Государство и право Древнего Рима (27052)

Посмотреть архив целиком

ХАБАРОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Кафедра общеправовых дисциплин





Контрольная работа


по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»



Тема: «Государство и право Древнего Рима»







Выполнил: слушатель группы 4В ФДПО Галимов Д.Э.



Проверил: Билим Н.Н.


Оценка: _______________



Уссурийск, 2009


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.

  1. Государственный и общественный строй Римской рабовладельческой республики

  2. Римская империя в период принципата. Реформы Октавиана Августа.

  3. Римская империя в период доминанта. Реформы Диоклетиана и Константина

  4. Римское право. Законы ХII таблиц.

    1. Вещи.

    2. Долговое рабство.

    3. Семейные отношения.

    4. Уголовное право

    5. Имущественное право

Заключение.

Задачи.

Список использованной литературы.



ВВЕДЕНИЕ


Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полюса до крупнейшей мировой державы античности. В периоде своего рассвета Рим подчинил себе колоссальную территорию от Британии на севере до северной Африки на юге, от Пиренейского полуострова на западе до Персидcкого залива на востоке. Особое место и роль Рима в истории человечества очень точно и ясно определил немецкий юрист Р. Черинг: «Рим трижды диктовал свою волю миру и трижды создавал единство народов: первый раз – в государстве, второй - в христианской религии, третий - в праве»

Именно в Риме рабовладельческий строй прошел все основные стадии эволюции – зарождения, расцвет, разложение, упадок. Римское государство – непросто образец насильственной ломки первобытнообщинной общественной организации, оно в процессе своего развития продемонстрировало яркие примеры ранней монархии, аристократической республики и мировой империи

Рим стал родиной высокого развития системы гражданского права, в основе которой лежал важнейший институт частной собственности.

Именно Рим явился первым государством, принявшим христианство в качестве официальной религии и распространившим его по всем подвластным ему территориям

История древнего Рима условно делится на три основных периода:

  1. Царский, или эпоха родового строя длился от легендарной даты основания города Рима, в середине VIII века до нашей эры, до установления республиканского строя в 509 году до нашей эры.

  2. Республиканский строй занял почти пять веков (509 г. до н.э.- 27 г. н.э.)

  3. Императорский строй с 27 г. н.э. по 476 г. н.э. в свою очередь имперский период принято разделять на два подпериода

- принципат (27 до г. н.э. по 284 год н.э.)

- доминант (с конца III века н.э. до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.)

Рим внес существенный вклад в европейскую цивилизацию.

Римское право занимает особое место в истории права, являясь элементом системы науки «История государства и права зарубежных стран»



1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМСКОЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИЕКИ


В начале VI века до нашей эры власть в Риме захватили этруски. Этрусская династия и созданный ею управленческий аппарат примитивной монархии способствовали ускорению формирования собственно Римской государственности. Процесс разложения родового строя и зарождения государства в Древнем Риме связан с внутренней борьбой различных слоев населения Рима. Свободное население состояло из двух основных групп: патрициев и плебеев

ПАТРИЦИИ – члены 300 старейших римских родов входивших в три трибы (племени) латинян, сабинян и этрусков. Мужчины–воины каждых 10 родов образовывали курию. Основные занятия патрициев – исполнение административных жреческих и военных функций, земледелие. Именно патриции, а точнее старейшины богатых патрицианских семей, обладали всей властью в Риме.

ПЛЕБЕИ – пришлое население, оказавшиеся вне римской общины. Были лично свободны, но ограничены в правах. Они не участвовали в разделе общественных земель, управлении общиной, не могли выполнять жреческие функции, а также не имели право вступать в брак с патрициями. Они монополизировали ремесло и торговлю, занимались земледелием. Большую часть неполного равного населения составляли клиенты.

КЛИЕНТЫ – обедневшие общинники, пришельцы, принятые в состав общины, плебеи, желавшие защитить свои доходы, а позже и рабы–вольноотпущенники. Клиенты получали от своего покровителя во временное пользование землю, имущество, материальную помощь и защиту. В свою очередь в их обязанности входило оказание уважения патрону, помощи ему, нахождение в его военном отряде и свите. Узы, связывавшие клиента и патрона, считались священными и их нарушение с любой стороны каралось смертью.

