Операторы ввода и вывода в языке программирования Си++ (47824)

Посмотреть архив целиком
















Лабораторная №1 “Операторы ввода и вывода в языке программирования Си++”



1. Теоретические сведения


1.1 Структура программы


Цель работы: изучить операторы ввода и вывода, форматы, используемые в этих операторах. Оформить законченную программу с применением этих операторов.

В языке СИ любая программа состоит из одной или более функций, задающих действия, которые нужно выполнить. Выполнение любой программы начинается с функции main. Далее идет текст программы, заключенный в фигурные скобки. Таким образом, структура программы имеет вид:

main ( )

{

Тело программы

}

В самом простом случае функция main не имеет аргументов, поэтому в скобках ничего не содержится. Для работы программы, обеспечивающей ввод и вывод информации, перед функцией main необходимо поместить строку:

#include


1.2 Алфавит языка и типы данных


Алфавит языка включает латинские прописные и строчные буквы, цифры и специальные знаки. К последним относятся: . (точка), , (запятая), ‘ (апостроф), : (двоеточие) и др.

Важным понятием языка является идентификатор, который используется в качестве имени объекта, например, переменной, функции и т.п. Идентификатор может содержать до 32 символов и состоит из букв и цифр, но начинается обязательно с буквы. Строчные буквы отличаются от прописных, поэтому идентификаторы SIGMA и sigma считаются разными.

В языке СИ существует несколько типов данных. Каждый тип данных определяется одним из следующих ключевых слов:

  1. int (целый) – задает значения, к которым относятся все целые числа. Диапазон возможных целых значений лежит в пределах от –32768 до 32767, переменная типа int занимает 16 бит;

  2. short (короткий целый) – соответствующие объекты не могут быть больше, чем int, переменные этого типа занимают 16 бит;

  3. long (длинный целый) – соответствующие объекты не могут быть меньше, чем int. Переменная типа long занимает 32 бита и позволяет представить целые числа от –2147483648 до 2147483647;

  4. char (символьный) – задает значения, которые представляют различные символы;

  5. unsigned (беззнаковый) – в языке СИ можно объявлять некоторые типы (char, short, int, long) беззнаковыми с помощью модификатора unsigned (например, unsigned short). Это значит, что соответствующие переменные не будут иметь отрицательных значений. В результате они могут принимать большие положительные значения, чем переменные знаковых типов. В случае типа int объявления вида «unsigned int a;» можно записать «unsigned a;»;

  6. float (вещественный) – задает значения, к которым относятся вещественные числа, имеющие дробную часть, отделяемую точкой. Вещественные числа могут быть записаны также в экспоненциальной форме. Например, -1.58е+2 (что равно -1,58·102 ). В языке СИ переменная типа float занимает 32 бита. Она может принимать значения в диапазоне от +3.4е-38 до +3.4е+38;

  7. double (двойная точность) – определяет вещественные переменные, занимающие в два раза больше места, чем переменная типа float. Переменная типа double занимает 64 бита. Она может принимать значения в диапазоне от +1.7е-308 до +1.7е+308.


1.3 Ввод и вывод информации


1.3.1 Форматный вывод

Вначале рассмотрим функцию, определяющую форматный вывод:

printf("управляющая строка", аргумент1, аргумент2, ... );

Управляющая строка содержит объекты трех типов: обычные символы, которые просто выводятся на экран дисплея, спецификации преобразования, каждая из которых вызывает вывод на экран значения очередного аргумента из последующего списка и управляющие символы-константы.

Каждая спецификация преобразования начинается со знака % и заканчивается некоторым символом, задающим преобразования.

Символ преобразования связан с типом переменных. приведем символы преобразования:

  1. d – значением аргумента является десятичное целое число;

  2. o – значением аргумента является восьмеричное целое число;

  3. x – значением аргумента является шестнадцатеричное целое число;

  4. c – значением аргумента является символ;

  5. s – значением аргумента является строка символов;

  6. e – значением аргумента является вещественное число в экспоненциальной форме;

  7. f – значением аргумента является вещественное десятичное число с плавающей точкой;

  8. u – значением аргумента является беззнаковое целое число;

  9. p – значением аргумента является указатель (адрес).

Если после знака % записан не символ, то он выводится на экран. Функция printf использует управляющую строку, чтобы определить, сколько всего аргументов и каковы их типы.

