мицкевича, «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона и др.).

Страстно выражая свое отношение к миру, романтики не скрывали своих общественных позиций. Все они презирали буржуазное общество, но идеалы их нередко резко противостояли друг другу. Некоторые из них прославляли старое, средневековое. Это были консервативные романтики. Они уверяли, что французская революция принесла лишь новые пороки, разрушив патриархальную простоту нравов. Французский консервативный романтик Шатобриан призывал вернуться к богу, веру в которого подорвали просветители. Немецкий писатель Новалис рисовал идеализированную картину феодльного средневековья.

Выдающейся заслугой прогрессивных романтиков было то, что, презирая буржуазный мир, они еще более решительно отметали все старое, отжившее, исторически обреченное и звали вперед, хотя их мечта о будущем была смутной и глубоко субъективной.

Романтизм главенствовал в европейской литературе многие десятилетия. Это был важный этап в развитии культуры человечества. Бурно расцвела лирика. Романтики покорили читателей богатством интонаций, многообразием поэтических форм, проникновенностью в передаче человеческих чувств.

Романтики создали исторический роман. Они пробудили интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству. Они добились больших успехов в искусстве перевода на родной язык художественных произведений других народов.

ПИСАТЕЛИ АНГЛИИ

В английской литературе конца XVIII-начала XIX в. возникло новое течение – романтизм. В лиро-эпических поэмах и лирических драмах Байрона и Шелли предстали образы невиданных ранее романтических героев – бунтарей против несправедливых общественных порядков, людей горячего сердца, бурных, титанических страстей.

В этих произведениях были глубокие раздумья о судьбах человечества.

Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824)

Его творческая жизнь совпала с годами реакции, которая пыталась вытравить из памяти людей идеи свободы, равенства, братства, провозглашенные революционным французским народом. Однако сопротивление демократических сил непрерывно усиливалось. Волна национально-освободительного движения разливалась по странам европейского континента; в самой Англии ширились стихийные выступления луддитов- разрушителей машин. С самого начала своей творческой деятельности Байрон призывал к борьбе в лирических стихах, в лиро-эпической поэме «Паломничество Чайльд Гарольда», в политической речи в защиту луддитов, которую он произнес зимой 1812 г. в палате лордов.

В «Паломничестве Чайльд Гарольда» (первые две песни – 1812 г., третья – 1816 г., четвертая – 1818 г.) Байрон, обличая реакцию, прославлял народы Испании, Италии, Греции, которые сражались за свое освобождение от власти чужеземцев. Он вдохновлял на борьбу тех, кто медлил взяться за оружие.

В Гяуре, Корсаре, Ларе – романтических героях одноименных «Восточных поэм» (1813 – 1816) Байрона нетрудно узнать, по словам В.Г. Белинского, «колоссальную, гордую и непреклонную личность» самого поэта. В образах романтических героев – страдальца Бонивара, заточенного в Шильонский замок за республиканские убеждения (поэма «Шильонский узник», 1816), трагически одинокого Манфреда (драматическая поэма «Манфред», 1817), богоборца Каина (драматическая поэма «Каин», 1821) – Байрон славил человеческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков или же против законов самой вселенной.

Незаконченный стихотворный роман «Дон Жуан» (1818-1823) Пушкин считал шедевром Байрона, а Гете – «безгранично гениальным произведением». Юный Дон Жуан ничем не похож на прежних романтических героев – он самый обыкновенный человек. Его многочисленные приключения в разных странах дают Байрону повод для критики общественной и политической жизни Европы, поэтому лирические отступления порой совсем заслоняют повествование о жизни героя. Байрон – лирик, воспевающий поэтическую любовь Жуана и Гайдэ, выражающий собственные чувства и мысли о жизни и нравах людей, о природе; он и сатирик, осмеивающий торгашество, лицемерие, ханжество, бичующий душителей свободы – реакционных правителей европейских государств.

Перси Биши Шелли (1792 – 1822)

Духом протеста и свободы овеяна революционно-романтическая поэзия Перси Биши Шелли. Он был вынужден покинуть родину: революционность его первых творений напугала английские правящие классы и они подняли против него компанию травли и клеветы.

В ранних стихах Шелли выражены свободолюбивые мысли и чувства. Юношей он отверг религию. За трактат «Необходимость атеизма» (1811) его исключили из Оксфордского университета. Он дорожил идеями французской революции. В политических взглядах Шелли принял идеи утопического социализма.

Обличая несправедливость, гнет церкви, монархии, Шелли вдохновлялся идеалом будущего свободного бесклассового общества. В символической поэме «Возмущение ислама» (1818) он запечатлел борьбу народа фантастического Золотого города и создал революционно-романтические образы вождей восстания – девушки Цитны и юноши Лаона. Уверенные в будущей победе над тиранией, они бесстрашно встретили смерть.

В лирической драме «Освобожденный Прометей» (1819) Шелли в судьбе ее героя воплотил страдания, мужество, подвиги человечества.

Просто и сильно написал Шелли «Песнь людям Англии» (1819), выразив в ней справедливый гнев против трутней – капиталистов, присваивающих плоды трудов рабочих и крестьян. Он призывает тружеников силой оружия освободиться от власти трутней.

Вальтер Скотт (1771 – 1832)

Вальтер Скотт стал зачинателем исторического романа – нового жанра в литературе. Наблюдая современную жизнь и изучая историю, он понял, что и прошлые века в обществе шла непрерывная борьба между старым, отживающим и новыми, прогрессивными началами. В своих романах Вальтер Скотт изображал переломные исторические моменты, когда решались судьбы отдельных людей и целых народов. Так, в «Пуританах» (1816) шотландский народ восстает против деспотизма церкви и монархии. В «Айвенго» (1820), где показана Англия XII в., идет непрерывная борьба саксонских землевладельцев и крестьян против норманнских феодалов, чувствующих себя хозяевами Англии. В «Квентине Дорварде» (1823), действие которого происходит во Франции второй половины XV в., отражено становление абсолютной монархии в борьбе с феодализмом.

С большим мастерством передает Вальтер Скотт исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов. В «Уэверли» (1814), «Роб-Рое» (1818), «Эдинбургской темнице» (1818), как живая, встает родина писателя – Шотландия, ее суровая и величественная природа. Свои симпатии к народу писатель выразил в романе «Айвенго» в образах свинопаса Гурта, шута Вамбы, легендарного Робина Гуда, названного в романе вольным стрелком Локсли.

