Смутное время. Проблема выбора между западом и востоком (59475)

Посмотреть архив целиком

Федеральная служба исполнения наказаний России


Псковский юридический институт




Наименование кафедры: Кафедра гуманитарных дисциплин

Наименование дисциплины «Отечественная история»



Контрольная работа

Тема №14 «Смутное время в России. Проблема исторического выбора между Западом и Востоком»


Оглавление


Введение

Глава 1. «Предпосылки возникновения Смуты»

Глава 2. «Годунов и начало крестьянской войны»

Глава 3. «Самозванцы»

Глава 4. «Открытая интервенция»

Глава 5. «Ополчение»

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Цель работы: изучить такой важный этап в жизни нашей страны как Смутное время.

Задачи: рассмотреть, что явилось предпосылкой для возникновения Смуты, выяснить какие процессы проходили на территории страны и как они отразились на ее развитии, выяснить, как возникла проблема исторического выбора между западом и востоком и к каким последствиям это привело.

4 ноября в России широко отмечается День народного единства. Этот день по праву занимает почетное место среди самых важных дат русской истории и, несомненно, заслуживает быть отмеченным в календаре как государственный праздник, символизирующий единство нации и призванный формировать у миллионов людей важнейшее качество гражданина свободной страны - психологию победителей.

Что такое Смута? Историки на этот вопрос отвечают так: «глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала XVII века и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание». При этом в первую очередь, имелось в виду «смещение умов», то есть резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией, что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

Все эти никогда не виданные ранее события получили широкий размах в первые два десятилетия XVII века. Это и политическая борьба рядовых дворян и даже социальных низов за власть, ожесточенные схватки, а иногда просто истребление «верхов» «низами». Никогда раньше самозванцы не посягали на царский трон, а наследственная монархия не превращалась в выборную. Раньше не было в стране и параллельно существующих нескольких центров со своими правителями. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственности и расчленения ее между соседними государствами.

В судьбоносную осень 1612 года земское ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского посадского старосты Козьмы Минина не только освободило страну от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет, но и сделало решающий шаг для прекращения Смуты, сотрясавшей русское государство почти три десятилетия. 22-26 октября (1-5 ноября по новому стилю) 1612года победившее ополчение освободило Китай-город и вступило в Кремль. Стране угрожал распад, и утрата традиционных ценностей, в том числе верховной власти и православной веры. Папа римский очень рассчитывал на то, что Русская православная церковь объединится с Римом. Вполне вероятно, что если бы это случилось, мы бы сейчас приходили в католические соборы. Были бы своеобразным «территориальным придатком» Речи Посполитой. У нас бы не было ни своего государства, ни языка. Страшная перспектива. Но в истории каждой великой страны есть переломные моменты, когда заканчивается длительная эпоха неудач и кризисов, а мощные внутренние импульсы из глубины народного сознания создают почву для решительного продвижения на геополитическом пространстве. Русский историк С. М. Соловьев писал: « Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли и свеяли много слоев, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор их должен был сокрушиться». И такие люди нашлись. Это, прежде всего нижегородский староста Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, костромской крестьянин Иван Сусанин и весь русский народ.


Глава 1. Предпосылки возникновения Смуты


«…Смута наша богата реальными

последствиями, отозвавшимися на

нашем экономическом строе, на

экономической жизни ее потомков».

С.Ф. Платонов


К XVI веку сложилось Российское централизованное государство и продолжилось формирование феодальных отношений. Такой тип централизации неизбежно сопровождался внутренними конфликтами, которые нередко, в условиях отсутствия гражданских свобод и неразвитости государственных институтов, принимали кровавые формы. События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время».

Смутой называют этап в развитии Российского государства, который характеризуется системным кризисом, охватившим страну в начале XVII века.

В дореволюционной историографии под Смутой понималось « общее неповиновение, раздор меж народом и властью».

Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере. С этой точки зрения, Смута – кара за безбожную жизнь и, одновременно, дар, чтобы дать народу «явить силу своей веры».