Рабство в этот период было мало распространенно и носило в основном патриархальный характер. Главный источник рабства – плен, но римляне долго включали захваченных в состав членства. Основные элементы организации власти в римском обществе того периода были типичны для военной демократии, важную роль играли собрания воинов, проводимые куриями, к их компетенции относились вопросы, касающиеся всего римского народа: принятие законов, объявление войн, избрание должностных лиц, принятие новых граждан и включение в состав общины новых родов, важнейшие гражданские и уголовные дела, религиозные вопросы. Голосование на собрание проводилось криком. Каждая курия собиралась отдельно и имела один голос. Решением народа считалось то, за которое проголосовала большинство курий. Порядок деятельности таких собраний определял совет старейших – СЕНАТ, постепенно превратившийся в орган власти аристократической верхушки общества. Он принимал непосредственное участие в управление Римом, утверждал решение собраний, рассматривал некоторые судебные дела, утверждал избранного народным собранием военного вождя. Главой римской общины был военный вождь – РЕКС (царь), получивший от народа высшую власть – империю. При последних царях их власть уже переходила по наследству.

Рекс - предводитель войска, первосвященник, верховный судья. Важное значение имели объединенные в жреческие коллегии служители языческого культа – ПОНТИФИКИ. Они надзирали за культом, составляли календарь. ФИЦИАЛЫ имели прямое отношение к вопросам войны и мира, АВГУРЫ толковали значение.

Вооруженные силы - народное ополчение из представителей патрицианских родов. Каждая курия поставляла сто пехотинцев, десять всадников, вооружавшихся за свой счет. Плебеи служили в роли вспомогательной силы и не могли занимать военных должностей. Постепенно в Римском обществе ускорились внутренние процессы, подрывавшие замкнутый характер родовой общины: увеличение числа плебеев и монополизация ими ремесла и торговли превратили их в мощную силу, противостоящую «Хозяевам Рима» - патрициям; внутри патрициата и плебса шло имущественное разложение: появились богатые плебеи, игравшие важную роль в экономике и тяготившиеся политическим бесправием, кроме того, среди тех и других возникли слои неимущих – катализатор социальных взрывов. Ограничение земляного фонда римской общины и необходимость решать вопросы его расширения военным путем требовали увеличение численности армии, которая в силу недостаточности людских ресурсов патрициев происходило за счет плебеев. Несоответствие между возросшей экономической и военной ролью плебса и его политическим бесправием породило острейший конфликт между плебеями и патрициями. Этот конфликт дополняли и традиционные для общества, в котором шло социальное расслоение, конфликтами между беднеющими и богатеющими.

Основными требованиями плебеев были: допуск к участию в разделе общественных земель, отмена долговой кабалы, политическое равноправие.

Первой победой плебеев в их почти в трехвековом конфликте с патрициями стали реформы, проведенные в VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима - Сервием Туллием.

В их основу вместо родового были положены имущественный и территориальный принципы. В результате центуриатной реформы вместо 3 родовых триб вся подвластная Риму территория поделилась на двадцать одну: четыре трибы городских, и 17 - сельских. Каждая триба имела политическое право самоуправление, внутри триб оказались объединены жители соседних родовых общин, патриции и плебеи. Это ослабило роль родовой знати. Все население триб было обязано платить налог – трибуту. Для установления размера налога стали регулярно проводиться переписи населения с оценкой имущества. По итогам переписи все свободное население Рима делилось на 6 имущественных разрядов: первый составляли наиболее богатые римляне – всадники, последний – самый неимущий – пролетарии. Имущественное разделение дополнялось войсковым.

Разряды выставляли определенное число мужчин, суммарно объединившихся в 193 сотни – ЦЕНТУРИИ, под командованием центуриона. Центурии объединились в легионы, возглавляемые военными трибунами. Отряды конницы возглавляли декурионы. Важным являлось то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей: создавались новые центуриатные собрания, оттеснившие на второй план куриатные, за которыми остались дела, связанные с родовыми культами. Становилось очевидным, что все дела решались наиболее богатыми. Реформы Сервия Туллия имели колоссальное значение: знатность уступила место богатству, завершалась ломка основ родового строя, заменяемых новым социально–политическим устройством, базировавшимся на имущественной дифференциации и территориальном делении; был сделан важный шаг на пути включения плебеев в состав римского народа, военная демократия заменялась на обособленную публичную – власть – государство; отчетливо проявлялись три характерных для него признака:


Случайные файлы

Файл
MI-R0226.DOC
23635.rtf
66575.rtf
6274-1.rtf
114834.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.