Роберт Льюис Стивенсон (1850 – 1894)

Роберт Льюис Стивенсон избрал жанр приключенческого романа. Он изобретал интересные, запутанные сюжеты, насыщенные тайнами. Необычайные приключения героев Стивенсон противопоставляет реальности буржуазного общества, которое он ненавидит. Эти особенности творчества позволяют назвать Стивенсона представителем неоромантизма. Самый известный его роман – «Остров сокровищ» (1833) – об экспедиции, которая отправилась на корабле разыскивать сокровище.

Действие романов Стивенсона «Похищенный» (1886) и «Катриона» (1893) происходит в XVIII в., но писателя не интересуют исторические события. В основе сюжета этих романов – полная приключений жизнь молодого шотландца Дэвида Бельфура.

Благородные, мужественные, решительные и находчивые герои Стивенсона всегда одерживают победу над злом, с которым их сталкивает жизнь.

В творчестве писателя выражены его любовь к людям, уважение к народам, какой бы расы они не были. Противник расизма, он выступал в защиту народа островов Самоа, доказывая его право на независимость.

Стивенсон был также и поэтом. В сборнике «Цветник стихов для детей» он воспроизвел радостный мир детства.

Редьярд Киплинг (1865 – 1936)

Книги Редьярда Джозефа Киплинга, подобно книгам Стивенсона и Конрада, тоже уносят читателей в экзотические страны. Однако, идейная направленность творчества Киплинга совершенно иная.

Действие многих его произведений происходит в Индии, нравы, обычаи, культуру которой он хорошо знал, так как родился в Бомбее.

Герои Киплинга – обыкновенные люди: английские офицеры, чиновники, моряки, врачи и т.п. они самоотверженно выполняют служебный долг, стоически переносят одиночество, оторванность от семьи, скуку однообразных будней. Есть у Киплинга еще один герой – простой солдат, чье имя – Томми Аткинс – стало нарицательным (сборники стихов «Ведомственные песни», 1886; «Казарменные баллады», 1892). Киплинг сочувствует ему, уважает его. Он и от других требует такого же уважения к солдату: ведь руками и кровью Томми Аткинсов добывается и охраняется могущество Англии. Англосаксов Киплинг считает высшей расой. Он симпатизирует только тем индийским мужчинам и женщинам, которые покорно, как должное, принимают власть англичан. Но он никогда не приукрашивает действительность колониальных будней, и поэтому в его произведениях встречается много правдивых описаний жестокости и высокомерия английских колонизаторов, а также бедственной жизни коренного населения Индии (рассказы «Лиспет», «На голоде» и др.).

Есть у Киплинга произведения, в которых его реакционность совсем отходит на второй план. К лучшим произведениям писателя относятся две «Книги джунглей» (1894 и 1895), рассказывающие историю человеческого детеныша Маугли, которого нашла и выкормила волчица.

К наиболее привлекательным и поэтичным произведениям Киплинга принадлежат и его «Сказки просто так» (1902).

ПИСАТЕЛИ ГЕРМАНИИ

НОВАЛИС (1772 – 1801)

Новалис – псевдоним Фридриха фон Харденберга, недолгая жизнь которого окружена легендой. «Поэт голубого цветка», отрешенный от всего земного, устремленный к высшим сферам.

Новалис жил не в отрыве от действительности, а в очень энергичном контакте с ней, хотя действительность эта была ему по понятным причинам тесна.

В творчестве поэта трудно отделить философию от поэзии, собственно художественное от теоретического. «Ученики в Саисе» (1797) – фрагмент незавершенного романа, - скорее трактат о природе, о взаимоотношениях человека с ней и о способах ее познания

Для Новалиса всякий созидательный труд (ремесленника, к примеру) уже есть поэзия, отсюда – уверенность, что «каждый может стать поэтом» и представление о будущем как о «царстве поэзии».

Он был лириком, сильным, непосредственным, подлинно философским. Поэтический цикл «Гимны к ночи» (1797-1799) – это расставание с верой в непогрешимость разума, со скучной ясностью его мышления.

Символисты считали Новалиса своим предтечей: в художественной организации его поэзии и прозы заложена символическая многозначность. В меньшей степени это чувствуется в «Духовных песнях» (1799-1800). Где сильнее влияние литературной и религиозной традиции. «Генрих фон Офтердинген» - роман, вошедший в историю, как энциклопедия идейных и художественных исканий раннего романтизма.

Якоб Гримм (1785 – 1863), Вильгельм Гримм (1786 – 1858)

Собиратели, составители и редакторы знаменитого собрания немецких народных сказок, крупнейшие ученые филологи, посвятившие жизнь изучению немецкой культуры. Их научная деятельность была очень разнообразна. Они разработали сравнительно-исторический метод исследования германских языков; Якобу Гриму принадлежат фундаментальные лингвистические труды «Немецкая грамматика» и «История немецкого языка». Братья Гримм – составители первого исторического словаря немецкого языка (1852), ими изданы первый памятник немецкой поэзии «песнь о Хильдебранте и Хадубранте» и произведения средневекового писателя Гартмана фон Ауэ. Особенно широкую известность завоевали их «Детские и семейные сказки» - плод многолетнего и пристального изучения немецкого фольклора. В «сказках», вышедших в 1812 г., с тех пор, неоднократно переиздававшихся и переводимых на многие языки, братья Гримм сохранили их народную основу, демократичность, образность, фантастику, сочный и меткий язык. «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик» и многие другие сказки братьев Гримм, знакомые каждому с детства, вошли в сокровищницу мировой детской литературы.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822)

Крупнейший мастер немецкого романтизма XIX в., жил и творил в пору реакции, когда многие писатели пытались укрыться от мрачной современности в царстве романтики и мечты. Но в его творчестве фантастика переплетается с реалистическим и сатирическим изображением окружающего мира. «Гофман со своими фантастическими карикатурами всегда и неизменно держится земной реальности», - писал о нем Гейне. Причудливая фантастика Гофмана порой несет на себе печать мрачных и болезненных настроений, которые впоследствии были подхвачены писателями-декадентами. Но Гофман выступает как острый сатирик-реалист, сатира которого направлена против феодальной реакции мещанской ограниченности, тупости и самодовольства немецкой буржуазии. Именно это качество сатирика высоко ценили в его творчестве Маркс, Гейне, Белинский. Герои Гофмана – скромные и бедные труженики, чаще всего интеллигенты-разночинцы, страдающие от тупости, невежества и жестокости окружения.

Наиболее известные произведения: «Золотой горшок», (1815); «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», (1819); «Серапионовы братья», (1819-1821) «Записки кота Мурра», (1820-1822).

