Мадхава

Мадхава (санскр.) = Видьяранья, индийский философ адвайта-веданты 14 в., министр царя южноиндийского государства Виджаянагар и, возможно, позднее глава шанкаровского монастыря в Шрингери (Майсор).

I. Сарва-даршана-санграха (Резюме всех философских систем) знаменитый компендиум (по которому европейцы изучали индийскую философию в 19 в.), где излагаются основные доктрины 15 более или менее значительных сложившихся ко времени Мадхавы: материализм (чарвака), буддизм, джайнизм, оппозиционные адвайте ведантистские школы Рамануджи и Мадхавы, шиваитские школы пашупаты, шайвы, пратьябхиджни, школа алхимиков (расаяна), вайшешика, ньяя, миманса, школа грамматистов, санкхья и йога (некоторые рукописи включают и главу о веданте, считающейся неподлинной).

II. Дживанмуктививека (Анализ состояния освобожденного при жизни) трактат в пяти главах, посвященных разработке адвайтистской доктрины, по которой «освобождение» возможно уже при жизни того, кто достиг «различительного знания». В главе 1 Мадхава дает определение «освобожденного при жизни», опираясь на прежние адвайтистские авторитеты и выступая против оппонентов, придерживающихся мнения, что «освобождение» достижимо лишь после смерти (видехамукти). Он различает также статусы «ищущего знания» (вививдиша) и «познавшего» (видван), уточняя то расстояние, которое необходимо пройти первому, чтобы стать вторым. «Освобождение» прежде всего полная независимость от внешнего мира. Главы 23 посвящены преимущественно стратегии преодоления скрытых, бессознательных желаний (васана-кшая), являющихся серьезным препятствием для тех, кто стремится к «освобождению». В главе 4 уточняется, в каком смысле «освобождение при жизни» составляет высшую цель человеческого существования. В главе 5 описывается облик того, кто достиг «освобождения при жизни».

III. Панчадаши (Трактат из пятидесяти глав) cтихотворное изложение адвайты, основывающейся на трех «столпах» сакральных текстов, рациональности и опыта. Мадхава солидаризируется с направлением Пракашатмана (10 в.), предпочитающего в качестве модели соотношения Брахмана и индивидуальной души метафору первообраза и отражения (абхаса-вада), а не модель ложного ограничения (аваччхеда-вада), которую, в частности, отстаивал Вачаспати Мишра. Майя одна из сил Брахмана, посредством которой он принимает видимость самоумножения. Однако Мадхава отходит от школы Пракашатмана, развивая в последних пяти главах идею «блаженства Брахмана» (существует, правда, мнение, что эти главы были написаны не им, но близким ему Бхаратитиртхой).

IV. К менее известным трудам относятся обобщающая работа Виваранапрамеясанграха (Резюме предметов истолкования) и переложение комментария Шабары к Миманса-сутре Джайминияньяямалавистара (Подробное описание гирлянд правил Джаймини).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/







Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.