∆изнь и творчество —олженицина (73080)

ѕосмотреть архив целиком

∆»«Ќ№ » “¬ќ–„≈—“¬ќ

—ќЋ∆»Ќ»÷џЌј







—ќЋ∆≈Ќ»÷џЌ јлександр »саевич (р. 1918), русский писатель. —охранение человеческой души в услови€х тоталитаризма и внутреннее противосто€ние ему Ч сквозна€ тема рассказов Ђќдин день »вана ƒенисовичаї (1962), Ђћатренин дворї (1963; оба опубликованы ј. “. “вардовским в журнале ЂЌовый мирї), повестей Ђ¬ круге первомї, Ђ–аковый корпусї (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт —олженицына: участие в ¬еликой ќтечественной войне, арест, лагер€ (1945-53), ссылку (1953-56). Ђјрхипелаг √”Ћј√ї (1973; в ———– распростран€лс€ нелегально), Ч Ђопыт художественного исследовани€ї государственной системы уничтожени€ людей в ———–; получил международный резонанс, повли€л на изменение общественного сознани€, в т. ч. на «ападе. ¬ творчестве —олженицына, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаютс€ автором в свете нравственного и христианского идеала. ¬ дес€титомном Ђ расном колесеї (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваютс€ причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируютс€ политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновываетс€ возможность альтернативного исторического развити€ –оссии. ¬ стать€х Ђ–аска€ние и самоограничение как категории национальной жизниї, Ђ∆ить не по лжиї и др., Ђѕисьме вожд€м —оветского —оюзаї (все Ч 1973) —олженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несосто€тельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Ёти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике —олженицына периода изгнани€ из ———– (с 1974 в ‘–√; с 1976 Ч в —Ўј, шт. ¬ермонт; вернулс€ в –оссию в 1994), в т. ч. Ч новейшей (Ђ ак нам обустроить –оссиюї, 1990; Ђ–усский вопросї к концу XX в.ї, 1994; Ђ–осси€ в обвалеї, 1998). јвтобиографическа€ книга ЂЅодалс€ теленок с дубомї (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 Ч нач. 70-х гг., в св€зи с публикацией его сочинений в ———–. Ќобелевска€ преми€ (1970). ¬ 1997 избран академиком –јЌ.

* * *

—ќЋ∆≈ЌШ»÷џЌ јлександр »саевич (родилс€ 11 декабр€ 1918,  исловодск), русский писатель.

—емь€. √оды учени€

—олженицын родилс€ через несколько мес€цев после смерти отца. ¬ 1924 семь€ переезжает в –остов-на-ƒону; там в 1936 —олженицын поступает на физико-математический факультет университета (окончил в 1941). “€га к умственной самосто€тельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили пам€ть о прежней, непохожей на советскую, жизни, рано подвели —олженицына к замыслу большой книги (по образцу Ђ¬ойны и мираї Ћ. Ќ. “олстого) о первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслилс€ отец писател€. Ћитературные планы (при характерном дл€ эпохи сознании, что всему должно учитьс€) обусловили поступление —олженицына на заочное отделение ћосковского института философии, литературы, истории.

’ождение по мукам

¬ окт€бре 1941 —олженицын был мобилизован; по окончании офицерской школы (конец 1942) Ч на фронте; награжден орденами ќтечественной войны 2-й степени и  расной «везды. ѕоследние фронтовые впечатлени€ Ч выход из окружени€ в ¬осточной ѕруссии (€нварь 1945) Ч отразились в написанных в лагере поэме Ђѕрусские ночиї и пьесе Ђѕир победителейї (обе 1951), а позднее были использованы в Ђјвгусте „етырнадцатогої при описании Ђсамсоновской катастрофыї Ч гибели армии ј. ¬. —амсонова, в р€дах которой находилс€ отец писател€. 9 феврал€ 1945 —олженицын арестован за резкие антисталинские высказывани€ в письмах к другу детства Ќ. ¬иткевичу; содержалс€ в Ћуб€нской и Ѕутырской тюрьмах (ћосква); 27 июл€ осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей (по статье 58, п. 10 и 11). ¬печатлени€ от лагер€ в Ќовом »ерусалиме, затем от работы заключенных в ћоскве (строительство дома у  алужской заставы) легли в основу пьесы Ђ–еспублика трудаї (первоначальное название Ђќлень и шалашовкаї, 1954). ¬ июне 1947 переведен в ћарфинскую Ђшарашкуї, позднее описанную в романе Ђ¬ круге первомї. — 1950 в экибастузском лагере (опыт Ђобщих работї воссоздан в рассказе Ђќдин день »вана ƒенисовичаї); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952).

— феврал€ 1953 —олженицын на Ђвечном ссыльнопоселенииї в ауле  ок-“ерек (ƒжамбульска€ область,  азахстан). ƒважды лечитс€ в “ашкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге Ч будущий Ђ–аковый корпусї. ¬ феврале 1956 —олженицын реабилитирован решением ¬ерховного —уда ———–, что делает возможным возвращение в –оссию: он учительствует в р€занской деревне, жив€ у героини будущего рассказа Ђћатренин дворї. — 1957 —олженицын в –€зани, преподает в школе. ¬се это врем€ идет потаенна€ писательска€ работа над романом Ђ¬ круге первомї, созревает замысел Ђјрхипелага √”Ћј√ї.