Генрих Гейне (1797-1856)

Великий немецкий поэт, сочетавший в своем даровании глубокий и тонкий лирический талант с публицистической страстностью. В 1818 г. появились первые стихи поэта.

Политические и социальные завоевания Великой французской революции стали впечатлениями ранней юности поэта и поддерживали его оппозиционные настроения и в период Реставрации. С начала 1820-х гг. Гейне выступает в печати. В Берлине начинается систематическая литературная деятельность поэта; в издательстве Маурера издается книга «Стихотворения Гейне», вошедшая затем в «Книгу песен». В 1823-1824 гг. он много путешествует по Германии и Италии, предпринимает путешествие по Гарцу. Впечатления, наблюдения, исторические реминисценции путешествия стали образами его книги. «Путевые картины». Второй этап творческого пути Гейне начинается с 1830-х гг. Проявивший в юности живейший интерес к революционным событиям эпохи, Гейне откликнулся на события Июльской революции 1830 г. самым непосредственным образом - отправился в Париж, чтобы принять в ней участие.

С конца 30-х гг. намечается перелом в эволюции творчества Гейне. Его публицистическая проза («Людвиг Берне», «Лютеция») отмечена глубоким анализом общественной обстановки в Европе, в поэзии преобладает политическая тема («Современные стихотворения», «Германия, Зимняя сказка»).

Гейне глубже других немецких писателей осознал закономерность заката романтизма и стал одним из зачинателей критического реализма в немецкой литературе. На протяжении всего творческого пути реализм и романтизм тесно переплетались в его поэтике. Великий лирик, пламенный публицист, беспощадный сатирик, он вписал новую главу в историю мировой поэзии XIX в.

ПИСАТЕЛИ ФРАНЦИИ

В XIX в. во Франции литература вступила в новый период развития. Активность народных масс и значительный прогресс в просвещении привели к тому, что произведения передовых художников зазвучали как «звонкое эхо» эпохи, по выражению Гюго.

Виктор Гюго (1802 – 1885)

Национальный поэт Франции, один из любимейших писателей французского народа – посвятил свою жизнь художника и общественного деятеля борьбе против реакции, за торжество принципов гуманизма и демократии. Гюго в юности прошел через увлечение монархическими идеями, что отразилось в его ранних стихотворениях. Однако очень скоро он отошел от роялизма и стал во главе прогрессивно-романтического течения во французской литературе, представители которого боролись с эпигонами классицизма, сторонниками Реставрации. Его «Предисловие» к драме «Кромвель» (1827) стало манифестом романтической драматургии. Премьера драмы Гюго «Эрнани» явилась ареной битвы с классиками, завершившейся победой новой школы. Реформатор французского стиха, создатель романтической драмы, замечательный прозаик, Гюго в лучших своих произведениях говорит о глубочайшем сочувствии униженным и оскорбленным, о ненависти к тирании и социальной несправедливости. Романы Гюго, поражающие богатством творческого воображения, построены обычно на острых контрастах, их сюжеты запутаны и сложны, развязки эффектны, чувства героев сильны и трагичны. В период буржуазной революции 1848 г. Гюго встал в ряды защитников Республики. После ее поражения он был вынужден уехать в изгнание, где провел девятнадцать лет. На события франко-прусской войны и Парижской коммуны Гюго отозвался сборником стихов «Грозный год» (1872). В дни кровавой расправы с коммунарами он протестовал против действий версальских палачей.

Наиболее известные произведения: «Собор Парижской богоматери» (1831), «Король забавляется» (1832), «Рюи Блас» (1836), «Возмездие» (1853),

«Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «человек, который смеется» (1869), «93-й год» (1874).

Жорж Санд (1804 – 1876)

Жорж Санд – псевдоним Авроры Дюпен-Дюдеван. Дочь дворянина и белошвейки, Ж. Санд получила воспитание в имении бабушки-аристократки и в католическом монастыре, рано была выдана замуж. Порвав с мужем, она переехала в Париж.

Начав с романов в защиту прав женщины в буржуазной семье, Ж. Санд в конце 1830-х и в 1840-х предреволюционных годах стала журналисткой, видной общественной деятельницей, разделявшей левореспубликанские взгляды, автором ряда социальных романов. Ее увлекли идеи утопического социализма. Ж. Санд приняла участие в революции 1848 г. В последние годы писательница отдалилась от общественной жизни. Носители идеи – положительные герои у Ж. Санд часто идеализированы, конфликты разрешаются иной раз искусственно, планы преобразования общества оказываются утопичными. Несмотря на это, ее творчество всегда пользовалось широкой популярностью у читателей мира; большой интерес к книгам Жорж Санд проявляла в XIX в. и русская демократическая общественность.

Произведения: «Индиана» (1832), «Орас» (1841), «Консуэло» (1843),


Александр Дюма (1803 -1870)

Популярнейший и необычайно плодовитый романист, завоевал мировую известность приключенческими историческими романами.

Переехав в Париж, Дюма сблизился с писателями французской романтической школы, возглавляемой В. Гюго; первый литературный успех Дюма был связан с романтической драмой «Генрих III и его двор» (1829). Его драмы «Антонии» (1831) и «Кин» (1839) были значительным явлением в истории романтического театра. Творческий расцвет Дюма относится к 40-м гг., когда вышли «Три мушкетера» с продолжениями, «Граф Монте-Кристо» и другие романы. Опираясь в своих книгах на большой исторический материал и обнаруживая незаурядное живое и богатое воображение, Дюма в увлекательной и динамичной форме воспроизводит быт, нравы, костюмы эпохи, характеры исторических личностей. Однако его романы не отличаются глубиной исторического и психологического анализа. Важнейшие исторические события он часто объясняет случайным стечением обстоятельств, создавая эффектные ситуации, запутанные интриги. Его жизнерадостные и энергичные, смелые удачливые герои неизменно преодолевают любые трудности. Литературное наследие Дюма огромно: кроме романов и пьес, им написаны воспоминания, путевые очерки (в том числе описание путешествия в Россию) и произведения самых различных жанров.

Проспер Мериме (1803-1870)

Выдающийся мастер новеллы. В период, предшествующий революции 1830 г., Мериме, оппозиционно настроенный по отношению к режиму Реставрации, написал ряд произведений, в которых выступил против католической церкви и феодальной реакции. Мериме широко пользовался приемами литературной мистификации. Его «Театр Клары Газуль» (1825) – сборник пьес, приписанный перу выдуманной испанской актрисы, а следующая книга, сборник иллирийских народных песен «Гузла» (1827), является мастерским подражанием сербскому фольклору. Мериме обращался к историческому прошлому Франции в драматической хронике «Жакерия» (1828) – о крестьянском восстании XIV в. и в романе «Хроника царствования Карла IX» (1829). В 30-е гг. писатель начал разрабатывать жанр новеллы.