Например, в результате работы программы получены переменная i, имеющая значение 100, и переменная j, имеющая значение 25. Обе переменные целого типа. Для вывода этих переменных на экран в виде

i=100 j=25

необходимо применить функцию

printf(“i=%d j=%d”,i,j);

Как было описано выше, в кавычках задается формат вывода. перед знаком % записываются символы, которые будут непосредственно выданы на экран. После знака % применена спецификация d, т.к. переменные i и j имеют целый тип. Сами i и j приведены через запятую в списке аргументов. Если результат должен быть представлен в виде

i=100; j=25

необходимо применить функцию

printf(“i=%d; j=%d, i, j);

Если после знака % стоит цифра, то она задает поле, в котором будет выполнен вывод числа. Приведем несколько функций printf, которые будут обеспечивать вывод одной и той же переменной S целого типа, имеющей значение 336.

Функция printf(“%2d”, S); выдает на экран:

336

В этом примере ширина поля ( она равна двум) меньше, чем число цифр в числе 336, поэтому поле автоматически расширяется до необходимого размера.

Функция printf(“%6d”, S);

выдаст на экран:

_ _ _336

(6 позиций)

То есть, в результате работы функции число сдвинуто к правому краю поля, а лишние позиции перед числом заполнены пробелами.

Функция printf(“%-6d”, S);

выдаст на экран:

336_ _ _

(6 позиций)

Знак «минус» перед спецификацией приводит к сдвигу числа к левому краю поля.

Рассмотрим вывод вещественных чисел.

Если перед спецификацией f ничего не указано, то выводится число с шестью знаками после запятой. при печати числа с плавающей точкой перед спецификацией f тоже могут находиться цифры.

Рассмотрим на конкретном примере три возможные ситуации:

%6f – печать числа с плавающей точкой в поле из шести позиций;

%.2f – печать числа с плавающей точкой с двумя цифрами после десятичной точки;

%6.2f – печать числа с плавающей точкой в поле из шести позиций и двумя цифрами после десятичной точки.

Например, в результате работы программы получены переменные вещественного типа а=3,687 и b=10,17.

Если для вывода значений использована функция

printf(“%7f %8f”,a,b);

то результат будет представлен в виде строки:

_ _ 3.687 _ _ _ _10.17

(7 поз.) (8 позиций)

Как видно из примера, лишние позиции заполняются пробелами. Если для вывода значений использована функция

printf(“%.2f %/2f”, a, b);

то результатом будет строка:

3.69 10.17,

из которой следует, что в первом числе третья цифра после десятичной точки отброшена с округлением, т.к. указан формат числа с двумя цифрами после десятичной точки.

Если для вывода значений использована функция

printf(“%7.2f e”,a,b);

то будет выведена строка:

_ _ _ 3.681.010000е+01

(7 позиций)

Поскольку для вывода значения переменной b применена спецификация е, то результат выдан в экспоненциальной форме. Следует отметить, что , если ширина поля меньше, чем число цифр в числе, то поле автоматически расширяется до необходимого размера.

Как было отмечено выше, в управляющей строке могут содержаться управляющие символьные константы. Среди управляющих символьных констант наиболее часто используются следующие:

  1. \a – для кратковременной подачи звукового сигнала;

  2. \b – для перевода курсора влево на одну позицию;

  3. \n – для перехода на новую строку;

  4. \r – для перевода курсора в начало текущей строки;

  5. \t – для горизонтальной табуляции;

  6. \v – для вертикальной табуляции.

Предположим, в результате работы программы переменная i получила значение 50. В результате записи инструкции вызова функции

printf(“\t ЭВМ\n%d\n”,i);

сначала выполнится горизонтальная табуляция (\t), т.е. курсор сместится от края экрана на 8 позиций, затем на экран будет выведено слово “ЭВМ”, после этого курсор переместится в начало следующей строки (\n), затем будет выведено целое значение i по формату d, и окончательно курсор перейдет в начало новой строки (\n). Таким образом, результат работы этой функции на экране будет иметь вид:

_ _ _ _ _ _ _ _ ЭВМ

50


1.3.2 Ввод данных

Для форматного ввода данных используется функция

scanf(«управляющая строка», аргумент1, аргумент2,...);

Если в качестве аргумента используется переменная, то перед ее именем записывается символ &.

Управляющая строка содержит спецификации преобразования и используется для установления количества и типов аргументов. спецификации для определения типов аргументов такие же, как и для функции printf. Перед символами d,o,x,f может стоять буква l. В первых трех случаях соответствующие переменные должны иметь тип long, а в последнем double.


Случайные файлы

Файл
kursovik.doc
11466-1.rtf
115162.rtf
143925.rtf
154677.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.