Направления исторического развития (58179)

Посмотреть архив целиком

1. В традиционной европейской цивилизации в XV в. имелись преграды для прогрессивного развития, как и на Востоке, но в отличие от восточных цивилизаций Европа обладала уникальными характеристиками, способствовавшими эволюции. Назовите традиции и явления, доказывающие наличие этих противоположных тенденций развития Европы в XV в. Можно ли говорить о преобладании одного из направлений исторического развития в это время?


Влияние уникальности европейской цивилизации на процессы модернизации.

  1. Ориентация на изучение опыта других стран, народов и заимствование опыта. В противовес этому Восточная цивилизация воспринимает себя как образец совершенства, что привело к пренебрежительному отношению к опыту других стран. Стремление лишь к совершенствованию старого ведет к «тупику виртуозности».

  2. Признание за каждым индивидом его уникальности.

  3. Европейская цивилизация создала совершенно особую форму участия человека в политике — самоуправление. Полис — городское самоуправление, коммунальные революции — города получают хартии на самоуправление: право самостоят. экономич. политики, собств. Орган управления Городской совет, право на создание собственного ополчения и возведения оборонительных сооружений. В средневековья появляются сословно-представительные учреждения (функция совета с правителем или более широкие права, напр. в Англии).

С XIV века Палата Общин получила право вотирования — введения новых налогов и право импичмента (проведения судебного расследования по деятельности советников короля или самого короля и вынесения решения об отставке).

В некоторых государствах в нижнюю палату представителей избирали людей их низких сословий, а в Швеции избирали даже крестьян. Избранные в Парламент начинают формировать культуру парламентских дебатов, дискуссий.

  1. Традиция создания письменного права. Основные принципы: состязательность, право на аппеляцию, презумпция невиновности. Средневековье: салические законы, кутюмы, зерцала, 1215 год — Великая Хартия Вольностей (правление Иоанна Безземельного), документ, определяющий права подданных и обязанности государя.

  2. Постоянная борьба между светской и религиозной властью. На Востоке — теократия (Халифат). Результатом этой борьбы стало исчезновение пиетета как к светской так и к религиозной власти.

  3. Корпоративность средневекового общества выступает одновременно как тормоз прогресса (цеховые правила, религиозный консерватизм), и воспитывающий ответственность и чувство долга фактор.

  4. ЕЦ создала совершенно особое отношение к знанию и особую систему образования, универсальную и прагматичную.

  5. Европа имеет иные географические условия в отличии от Востока: начиная с XIII века человек сам вынужден заботиться о плодородии почвы, т.к. Европа была уже заселена и поделена. В земледелии начинает формироваться интенсивный характер труда.

  6. Формируется особый тип работника — работник универсального типа.

С другой стороны традиционализм, цеховая система и экономически неэффективные феодальные отношения тормозили развитие развитие ЕЦ.

Говорить об одном направлении исторического развития вряд ли возможно, т.к. было скорее много противоборствующих направлений, которые вкупе и дали определенный результат в будущем.


2. Леонардо да Винчи говорил своим ученикам: «Счастье приходит к тем, кто много трудится». Какие идеи гуманистов отражены в этой фразе? Назовите известных Вам деятелей эпохи Возрождения, расскажите об одном из них


Известно, что гуманизм (от лат. Humanus — человеческий, человечный) как широкое течение общественной мысли и как исторически изменяющееся мировоззрение, признающие личность человека и "вещи, относящиеся к жизни и нравам, которые совершенствуют и украшают человека" (Л. Бруни) вышей ценностью, впервые заявил о себе в эпоху Возрождения. В приведённом высказывании мы видим провозглашение гуманистами прав личности на счастье, свободное развитие и полную самореализацию, которое утверждало благо человека как критерий оценки деятельности государства и других социальных институтов. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества.

Леонардо да Винчи является одним из ярчайших представителей деятелей эпохи возрожления, среди Микеланджело, Рафаэля Санти, Джотто, Браманте, Дюрера и других.

В селении Анкиано, близ маленького городка Винчи,расположен ного между Эмоли и Пестойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д'Антонио. Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, ко- рая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незакон- ное происхождение, отец признал маленького Леонардо, воспи- тал его и дал образование. В 1469 году, через год после смерти деда Антонио, вся отцовская семья переехала во Флоренцию.

Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам историка и биографа Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и “божественно пел импровизации”. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.

Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров - скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.

В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты и даже ремонтировали всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал “всесторонне развитой личности” (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико – скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало – это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо “имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”. Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо – “величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний”.

В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо "Крещение Христа". По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. “Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными”.

Студенты часто выполняли часть работы своих учителей и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине "Крещение Христа" Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам, Леонардо продолжал жить со своим учителем, но уже начал работать над своими собственными картинами.


Случайные файлы

Файл
29956-1.rtf
12586.rtf
164391.rtf
10452-1.rtf
19638-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.