Творческая манера Мериме, хотя автор исследовал, как правило, мир больших человеческих страстей, внешне суховата, спокойна, строго объективна. Его проза проста и изящна, характеристики точны и лаконичны. Большой знаток и популяризатор русской литературы во Франции, Мериме перевел на французский язык ряд произведений Пушкина и Тургенева.

МУЗЫКА

XIX в. в музыке начался как век романтизма. Все светлое для композиторов этого времени сосредоточилось в красоте природы, в поэзии чувств человека, в образах народной фантазии. Творчество первого романтика – австрийского композитора Шуберта еще дышит трогательной наивностью и непосредственностью, отражая психологию простого человека. Его традиции продолжали композиторы Шуман, Мендельсон, Вольф. Искусство их поражает изысканностью и разнообразием настроений: здесь и нежная мечтательность, и острая ирония, и мрачный сарказм, и отчаяние трагического одиночества. Шуберт и Шуман разрабатывали новые музыкальные жанры – песни и фортепианные миниатюры.

Немецкий композитор-романтик Вагнер посвятил свое творчество опере. Он стремился к синтезу различных искусств, т.е. к сочетанию в одном произведении элементов театра, живописи и музыки.

В последние десятилетия XIX в. во Франции серьезная инструментальная музыка начинает постепенно оттеснять оперу, камерные и симфонические жанры выдвигаются на первый план.

Из наиболее значительных композиторов этого периода двое – Сен-Санс и Франк – относятся еще к романтической ветви искусства XIX в., как бы завершают ее развитие.

Камиль Сен-Санс (1835-1921) уже в десятилетнем возрасте выступал как пианист-виртуоз, а затем и дирижер. В 1871 году по инициативе Сен-Санса было создано Национальное общество музыки для пропаганды творчества молодых французских композиторов.

Сочинения Сен-Санса, виртуозные, блестящие, отличающиеся чисто французским изяществом, быстро завоевали признание во всей Европе. Иногда произведения Сен-Санса близки классическим традициям Баха, Моцарта, но чаще всего в них преобладают романтические черты. Сен-Санс охотно использует в музыке восточные мелодии, услышанные им в путешествиях по Арабскому Востоку.

В «Карнавале животных» (1886) – сюите для двух фортепиано и оркестра – много юмора, звучание различных инструментов напоминает голоса зверей и птиц, рисует их повадки. В сюиту входит и знаменитый «Лебедь» - мечтательная напевная песня для солирующей виолончели. На основе этой чудесной музыки выдающиеся балерины создали шедевр балетного искусства – танец «Умирающий лебедь».

Самая известная опера Сен-Санса - «Самсон и Далила» (1868), написанная на библейский сюжет, долгое время шла на сценах русских театров.

Бельгиец по происхождению, Сезар Франк (1882 – 1890) еще мальчиком приехал во Францию, где начал путь пианиста. Он стремился к сочинению симфонической и камерной музыки. Став церковным органистом, Франк прославился как непревзойденный импровизатор.

Свои лучшие произведения Франк создал в последние 15 лет жизни. Он застал только зарю своей будущей славы. Первым сочинением, встретившим горячий прием, была соната для скрипки и фортепиано (1886), посвященная знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Жизнерадостная музыка сонаты, словно напоенная солнцем, полна романтических порывов, тонкого лиризма.

Позже стали известны симфония (1888) и программные симфонические поэмы Франка. Их сюжеты заимствованы из литературы, из легенд и мифов («Проклятый охотник», «Психея» и др.). «Симфонические вариации» (1885)для фортепиано с оркестром – это своеобразный концерт, в котором, как полагают, претворен античный миф об Орфее, укрощающем силы ада своим искусством.

Музыка Франка может быть задушевной, мягкой, а порой волнует слушателей драматизмом, страстностью. Некоторые черты роднят ее с величественной музыкой Баха: глубина, серьезность, склонность к размышлениям.


Критический реализм в литературе и искусстве Франции, Англии, США


  1. Реализм – направление в искусстве, ставящее своей задачей правдивое отражение действительности в ее типических чертах.

  2. Реализм – художественный метод, основанный на правдивом изображении наиболее характерных явлений жизни.

  3. Реализм – метод правдивого изображения объективной действительности.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Термин реализм в применении к художественному творчеству вошел в обиход только в XIX в. Именно тогда в ряде европейских стран впервые появляется стремление объективно и правдиво изображать действительность. Начало реалистическому направлению во Франции положила пейзажная живопись художников так называемой барбизонской школы. В начале 1830-х годов группа художников-пейзажистов поселилась в деревушке Барбизон в 60 км от Парижа. Они рисовали сельские пейзажи. «Обыкновенная природа является неисчерпаемым материалом для искусства», - утверждал глава барбизонской школы Теодор Руссо (1812-1867).

Руссо требовал глубокого изучения природы. Он делал точные эскизы с натуры, перенося их потом в свои картины. Барбизонцы находили поэзию во всем: в хмуром дне, в предгрозовом затишье, в темном силуэте пахаря на фоне вечернего неба.

Жюль Дюпре (1811-1889) писал главным образом несложные по мотиву пейзажи, но его часто увлекали стихийные явления природы. Излюбленными мотивами Диаса де ла Пенья (1807-1876) были лесные чащи с лужайками, а Тройон (1810-1865) предпочитал сельские виды со стадами животных. Шарль Добиньи (1817-1878) подолгу работал, путешествуя в лодке по Сене и Уазе. Ему особенно удавалась спокойная гладь воды, поля и селения, раскинувшиеся по берегам рек.

Близок к барбизонцам был и один из крупнейших пейзажистов XIX в. Камиль Коро (1796-1875). Его интересовал тот или иной пейзаж в целом, настроение, которое он создает. Тонкое понимание красоты окружающего мира пронизывает все творчество пейзажиста. Коро не ограничивался пейзажами, он писал фигуры на фоне интерьера, а также портреты.

Самым близким другом Теодора Руссо, работавшим с ним в Барбизоне, был Жан Франсуа Милле (1814-1875). Тема его творчества значительна и важна – это изображение тяжелого сельского труда. Милле сам вышел из крестьянской среды и долго жил в деревне, поэтому он хорошо знал жизнь своих скромных героев. В картине «Собирательницы колосьев» (1857) бедные женщины подбирают оставшиеся на поле колоски; их склоненные фигуры, тяжело ступающие по земле, олицетворяют трудолюбие и покорность судьбе. Высокое мастерство и монументальность образов делают искусство Милле одной из вершин французского реализма прошлого века.