ѕрорыв

¬ 1959 за три недели написан рассказ Ђў-854 (ќдин день одного зэка)ї, который в 1961 через товарища по ћарфинской шарашке литературоведа Ћ. «.  опелева передан в журнал ЂЌовый мирї, где, благодар€ усили€м ј. —. Ѕерзер, с ним знакомитс€ ј. “. “вардовский. Ќепосредственно у Ќ. —. ’рущева “вардовский добиваетс€ разрешени€ на публикацию рассказа, получившего название Ђќдин день »вана ƒенисовичаї (ЂЌовый мирї, 1962, є 11). –ассказ, сочетающий предельную честность оценки всей бесчеловечной советской системы (а не только Ђсталинизмаї) и редкую художественную силу (чистота народного €зыка, точность в обрисовке несхожих характеров, концентраци€ действи€, сливающа€ обыденность с символикой) вызвал восхищение многочисленных читателей Ч произошел прорыв советской лжи-немоты. –ассказы Ђћатренин дворї (первоначальное название ЂЌе стоит село без праведникаї), Ђ—лучай на станции  речетовкаї (оба ЂЌовый мирї,1963, є 1), Ђƒл€ пользы делаї (там же,1963, є 7) упрочивают славу —олженицына. ѕисьма бывших заключенных и встречи с ними (227 свидетелей) способствуют работе над Ђјрхипелагом √”Ћј√ї; пишетс€ Ђ–аковый корпусї; актуализуетс€ замысел книги о революции (Ђ–17ї, будущее Ђ расное  олесої); выстраиваетс€ подцензурна€ редакци€ романа Ђ¬ круге первомї (87 глав). Ђќдин день...ї выдвинут на Ћенинскую премию, однако сказываетс€ энергичное противодействие защитников коммунизма, верно пон€вших, что имеют дело с насто€щим противником системы, Ч премии —олженицын не получает, исподволь начинаетс€ кампани€ клеветы. Ѕорьба с писателем нарастает после падени€ ’рущева: в сент€бре 1965  √Ѕ захватывает архив —олженицына; перекрываютс€ возможности публикаций, напечатать удаетс€ лишь рассказ Ђ«ахар- алитаї (ЂЌовый мирї, 1966, є 1); триумфальное обсуждение Ђ–акового корпусаї в секции прозы ћосковского отделени€ —оюза писателей не приносит главного результата Ч повесть по-прежнему под запретом. ¬ мае 1967 —олженицын в ќткрытом письме делегатам „етвертого съезда писателей требует отмены цензуры. –абота над Ђјрхипелагом...ї (закончен в 1968) и книгой о революции перемежаетс€ борьбой с писательским руководством, поиском контактов с «ападом (в 1968 Ђ¬ круге первомї и Ђ–аковый корпусї опубликованы за границей). ¬ но€бре 1969 —олженицын исключен из —оюза писателей.

√лавный бой

ѕрисуждение Ќобелевской премии по литературе (1970) и издание первой редакции Ђјвгуста „етырнадцатогої (1971) возбуждает новую волну преследований и клеветы. ¬ сент€бре 1973  √Ѕ захватывает тайник с рукописью Ђјрхипелага...ї, после чего —олженицын дает сигнал о его публикации в Ђ»ћ ј-ѕрессї (ѕариж); первый том выходит в свет в конце декабр€. 12-13 феврал€ 1974 —олженицын арестован, лишен гражданства и выслан в ‘–√.

ѕубликаци€ трехтомного художественно-документального исследовани€ Ђјрхипелаг √”Ћј√ї произвела на российского и мирового читател€ не меньшее впечатление, чем Ђќдин день...ї.  нига не только представл€ла подробнейшую историю уничтожени€ народов –оссии, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосерди€, одаривала опытом противосто€ни€ злу, сохранени€ души в царстве Ђколючей проволокиї. Ќар€ду с Ђјвгустом „етырнадцатогої, главами Ђ расного колесаї о Ђвожде мирового пролетариатаї, объединенными книгой ЂЋенин в ÷юрихеї (1975), Ђочерками литературной жизниї в ———– ЂЅодалс€ теленок с дубомї (1975) и публицистикой (в дни ареста в самиздат пошло воззвание Ђ∆ить не по лжи!ї; вскоре стали известны Ђѕисьмо вожд€м —оветского —оюзаї, отправленное в ÷   ѕ—— в сент€бре 1973, и развивающие веховскую традицию (см. Ђ¬ехиї) статьи сборника Ђ»з-под глыбї, 1974) Ђјрхипелаг...ї заставил осознать религиозную проблематику всего творчества —олженицына, вы€вил его стержень Ч поиск свидетельств о человеке, его свободе, грехе, возможности возрождени€, наконец, показал, что делом —олженицына €вл€етс€ борьба за человеческую личность, –оссию, свободу, жизнь на «емле, которым угрожает отрицающа€ Ѕога и человека, обреченна€ система лжи и насили€.

Ќа чужбине о –оссии

Ќедолго прожив в ÷юрихе, получив в —токгольме Ќобелевскую премию (декабрь 1975) и совершив поездку в —Ўј (апрель 1976; речи перед профсоюзными де€тел€ми в ¬ашингтоне и Ќью-…орке и на приеме в —енате), —олженицын с семьей (жена Ќ. ƒ. —олженицына, ее мать ≈. ‘. —ветлова, трое сыновей писател€ и сын жены от первого брака) в окт€бре 1976 пересел€етс€ в усадьбу близ города  авендиш (штат ¬ермонт).


—лучайные файлы

‘айл
175023.rtf
74241-1.rtf
185271.rtf
60415.rtf
50002.rtf




„тобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
„тобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Ёто можно сделать совершенно бесплатно. „итайте подробности тут.