Социальное пространство и время (27450-1)

Посмотреть архив целиком

Социальное пространство и время

Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых, качественно специфических простран­ственно-временных структур.

Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к био­логическому пространству. Здесь возникает и исторически разви­вается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функцио­нально расчленено на ряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека. Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселения), территория вокруг него, включающая особые зоны хозяйственных циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления леcных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей Древнего Египта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.

Освоенное человеком, «очеловеченное», и неосвоенное про­странство природы с точки зрения природных свойств не разли­чаются. Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства способов человеческой деятельности и поведения.

Специфические черты и характеристики социального простран­ства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древ­них мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядочен­ного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное раз­личие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.

Привычные нашему здравому смыслу представления о про­странстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет как однородность и изотропность простран­ства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории. Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культуре происходило в эпоху формирования ранних бур­жуазных отношений и было связано с ломкой мировоззренче­ских ориентации, возникших в эпоху средневековья. Средневеково­му мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наде­лялось определенным символическим значением. Различался зем­ной греховный мир и мир небесный — мир «чистых сущностей».

Чтобы понять особую природу социального пространства как объективно существующего, важно выработать представление о це­лостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира чело­веческих отношений. Организация этого целого усложняется и ме­няется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фикси­руются в системе общественно значимых идей. Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организа­ция обладает надприродными, социально значимыми характеристиками. Пространственные формы технических устройств, упоря­доченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искус­ственно созданных водоемов, архитектура городов — все это со­циальные пространственные структуры. Они не возникают сами но себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

Специфика социального пространства тесно связана со специ­фикой социального времени, которое является внутренним време­нем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отноше­нию к нему время природных процессов.

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни лю­дей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социаль­ных процессов были замедленными. Родо-племенные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носи­ло квазициклический характер. Ориентиром общественной прак­тики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме свя­щенных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое пред­ставлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных об­ществах понятия «древний» и «хороший», «добрый» были почти синонимами.

Идея направленности времени и ориентация на будущее воз­никли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталисти­ческая система производства по сравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в боль­шей мере это ускорение свойственно современной эпохе, когда бурно развертывается научно-техническая революция.

Таким образом, социально-историческое время течет неравно­мерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественно­го прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преоб­разований это ускорение, своеобразное спрессовывание историче­ского времени, его насыщение социально значимыми историче­скими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет слож­ную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга раз­личных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и развития как важ­ного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизни людей.


Случайные файлы

Файл
45088.doc
180654.rtf
76146-1.rtf
5703.rtf
176058.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.