Критика социальной несправедливости и протест против нее нашли свое выражение в искусстве замечательного французского графика и живописца Оноре Домье (1808-1879).

Как график, Домье работал в технике литографии и был мастером политической карикатуры. Произведения художника, появлявшиеся в сатирических журналах, имели огромный общественный резонанс в 30 -60-х годах XIX в.

Главой реалистического направления во французской живописи середины XIX в. был Гюстав Курбе (1819-1877). Демократическое искусство Курбе вызывало нападки со стороны представителей буржуазных кругов. Вкусам буржуазных завсегдатаев салонов (официальных выставок в Париже) Курбе противопоставлял искусство, которое передавало нравы, идеи и облик эпохи. Он писал жанровые сцены, портреты, пейзажи, натюрморты, умея оттенками красок и характером мазков передать силу и крепость человеческой фигуры, разнообразную поверхность земли, пенящийся гребень морской волны.

Курбе справедливо утверждал, что «реализм есть по существу искусство демократическое». Верный своим прогрессивным убеждениям, он в 1871 г. без колебаний встал на сторону восставшего пролетариата и активно участвовал в деятельности Парижской коммуны.

В Германии самым значительным художником-реалистом XIX в. был Адольф Менцель (1815-1905). Отточенное мастерство Менцеля проявилось не только в живописи, но и в различных областях графики – рисунке карандашом, акварелью, гуашью, в гравюрах на дереве. В картине «Железопрокатный завод» (1875) он одним из первых обратился к теме труда промышленных рабочих.

ЛИТЕРАТУРА

Реализм XIX в. называют критическим. Энгельс отметил главные его черты: верность деталей, типичность характеров, типичность обстоятельств.

Реалисты XIX в. с почти научной точностью исследуют связь человека с окружающей средой. Вкусы человека, его интересы и стремления, его взгляды на мир обусловлены особенностями среды, в которой он вырос и живет.

Реалисты XIX в.: Диккенс, Теккерей, Стендаль, Бальзак – раскрыли социальный смысл зла: они поняли, что зло не существует вообще, оно в буржуазном образе жизни, в материальной зависимости человека.

Реалисты XIX в. трезвее, беспощаднее и точнее изображали жизнь. Там, где просветители видели борьбу разума и невежества, писатели XIX в. обнаруживали классовую борьбу. Человек предстал во всей сложности и противоречивости своего душевного мира.

ПИСАТЕЛИ АНГЛИИ

Чарлз Диккенс (1812-1870)

В романах Чарлза Диккенса широко показана жизнь Англии XIX в. с ее конфликтами и противоречиями. Писатель-реалист мечтал о том, что его творчество поможет искоренить социальные язвы и сделает жизнь людей счастливее и лучше.

Первая книга Диккенса – «Посмертные записки Пикквикского клуба» (1836-1837). Его наивные герои – мистер Пикквик, Снодграс, Тапммен и Уинкль – то и дело попадают в комические положения из-за своего непонимания реальной жизни. Некоторые эпизоды романа приоткрывают и темные стороны действительности: пикквикисты встречались иной раз с корыстью, им пришлось столкнуться с фальшью избирательной системы. Мистер Пикквик познал несправедливость английского суда и ужасы английских тюрем. Героями многих его романов стали дети: сирота Оливер Твист, воспитанник приюта при работном доме («Приключения Оливера Твиста», 1839), нежная и мужественная девочка Нелл Трент, единственная опора своего старого деда («Лавка Древностей», 1840), Флоренс и Поль Домби, дети надменного коммерсанта («Домби и сын», 1848), Давид Копперфилд, чья судьба во многом повторила юные годы Чарлза Диккенса («Давид Копперфилд», 1850). Гневно рассказывает автор о школах, которые содержались невежественными людьми, где истязали маленьких воспитанников («Жизнь и приключения Николаса Никклби», 1839). Диккенс обвинял общество, допустившее гибель уличного оборвыша Джо («Холодный дом», 1853), создал острые сатирические портреты тех, кого считал виновным в страданиях народа. Писатель разоблачал преступность дел и помыслов темного дельца Ральфа Никклби, лицемера Пекснифа, отцеубийцы Джонаса Чезлвита («Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», 1844). Он осудил бездушие и высокомерие мистера Домби, оттолкнувшего дочь и погубившего маленького Поля.

Но Диккенс еще и друг бедняков, простых тружеников («Рождественская песнь», «Колокола»). Он был убежден, что человек от природы добр и великодушен, и подарил читателю чудесные образы таких героинь, как самоотверженная Флоренс Домби, как деятельная в своей любви к людям Крошка Доррит.

Диккенс не стал сторонником революционных переворотов, не мечтал о создании нового общества. Но он верил в народ, был его защитником и поборником его прав.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863)

«Ярмарка тщеславия» (1848) – так называется самое значительное произведение великого английского сатирика-реалиста Уильяма Мейкписа Теккерея. Герой этого романа – буржуазно-аристократическое общество Англии. Писатель уподобил его ярмарке, на которой все продается и покупается: честь, совесть, доброе имя, родственные отношения, любовь и дружба.

Герои «Ярмарки тщеславия» - яркие создания сатирического таланта писателя. Он обнажает нравственное уродство «столпов общества» - деспотичных, развратных, невежественных и спесивых аристократов. Не щадит Теккерей и представителей торговой буржуазии – лондонских купцов. А аристократы и буржуа преклоняются перед богатыми, даже если они ничтожны и глупы. К бедняку же, умному, талантливому и доброму, относятся с презрением. Такое отношение к жизни и людям Теккерей называл снобизмом и беспощадно обличал этот порок.

«Ярмарка тщеславия» - гневная книга. Таковы и другие книги Теккерея. Пишет ли он об Англии своего времени (романы «Пенденнис», 1848-1850; «Ньюкомы», 1855), заглядывает ли в прошлое (роман «Генри Эсмонд», 1855), он всюду подмечает торжествующую власть денег, нравственную испорченность представителей буржуазного общества.

Томас Гарди (1840-1928)

Томаса Гарди по праву можно назвать наследником реалистических достижений Диккенса и Теккерея.

Корысть, эгоизм, грубые материальные расчеты определяли отношения между людьми, разрушали древние, поэтичные устои патриархального фермерского быта. Это рождало у писателя ощущение трагичности жизни. Его романы окрашивались в пессимистические тона. В несчастьях героев, которых он находил среди народа, Гарди винил не только общество, но и некий мистический рок. Гибель Тэсс («Тэсс из рода д’Эрбервиллей», 1891), дочери бедного фермера, предопределена ханжеской моралью общества, жестокостью его законов. Трагична и судьба Джуда Незаметного, героя одноименного романа (1895).