Первая цельная концепция смутного времени принадлежит В.О. Ключевскому, который рассматривал прекращение династии как повод к смуте и искал ее причины в сложном политическом и социальном кризисе. Согласно схеме Ключевского, в смуте « последовательно выступают все классы русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло боярство: оно и начало смуту». Затем пришла очередь дворян, а потом и низов.

Ключевский основное внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий. Он отмечал: « смутное время можно назвать поворотной эпохой в нашей истории. Самое глубокие и прочные основы государственного порядка поколебались, государи быстро сменялись или друг с другом боролись; некоторое время страна оставалась совсем без государя, общество распалось на враждебные друг другу классы».

С. Ф. Платонов сформулировал концепцию причин и сущности смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса. Соловьев С. М. считал причины Смуты в падении народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных на начал со старыми, кроме того, считал, что другой причиной Смуты является чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Другой историк – Аксаков К. А. рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь тех людей в государстве, которые боролись за власть.

В советской историографии термин «смута» был отброшен. Этот период стал определяться как крестьянская война под предводительством И. Болотников и иностранная интервенция в России. В настоящее время термин фактически возрожден в современную историографию.

Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических, международных отношений в конце правления Ивана IV и при его приемниках. Одним из проявлений сложившейся ситуации был кризис государственности, который привел к бесконечной смене правителей России, которая сопровождалась острой политической борьбой, появлением самозванцев, альтернативных форм правления. В результате огромных затрат на Ливонскую войну (1558- 1583) г. и разорения страны в ходе установления авторитарной власти в период опричнины страна попала тяжелейший экономический кризис, когда происходила убыль тяглового населения, а феодальный и налоговый гнет увеличивался. Этот кризис получил название «порухи 70-80 годов XVI века». Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад страны (Псков и Новгород). Часть населения разбежалась, другая – погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставалась необработанной. Многие помещики, не говоря о крестьянах, бедствовали. Резка возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 года по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод.

Крепостное право также являлось предпосылкой смутного времени. Возникновение крепостного права как высшей формы неполной собственности феодала на крестьянина и основанной на прикреплении крестьянина к земле феодала или феодального государства относится к концу XVI века. В это время была издана серия указов, ограничивших, а потом практически отменивших право свободного перехода от одного феодала к другому. В конце XVI века правительство, учитывая интересы феодалов, приняло ряд постановлений, приведенных к фактическому закрепощению крестьян. Многие из крестьян, особенно «боевые холопы», оказались в условиях голода, выброшенными своими хозяевами на улицу. Не имея навыков производительного труда и пренебрежительно относясь к нему, они объединялись в отряды «воровских людей», терроризируя местное население, а со временем превратившихся в угрозу власти. В 1581 году впервые были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день.

В 1597 году кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами - кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти господина. Можно сделать вывод о том, что крестьяне и холопы попали в наиболее полную и суровую форму зависимости от феодалов. Введение государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений. Обстановка накалялась. Обострение социальных отношений – одна из причин смутного времени. Крестьянское движение началось в таких условиях, когда внутри класса феодалов не было полного единства. Так, обострилось противоречие между феодалами Юга и Центра. Дворяне юга, вынужденные подчас сами браться за плуг, пытались привлечь в свои хозяйства беглых крестьян, создавали им льготные условия, тогда как дворяне центральных уездов, опираясь на указ 1597 года (на прикрепление крестьян к земле), старались не только удержать своих крестьян, но и вернуть ушедших. Кроме того, сохранялись различия между крупным вотчинным землевладением, куда также входили беглые крестьяне, переманиваемые послаблениями, предоставляемыми богатыми боярами, и условным держанием служилых людей. Опричнина не могла разрешить до конца разногласия внутри господствующего класса. Она только укрепила власть царя, но оставалась еще довольно сильное боярство. Господствующий класс не достиг еще прочной консолидации.


Случайные файлы

Файл
159354.rtf
ref.doc
CURSOVA.DOC
18041-1.rtf
153982.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.