Древнерусская иконопись (70037)

Посмотреть архив целиком


Ижевский государственный технический университет













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине «Культурология»







Выполнил: студент гр. ВВ – 11

факультета МиМ

Корепанов А. А.




Проверил: Сорокина М. В.










2002 год

Содержание

стр.


Введение ……………………………………………………….. 3


1. История возникновения искусства иконописи …………... 4


  1. Икона – живой художественный организм ………………. 5


3. Искусство иконописи ……………………………………… 8


4. Вековое развитие иконописи ……………………………… 11


Заключение ……………………………………………………. 14


Список используемой литературы























ВВЕДЕНИЕ


Древнерусская иконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть


драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-


детельств духовного и художественного гения России.


Начиная с X века – времени принятия Русью христианства в качестве государ-


ственной религии – тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоцен-


ными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных


сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочислен-


ных последователей христианского учения – проповедников, аскетов – монахов и


мучеников за веру. Древнейшие центры искусства – Киев, Владимир, Новгород,


Псков, Тверь, Москва – оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-


ников живописи XIXV веков, главным образом икон, порой весьма различных


по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам.


Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского


государства под эгидой Москвы, привело в XVIXVII веках к сложению целостно-


го национального художественного канона, воплотившегося в древнерусской ико-


не, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и


позднее – в XVIIIXIX веках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-


ных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в


результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной си-


стемы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечело-


веческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности.


  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ



Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Ви-


зантии, к той традиции, где на протяжении столетий (в основном приблизительно


с V по Х века) гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-


векового Запада и Востока, эстетические ценности поздней античности (эллиниз-


ма) и малоазийской национальных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-


зья и сасанидского Ирана.


Впитав в себя и творчески переработав это богатейшее византийское насле-


дие, Русь органично вошла в европейскую средневековую культуру, отбросив, од-


нако, - в силу личного духовного миро чувствия – всё чуждое её национальным


устремлениям: порой излишнюю репрезентативность имперского византинизма,


несколько холодноватую “отстранённость” образов византийского искусства, а


нередко и чисто внешне понимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.


На смену всему этому приходит система собственных эстетических ценнос-


тей: большая свобода иконографического канона, большая теплота иконописных


образов и – что, быть может, важнее всего – гораздо большая обращённость ис-


кусства к «дольней» (иначе говоря – вполне земной) человеческой жизни, к


духовно свободной человеческой личности.









2. ИКОНА – ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ



Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы


здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания – и храмово-


го, и общественно – гражданского, и просто жилого дома.


Икона (от греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа


на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-


но своими глазами, а то, что он усматривает в реальной действительности, так


сказать, «духовными очами», «внутренним» взором, - прежде всего глубинные


«первосущности» вещей, «первооснову» всего бытия – то, что в античной филосо-


фии называлось «эйдосами», или «идеями», а средневековые христианские мысли-


тели именовали «первообразами», или «прототипами» всего вещественного ма-


териального мира, в том числе и каждого человеческого индивида. Иконопись по-


этому – сакрально – ритуальное искусство, призванное возводить «внутренний»


духовный взор каждого зрителя от образа к первообразу, от художественной реа-


льности изображения – например, вполне «земного», признанного «святым» ас-


кета – к запредельному (или, как говорили в древности, к «небесному») смыслу –


«прототипу» этого изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-


ких «типов», идеализирующая условность формообразующих элементов, необыч-


ность пространственно – временных связей, неизменность и своеобразная непре-


ложность строгого набора самих композиций в виде более или менее постоянных


иконографических схем. Отсюда же и сама столь часто непривычная для совре-


менного глаза система средств художественной выразительности: это и обострён-

ная графичность, линеарность стиля, это и своего рода плоскостная «ковровость»


композиций со специфическим характером «вывернутой» перспективы, это и яв-


ная идеограмматичность отдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в


иконописи как бы «обратный» принцип художественной передачи в иконе свое-


го рода «сверхдвижения» (столь характерного для динамики духовной жизни,


особенно при создании гиперболизированных образов «святых») через некий


«сверхпокой», внешне выражаемый в подчёркнутой статичности фигур, в отсу-


тствии глубины пространства и в своеобразной неподвижности, как бы «застылос-


ти» всех форм духовно «преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.


Однако, несмотря на всю свою каноническую кодифицированность, икона


всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения ис-


торической жизни нации, все нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-


ков той или иной эпохи и даже того или иного района. Почти в любом случае


можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи –


новгородской, псковской, тверской, ростово – суздальской, московской – в зависи-


мости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера – ико-


нописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-


дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев


Древней Руси – Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.


Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой –


минеральными и растительными красками на яичной эмульсии – и покрывались


затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-


чной масляной плёнки – олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-


лов святых использовали светлые золотисто -–жёлтые краски или же тончайшие


листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-


пространство или «небо» запредельного божественного мира. При этом и в самом


написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусс-


ким мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражав-


шийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творчес-


кого процесса - освящались и краски, и даже вода для их разведения.


Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной ду-


ховной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на


Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного


мира сакральных ценностей.


Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения явля-


лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-


Случайные файлы

Файл
98418.doc
121399.rtf
43552.rtf
6942-1.rtf
131266.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.