Творчество Гарди, и больше всего его романы о Тэсс и Джуде Незаметном, - это страстное обличение английского буржуазного общества, которое объявило Гарди безнравственным писателем.

ПИСАТЕЛИ ФРАНЦИИ

Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие французские романисты Стендаль и Бальзак.

Фредерик Стендаль (1783 – 1842)

Фредерик Стендаль (псевдоним Мари Анри Бейля) с армией Наполеона побывал в Италии, германии и Австрии. В 1812 г. с главными силами французской армии он прошел путь до Москвы.

Реставрация Бурбонов застала Стендаля в Италии. Горячая дружба связала его с итальянскими карбонариями – членами тайной революционной организации. В рассказе «Ванина Ванини» (1829) перед читателем возникает романтически привлекательный образ республиканца Пьетро Миссирилли, отважного и гордого итальянского патриота.

Два героя Стендаля вошли в мировую литературу как олицетворение непокорной, свободолюбивой юности. Один из них – Жюльен Сорель, сын плотника из французской провинции («Красное и черное»), другой – итальянский аристократ Фабрицио дель Донго («Пармская обитель»).

В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX в. В его душе борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическое чувство.

В романе «Красное и черное» Стендаль со всеми тончайшими оттенками анализирует мысли и поступки человека, его противоречивые порывы. Как художник-психолог, Стендаль открыл новые пути в искусстве XIX в.

Оноре де Бальзак (1799-1850)

Главой реалистической школы 30-40-х гг. был Оноре де Бальзак.

С 30-х гг. XIX в. и до конца жизни Бальзак трудился над созданием большого цикла произведений, романов и повестей, которые впоследствии объединил под общим названием «Человеческая комедия». Писатель предполагал сделать «Человеческую комедию» энциклопедией современной жизни.

Европейскую славу принесли Бальзаку романы: «Шагреневая кожа» (1830), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834), «Утраченные иллюзии» (1837-1843); повести и рассказы: «Гобсек», «Неведомый шедевр», «Полковник Шабер», «Дело об опеке» и др.

Бальзак насытил свои произведения подробностями, бытовыми деталями. Более других художников 30-х гг. он настаивал на изображении обыденной жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды.

Нравственное падение людей, их корыстные интересы в условиях капиталистического общества Франции нашли отображение во всех произведениях Бальзака. Писателю часто не хватало одного романа, чтобы рассказать, как сложилась судьба какого-то человека, поэтому своих героев он переносил из одного произведения в другое.

Гениальность Бальзака проявлялась также в том, что он создавал необычайно живые, человеческие характеры, остро чувствуя индивидуальность каждого из своих героев и особый, свойственный каждому из них строй речи.


Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в.


  1. Импрессионизм - движение в живописи, возникшее во Франции в 1860-х гг. и доминировавшее в живописи Европы и Северной Америки до конца XIX в. Импрессионисты хотели отображать реальную жизнь, писать непосредственно природу, запечатлеть изменчивые эффекты света. Термин впервые применен в отрицательном смысле при критической оценке работы Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 (украдена в 1993 г. из музея Мармоттан, Париж); импрессионистами были также Ренуар и Сислей, позже присоединились Сезанн, Мане, Дега и другие.

  2. Импрессионизм - течение в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его подвижности и изменчивости.

  3. Постимпрессионизм – различные стили живописи, последовавшие за импрессионизмом в 1880-х и 1890-х гг. Термин был впервые использован английским критиком Роджером Фраем в 1911 г. для описания работ Поля Сезанна, Винсента Ван-Гога и Поля Гогена. Эти художники ушли от спонтанности импрессионизма, пытаясь придать своим работам более серьезное значение.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Импрессионизм (от французского слова impression – впечатление) сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении – солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, они писали картины мелким подвижным мазком.

Импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Однако, сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и односторонности своего искусства, к сужению его идейной значимости и целеустремленности. Тем не менее, искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а чисто живописные завоевания этих художников были настолько значительными, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства.

Весь путь развития импрессионизма неразрывно связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840-1926). Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками, он создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.

Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, отчетливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуара (1841-1919), который был прозван «певцом счастья». Его искусство радостно и лучезарно. Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек.

В одном из лучших своих произведений – «Бал в саду Мулен де ла Галет» (1876) – Ренуар дал широкую панораму подвижной многолюдной массы, озаренной неровными бликами света, еще больше усиливающего впечатление непрерывного движения людей. Высоким живописным мастерством отмечены созданные Ренуаром жанровые сцены и натюрморты с изображением цветов.

Образ человека привлекал и внимание Эдгара Дега (1834-1917). Он также входил в группу импрессионистов. Но люди на полотнах Дега знают тяжесть изнурительного труда, им ведома опустошающая проза жизни буржуазного города. Главным средством характеристик своих персонажей Дега выбирает движение. Отличный рисовальщик, он метко схватывает профессиональный жест гладильщицы или прачки, позу балерины, посадку жокея на скачках. Его произведения кажутся случайно выхваченными из жизни картинками, однако, их композиции всегда строго продуманы.

Дега был тонким колористом, блестяще владевшим как масляной живописью, так и техникой нежной пастели.

Одна из лучших картин выдающегося представителя импрессионизма Камиля Писсаро (1830-1903) – «Бульвар Монмартр в Париже» (1897). В ней запечатлен один из центральных участков Больших бульваров французской столицы – бульвар Монмартр. Зритель видит длинную улицу, столь характерную для Парижа, в день ранней весны. Благодаря свободным и быстрым мазкам художнику удалось сохранить верность зрительного наблюдения: передать живое ощущение улицы, заполненной пешеходами и потоком катящихся экипажей, - а это и было определяющим в творческих устремлениях Писсаро и других импрессионистов.

Мир глубоких драматических образов создает в своих работах крупнейший скульптор XIX в. Огюст Роден (1840-1917). Он был связан с импрессионистами и позаимствовал у них ряд изобразительных приемов. Но, в отличие от импрессионистов, в центре внимания Родена были люди глубоких переживаний, больших и сильных чувств. Скульптор увековечил подвиг защитников города Кале, о которых рассказывала старинная хроника, создал портреты Гюго, Бальзака, Шоу.

