Лакшми

Лакшми (санскр. e «Знак», «Счастье»), в индуистской мифологии богиня счастья и благополучия, супруга Вишну.

Существует мнение, что различавшиеся еще в поздневедийский период богиня Шри («Процветание», «Слава»), ассоциирующаяся с Индрой, и богиня Лакшми начиная с эпического периода постепенно сливаются в один образ Шри-Лакшми.

Долгое время положение Лакшми в индуистском пантеоне было достаточно неопределенным.

Во многих текстах она соотносится с Куберой, что находит отражение в скульптурных группах из Матхуры уже кушанского периода (13 вв.), а согласно Рамаяне, она вместе с Куберой и Индрой обитает во дворце Раваны.

В Махабхарате фиксируется ее связь с Нараяной-Вишну: Лакшми рождается из золотого лотоса, поднявшегося над головой Нараяны. Лотос основной символ Лакшми, и именно с ней связан лотос, растущий из пупа Нараяны в вишнуитских изображениях.

В Махабхарате воплощением Лакшми считается Драупади супруга пятерых братьев Пандавов, воплощений Индры. Согласно Хариванше, индийский Купидон, Камадэва, был сыном Лакшми и Дхармы, бога справедливости и дхармического закона, практически тождественного Яме.

В ряде текстов Лакшми отождествляется с Сарасвати, богиней мудрости, образованности и искусств, но в других Лакшми и Сарасвати соперничающие супруги Брахмы.

Согласно одной версии рождения Лакшми, она была дочерью мудреца-риши Бхригу и Кхьяти, согласно другой, значительно более популярной, она появилась с лотосом в руках или сидящей на лотосе во время пахтанья мирового океана дэвами и асурами (ср. рождение Афродиты), согласно же третьей, она появилась еще в самом начале мирового процесса, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса (ср. ее имена Падма и Камала «Лотосовая»).

В некоторых тантрических направлениях Лакшми трактуется как потенция-энергия Вишну (шакти). Распространено верование в то, что она сопровождает Вишну и во всех его аватарах, перевоплощаясь вместе с Ситу (жена Рамы), Рукмини (супруга Кришны) и т.д. Наиболее распространенными являются изображения Лакшми вместе с Вишну, возлежащим на космическом змее Ананте или сидящим на своем «ездовом животном» (вахана) Гаруде; отдельно она изображается сидящей или стоящей в цветке лотоса.

Культ Лакшми как богини процветания популярен и в современной Индии. Для индийца она не только богиня процветания, но и примерная супруга, изображаемая сидящей у стоп Вишну. В известном празднике наваратри «девять ночей» первые три ночи посвящены именно ей. Знаменитый осенний праздника светильников дивали, как правило, трактуется как праздник Лакшми.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/



Случайные файлы

Файл
81831.rtf
25385.rtf
180788.rtf
154793.rtf
49672.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.