Культура средневекового города (70313)

Посмотреть архив целиком

Федеральное агентство по образованию

Пензенская государственная технологическая академия









Контрольная работа по дисциплине

«Культурология» на тему:

«Культура средневекового города»




Выполнила студентка

группы 06ПЭ1з

Сагарева Марина Евгеньевна

Проверила КИН,

доцент кафедры

« Философии» Кольчугина С.В.




440034 г. Пенза, ул. Металлистов 1-18

Тел. 32-49-67

Пенза 2006 год


Введение №1.


Общество – это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. На их основе люди вступают в общественные отношения. Система общественных отношений представляет собой единство:


Духовных отношений

Экономических отношений

Политических отношений

Социальных отношений


Все они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

В основе развития человека и общества находится труд.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими словами «труд и культура» стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.

Культура (от латинского – означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

В своей работе я остановлюсь на культуре «Руси» в эпоху средневековья (9-15 вв.) в центре которой стоял город. Культура «Руси», как и культура других народов, впитала в себя и общечеловеческое, и своё особенное, многовековое, временное. Здесь воедино слились Киевская Русь (9-12вв.), и формирование и возвышение Московского государства (13-15вв.). Здесь мы видим и мировую цивилизацию и самобытность. Но в центре стояла, стоит, и будет стоять самобытность «Руси» и «России».


Введение №2.


Тема: «Факторы самобытности русской истории»


Точек зрения на проблему самобытности русской истории в целом и культуры в частности очень много.

  1. К. Маркс – начал изучать «Русь» с книг А. Бакунина (об анархизме).

  2. В.И.Ленин – «Русского мужика пока сорок раз не обругаешь, тридцать раз не изматеришь, не одну вещь толком не сделает. Но если начнет делать – не остановишь».

  3. И.П. Павлов – «Мозг русского человека устроен так, что он верит только слову, а на остальное ему наплевать». Эта цитата актуальна и на сегодняшний день.

4. Ф.И.Тютчев – «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить».

  1. И.А.Ильин – «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар до великой войны двадцатого века».

  2. В.О.Ключевский – «История России это история страны, которая колонизируется».

Их ещё множество, но их можно свести в три основных:

    • Первая – однолинейность мировой истории.

    • Вторая – многолинейность исторического развития (Россия – славянская цивилизация).

    • Третья – пытается примирить первые две.

Итак, представители трёх подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Но все они указывают на некоторые мощные факторы, под влиянием которых история России значительно отличается от истории западных обществ. Есть четыре фактора:

  1. Природно-климатический фактор. Из множества элементов укажем только на один. У нас сельхозработы занимали всего 125-130 рабочих дней в году (с середины апреля до середины сентября). На Западе в ряде стран сельхозработы прерывались в декабре-январе. В Южных странах сельхозработы велись круглый год.

  2. Геополитический фактор. Геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:

    • Обширная и слабозаселённая территория;

    • Не защищённая естественными преградами граница;

    • Оторванность на протяжении длительного времени от морей и морской торговли;

    • Речная сеть – единственное благо;

    • Промежуточное положение между Европой и Азией.

  3. Религиозный фактор.

Все выше перечисленные факторы сформировали:

  • Тело России

  • Темперамент

  • Навыки

  • Привычки

  • Быт

  • Обычаи

  • Семью

  • Запад шел через Рим – «католизм», Россия – через Византию – «православие». А в целом это христианство, которое воспитало душу.

В Европе – спасение человека в активной экономической силе, в гражданском обществе.

В России - политический путь спасения: царь, Генсек и КПСС, президент и Единая Россия.

  1. Фактор социальной организации.

Специфические элементы социальной организации в России:

  • Община, артель, товарищество и т.д.;

  • Государство, общество, личность не разделены, а взаимопроникаемы, целостны, соборные.

Если соединить общее и частность, то следует сказать, что крещение Руси, как считают многие историки и культурологи, стало началом истории русской культуры. До этого было язычество с его множеством божеств, что естественно препятствовало усилению Киевской Руси. И Киевский князь Владимир 1 (его жена Анна сестра византийского императора) принял православие и в 988 году крестил киевлян в Днепре.

Следует отметить историческое значение принятия «Русью» православия:

  • Православие – духовная основа русской культуры;

  • Формирование христианской морали русского народа;

  • Появление монастырей – центра образования и культуры;

  • Появление русской иконописи;

  • Рассвет церковной архитектуры;

  • Возникновение летописания и распространение религиозной литературы.

Но Киевская Русь была раздробленной. К концу 13в. были десятки удельных княжеств, которые враждовали друг с другом. Наиболее ожесточенная борьба была между князьями Твери и Москвы. Объединение завершилось при Иване 3 (1462-1505 гг.). Центром стала Москва. «Москва – третий Рим» - союз власти и церкви.


СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Введение № 1

  2. Введение № 2 на тему: «Факторы самобытности русской истории»

  3. Основная часть «Культура средневекового города»

  4. Заключение

  5. Список литературы


Культура средневекового города.


В любом государстве, в любом столетие если был город, то была и деревня. Они были тесно связаны экономически, политически, социально и духовно.

Прежде чем говорить о культуре средневекового города мы кратко скажем, что такое город и что такое деревня.

Город, населённый пункт, достигнувший определённой людности (критерий которой различен, обычно не менее 2-5 тысяч жителей) и воплощающий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции.

Деревня, населённый пункт, охватывающий, прежде всего природно-географические особенности, а отсюда и особенности производства и культуры.

Итак, культура средневекового города.

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремёсла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества и феодализма, как и других европейских народов, складывается эпос (эпос-от греческого «слово», «предание». Это сказка, историческая былина, песня, народные предания и т.д.). Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах.

К 9-10 вв. относится появление сюжетов, таких былин как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным оказался конец 10 века – эпохи Владимира Святославовича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом Руси. Героями этих былин стали Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославовича по матери Добрыня, бывший наместником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца 9, начала 10 вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине 9 столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в Западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года. С принятием христианства на Руси это станет бытованием в качестве языка церковной службы и в качестве литературного языка, понятного всему населению.

Появление на Руси литературы на славянском языке с одной стороны привело к усложнению общественной жизни развитием феодальных отношений и становлением государственной структуры, с другой, способствовали распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного содержания. Они обнаружены в десятках древнерусских городах, в основном они происходят из Новгорода. Наиболее ранние из грамот датируются 11 веком.


Случайные файлы

Файл
47070.rtf
4054-1.rtf
114801.rtf
10272.rtf
48337.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.