Много лет Роден посвятил работе над огромной горельефной композицией «Врата ада» (1880-1917). Образы ее, навеянные «Божественной комедией» Данте, позволили художнику передать силу и разнообразие человеческих страстей. Одна из центральных фигур этой композиции – «Мыслитель» (1880). Это своего рода олицетворение человеческой мысли, мучительно пытающейся проникнуть в тайны неведомого. Неоднократно привлекала Родена тема любви. Ей посвящены такие скульптуры, как «Поцелуй», «Вечная песня», «Ромео и Джульетта». Повторенные в разные годы художником в мраморе и бронзе, они находятся во многих музеях мира.

Более сложными и противоречивыми, чем у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX в., как Ван Гог, Гоген, Сезанн. Их называют постимпрессионистами (от латинского post - после). Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу, и каждый из них шел своим собственным путем.

Винсент Ван Гог (1853-1890) – голландец по национальности – неразрывно связан с французской живописной школой. Наблюдая окружающую действительность, полную противоречий, художник в своих картинах выразил тот глубокий трагизм, с которым он воспринимал жизнь, его образы носят взволнованный, тревожный характер. Любой портрет, пейзаж или натюрморт у Ван Гога исполнен скрытой драматической силы. Ощущение подавленности и беспокойства выражено в резком звучании красок, в динамизме и трепетности мазков.

Поль Гоген (1848-1903), столь же глубоко разочарованный в буржуазной цивилизации, как и Ван Гог, покидает Европу и много лет проводит на Полинезийских островах. Природа и жизнь туземных племен, казавшиеся ему полными первозданной чистоты, становятся источником его творческого вдохновения. Его живописной манере присущи обобщенный контурный рисунок, условная упрощенность изображения и яркая звучность отдельных красочны пятен.

Поль Сезанн (1839-1916), начавший свой творческий путь еще в 60-х годах. Усвоив уроки импрессионизма, Сезанн вступил в дальнейшем в борьбу с ним. Вместо вечной изменчивости случайных впечатлений у импрессионистов, Сезанн стремился выявить в своих произведениях неизменные основы видимого мира. Он нашел их в объемных формах предметов. Сезанн хотел вернуть искусству утерянную импрессионистами определенность форм, строгую продуманность композиционного построения картины.

Он всегда работал с натуры, не кладя на холст ни одного мазка, не подтвержденного зрительным восприятием. Но, в отличие от импрессионистов, передавал формы цветом вне зависимости от освещения в данный момент, лишь основываясь на чередовании теплых и холодных тонов. Наиболее полно Сезанн мог воплотить эти принципы тогда, когда писал неодушевленную и неподвижную натуру, поэтому натюрморты и пейзажи – самые характерные жанры его творчества.

МУЗЫКА

Новый период развития французской музыки открывают Дебюсси и Равель – две различные, но дополняющие друг друга художественные натуры.

Клод Дебюсси (1862-1918) окончил консерваторию 22 лет с высшей наградой. В его сочинениях с самого начала чувствовался оригинальный, неповторимый талант, они были полны необычных новшеств.

В музыку впервые полновластно вошли настроения и чувства, рожденные живыми и яркими впечатлениями от полей и лесов, разнообразных морских пейзажей, городских улиц и парков. Своими звуковыми образами Дебюсси вызывает в воображении ароматы и краски, запечатлевает многообразнейшие уголки земли и словно одушевленные стихии – ветер, море.

Он создал фортепианные пьесы «Паруса», «Ветер на равнине», «Сады под дождем», «Шаги на снегу», «Отражения в воде», «Золотые Рыбки».

Вершина творчества Дебюсси – симфония-поэма «Море» (1903-1905). Этот полный красок и поэзии музыкальный рассказ мог создать лишь художник, восторженно влюбленный в природу. Творческая фантазия часто влечет его к античным или сказочным сюжетам. А в детском балете «Ящик с игрушками» и фортепианном цикле «Детский уголок» (1906-1908) много юмора, веселой выдумки.

В музыке Дебюсси улавливаются интонации народных песен или старинных мелодий, в нее вплетаются и восточные напевы, похожие на цветочные узоры.

Имя Мориса Равели (1875-1937) тоже связано с музыкальным импрессионизмом, но в своем творчестве он более заметно отразил новые веяния.

Одна из ранних фортепианных пьес Равеля – «Павана» (1899), старинный испанский танец, развертывающийся в медленном движении.

«Испанская рапсодия» для оркестра (1907) полна изящества и блеска. В первой части («К ночи») воссоздана поэтическая картина южной природы, отдыхающей после знойного дня. В следующих частях – танцы: воздушно-легкая малагенья и полная томной неги хабанера. Финал («Феерия») – сцены народного праздника. Мелькает пестрая череда карнавальных масок, особенно бурными, темпераментными становятся пляски.

Перу Равеля принадлежит несколько балетов, каждый из которых отличается особым музыкальным колоритом и непрерывностью музыкального развития.

Балет «Дафнис и Хлоя» (1912) на античный сюжет завоевал сцены крупнейших театров мира. Его музыка пышна, красочна и вместе с тем изысканна.

В романтической манере создана хореографическая поэма «Вальс» (1919-1920): ярко освещенный зал, маскарадные одежды, стремительное движение танцующих пар.

Одной из вершин симфонической музыки стало прославленное «Болеро» (1928).

Чудесно воплощен в музыке Равеля мир сказок. В балете «Матушка-гусыня» (1908) действуют сказочные персонажи: мальчик-с-пальчик, красавица, чудовище – заколдованный принц. А в опере «Дитя и волшебство» (1925) разговаривают звери, птицы, оживают вещи.

ЛИТЕРАТУРА

Применительно к литературе импрессионизм рассматривается широко - как стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов, узко – как течение с определенным методом и тяготившим к декадентству мироощущением, сложившимся на рубеже XIX – XX вв.

Ги де Мопассан (1850 – 1893)

в 70-х годах Мопассан совершенствовался в литературном мастерстве под руководством Флобера. Известность пришла к Мопассану с появлением его новеллы «Пышка» (1880), отличавшейся антибуржуазной направленностью и остротой социального анализа. До своей смерти в 1893 г. писатель опубликовал более пятнадцати сборников новелл, несколько книг путевых очерков, знаменитые романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886), «Пьер и Жан» (1888) и другие произведения. В своем творчестве Мопассан сумел выразить критическое, лишенное иллюзий, отношение к буржуазному обществу, понимание ложности буржуазной демократии, грязной сущности милитаризма и колониальных авантюр. Мопассан вскрыл и продемонстрировал духовное убожество, пошлость, корыстолюбие и лживую мораль буржуа-собственника. Для большинства его произведений характерны глубина и точность анализа социальной природы человеческих отношений. Воспевая могущество и красоту земной любви («Лунный свет», «Счастье»), Мопассан много раз с горечью писал о профанации любви, превращении ее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции – спутниках человека («Одиночество», «Верхом», «Прогулка»).

Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Мопассан показывал, что только в их среде можно найти подлинную человечность и чистоту чувств («Папа Симона», «Буатель»). В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»). Писатель изображал не только жадность и невежество деревенских собственников («Бочонок», «Дьявол»), но и извечную драму крестьянина-бедняка («Отец Амабль»), и трагические судьбы людей, оказавшихся на «дне» жизни («Бродяга», «Нищий», «В порту»). В своих рассказах он вывел галерею обывателей-буржуа, обнажив их духовное убожество и лицемерие («Мой дядя Жюль», «Дождевой зонтик», «Награжден орденом»).

Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкуры

Их творческие принципы, образ мыслей, художественные вкусы, интересы и привычки совпадали полностью. Богатейший материал для изучения литературной жизни эпохи и творческих взглядов авторов содержат «Дневники» Гонкуров, которые велись ежедневно с 1851 г. в течение почти полувека и составили более 20 томов. Их программный ранний роман «Жермини Ласерте» оказал влияние на молодого Золя и заслужил его восторженный отзыв. Под влиянием идей позитивистской философии братья Гонкуры провозгласили лозунг «документально точного воспроизведения жизни» и со всей достоверностью описывали жизнь различных слоев современного им общества; они первые обратились к жизни социальных низов, изображая духовный мир бедняков и трагические условия их существования. Братьям Гонкурам был свойственен глубокий интерес к искусству, которое они считали выше действительности. Блестящие знатоки и коллекционеры, они оставили целый ряд значительных работ: «искусство XVIII века» (1859-1875), «Актрисы XVIII века», монографию, посвященную Гаварни, книги о японских художниках Утамаро и Хокусан. После смерти Жюля Гонкура в 1870 г. Эдмон продолжал литературную деятельность. Он написал еще несколько романов, в которых появились новые мотивы, близкие к литературе декаданса. Лучшие из его книг посвящены изображению жизни людей искусства, творческих талантливых натур и их среды – это «Братья Земганно» (1879) и «Актриса Фостен» (1882). После смерти Эдмона де Гонкура его состояние, в соответствии с волеизъявлением покойного, было передано в фонд ежегодной литературной премии.

Эмиль Золя (1840-1902)

Золя смело вводил в литературу данные естественнонаучных открытий, медицины и физиологии. Основываясь на теории наследственности, он отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологической обусловленностью. В 60-х гг. он опубликовал первые романы и несколько сборников литературно-критических и искусствоведческих статей, направленных против академизма, в защиту импрессионистов. В предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867) Золя впервые сформулировал свой метод натурализма. В 1868 г. он начал свой грандиозный труд – серию романов о Второй империи. В течение двадцати пяти лет он работал над созданием социальной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871-1893). Первоначальный план ее включал 10 романов, однако последующие исторические события побудили Золя раздвинуть рамки цикла, вывести новые типы и социальные слои, обнаружить классовый антагонизм буржуазного общества. В окончательном виде серия включает 20 романов. Причем, в ходе работы идея наследственности постепенно утрачивала свою главенствующую роль, ее вытесняла историческая и социальная точка зрения. В 80-е гг., в период написания «Жерминаля» - первого романа о рабочем движении – Золя все чаще «наталкивался» на социализм. В 90-е гг. он написал цикл романов «Три города» - «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898), объединенных идейными исканиями главного героя Пьера Фромана. Свою мечту о грядущем торжестве разума и труда Золя воплотил в социальной утопии «Четыре евангелия»: «Плодовитость» (1899), «Труд» (1901), «Истина» (1903), последний роман которой «Справедливость» остался ненаписанным. За его смелые общественные выступления, позже собранные в книге статей «Истина шествует» (1901), писатель был приговорен к тюремному заключению. Широкой прижизненной известности Золя в России способствовала его работа в журнале «Вестник Европы» (1875-1880), где впервые публиковались многие его литературно-критические статьи.

Томас Манн (1875-1955)

Томас Манн был не только автором всемирно известных произведений, но и защитником демократической культуры, борцом за мир и сотрудничество между народами. В своих произведениях он стремится разрешить проблемы большого социально-политического значения. Судьбы немецкого народа, историческая ответственность интеллигенции, роль и значение искусства, место художника в обществе – постоянные темы его произведений. В книгах и статьях, написанных в изгнании, в публичных выступлениях писатель гневно осуждал фашизм. Особенного размаха его антифашистская деятельность достигла в годы второй мировой войны. Томас Манн известен и как теоретик литературы и искусства. Ему принадлежит ряд критических статей, анализирующих творчество немецких и зарубежных писателей и музыкантов. Он прекрасно знал и любил классическую русскую литературу, оказавшую заметное влияние на его собственное творчество. Художник большого дарования, Томас Манн создал монументальные произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.


Тест


Какие из этих религий получили наибольшее распространение в Индии?

  1. Христианство;

  2. Ислам;

  3. Буддизм;

  4. Индуизм;

  5. Синтоизм;

  6. Иудаизм;

  7. Джайнизм.

ОТВЕТ: 3, 4, 7. Наибольшее распространение в Индии получили буддизм, индуизм, джайнизм.


Заключение


Таким образом, особенностью развития европейской культуры XIX в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы XIX в. и писатели, и художники, и музыканты отражали в своих произведениях жизнь со всеми ее сложностями, нюансами экономической и политической жизни, революционных переворотов. Деятели искусства своими трудами издали широкопанорамную энциклопедию жизни XIX в.


Список использованной литературы


  1. Детская энциклопедия Академии Педагогических наук СССР. Том 12 – искусство. М.: «Просвещение», 1968.

  2. Детская энциклопедия Академии Педагогических наук СССР. Том 11 – Язык. Художественная литература. М.: «Просвещение», 1968.

  3. Основные произведения иностранной художественной литературы: Лит.-библиогр. cправочник/ Всесоюз. Гос. Б-ка иностр. Лит.; отв. Ред. Л.А. Гвишиани. – м.: Книга, 1980.

  4. Культурология: учебное пособие. / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2001.

  5. Краткий энциклопедический словарь. – М.: «АСТ», 2002.

  6. Современный словарь иностранных слов / И.В. Нечаева. – М.: «АСТ», 2002.



Случайные файлы

Файл
492.rtf
25918.doc
Д10(16).doc
131742.rtf
147613.rtf