Сент-Бев

Е. А. Слободская-Ермакова

Сент-Бев (Charles Auguste de Sainte-Beuve, 1804—1869) — яркий представитель французского романтизма в литературоведении и литературной критике. Плодовитый и разнообразный писатель, С.-Б. пробовал свои силы и в поэзии, и в романе, и в истории, но основная сфера его деятельности — история литературы и литературная критика, в которой С.-Б. создал свой метод, получивший позже название «биографического». Начав лит-ую деятельность в годы Реставрации и широко развернув ее во время Июльской монархии и Второй империи, С.-Б. с первых шагов примкнул к мелкобуржуазной группе французских романтиков. Отвращение к капиталистической действительности, сочувствие всем обездоленным торжеством капитализма — от бедняка-крестьянина до родовой знати, — одновременно неопределенность социальных формулировок, «общечеловеческие» идеалы, тенденции замыкания в мир душевных переживаний, вкус к психологическому анализу и интерес к формальным проблемам искусства, все эти черты, характеризующие французский романтизм, определяют творческие и теоретические установки С.-Б. Выступив впервые (1824) в журн. «Globe» — органе «молодого поколения», пропагандировавшем романтизм, — со статьями о В. Гюго, С.-Б. быстро сблизился с кружком Гюго и сделался присяжным критиком этой группы. Первая крупная работа С.-Б. — «Tableau historique et critique de la poésie française et du théâtre français au XVI siècle» (1828) — посвящена историческому обоснованию и оправданию романтизма как завершения подлинных традиций французской литературы, прерванных временным господством классицизма. «Предков» романтизма С.-Б. видит в Ронсаре, дю Беллэ и др. поэтах XVI в. К периоду дружбы с кружком романтиков, ознаменованному интенсивной работой в журн. «Globe», относится и первая попытка С.-Б. сказать свое слово в художественной литературе — книга «Vie, poésies et pensées de Joseph Delorme» (1829). За ней следуют две книги стихов «Consolations» (1830) и «Pensées d’août» (1837) и роман «Volupté» (1834) — история самоуглубленной и жаждущей наслаждений души. Художественные произведения С.-Б, не имели значительного успеха, и с 1837 он отдался исключительно историко-литературной и критической работе.

Литературный и жизненный путь С.-Б. был путем метаний и поисков. Вскоре после Июльской революции он порвал связи с кружком Гюго и предался новым увлечениям. Стоя в резкой оппозиции к буржуазной Июльской монархии, он перешел от сенсимонизма к католическим идеям Ламеннэ, сочетая идейную близость к литературному вождю республиканской Франции Каррелю с активной симпатией к роялистскому салону m-me Рекамье, меняя социалистический «Globe» на республиканский «National» и «National» на светскую «Revue des deux mondes», ведя непрерывно блестящую, страстную и сопровождающуюся неизменным успехом лит-ую работу. В 1844 бывший романтик С.-Б. вошел во Французскую академию, покровительствуемый роялистами и сторонниками классицизма, но уже в 1848 выпустил книгу «Chateaubriand et son groupe littéraire sous l’Empire», в которой резко порывал с монархическими и католическими тенденциями. Позднее он декларировал преданность Наполеону III, осыпая насмешками легитимистов и орлеанистов, в последние же годы жизни примкнул к «свободомыслящим», разрывая с империей. Правоверный католик в 30-х гг., он выступил в 60-х как умный и смелый противник клерикализма.

Метания С.-Б. заставили буржуазных историков литературы ломать голову над причинами столь необычайной изменчивости и подчеркивать крайнюю сложность индивидуальности С.-Б. Сам С.-Б., объявляя себя «самым изломанным и склонным к метаморфозам умом», кокетничал своею способностью к крупнейшим поворотам, видя в ней залог «надклассовости» своих суждений и той «беспартийности» и «беспристрастности», которая казалась ему, как и его буржуазным интерпретаторам и последователям, ценнейшим качеством мыслителя и критика. Однако размах политических и философских колебаний С.-Б. не выходит из узких рамок мелкобуржуазного мировоззрения. С романтиками С.-Б. идеализировал личность, гибнущую в пошлом царстве наживы, с утопистами он искал идеального выхода из этого царства; сближаясь с католиками и роялистами, он скорбел о докапиталистическом прошлом, сочувственно тяготея ко всем обиженным господством капитала; в лицемерном режиме Второй империи он хотел видеть режим, установленный «народом» и направленный против владычества буржуазии. С.-Б. не переходил на позиции ни пролетарского социализма ни мировоззрения промышленной буржуазии. Он до конца был верен мелкобуржуазной идейной концепции, нашедшей столь полное выражение в романтизме, от которого С.-Б. рьяно открещивался в позднейшие годы, но который определил теоретические предпосылки его трудов.

С.-Б. не оставил теоретических, в узком смысле слова, трудов. Его монументальные «Портреты», «Causeries du lundi», «Nouveaux lundis» представляют собою сборники конкретно-критических статей, в течение долгих лет появлявшихся в парижских журналах. Но метод этих статей, представлявших принципиально новый жанр критики, восходит к целостной концепции, в основу которой положен определяющий теорию и практику всей романтической школы философский индетерминизм. С.-Б. не исследует законов творчества, законов, обусловливающих литературный процесс. Самое понятие закона в соотнесении его к явлениям литературы связано для романтика с классическими канонами, которые он призван потрясти и разрушить. С.-Б. интересует не общее, но особенное. Раскрытие творческой индивидуальности во всем ее своеобразии — единая задача литературной критики. С.-Б. не отказывается от изучения «эпохи, общества и движения умов», но это изучение в его трудах должно быть соотнесено с ролью «couleur locale» (местного колорита) в творческой практике романтизма, и напрасно было бы рассматривать учет исторических условий существования художника как руководящий принцип критического метода С.-Б. С.-Б. допускает исторический подход к художнику лишь с оговорками. Он мало пригоден по мнению С.-Б., «когда речь заходит о поэтах и художниках, которые часто ведут уединенную и замкнутую жизнь, потому что тут очень часты исключительные явления». Художник как исключительное явление, творец и творчество как замкнутое единство — вот объект статей и этюдов С.-Б. Изучение личности и проекции ее в творчестве определяет границы историко-литературного анализа. С.-Б. стремится изучить «моральную физиологию» автора, дать исчерпывающий анализ его психики. Отсюда — любовь к мелочам биографии, интерес переписки, мемуарам, дневникам. Детальное знание жизни и переживаний автора открывает путь к решению основной задачи лит-го исследования: «смело и осторожно дотронуться скальпелем до тех мест, где замыкается панцырь, разыскать место перехода души в талант». Это определение «места перехода души в талант» на основе воссоздания душевного мира автора, проникновения в тайники его сердца достигается интуитивным постижением, творческим вдохновением критика.

В соответствии с методом находится и лит-ный слог С.-Б. «Его способ изложения изменчив, как его предмет, он смешивает биографию с критикой, вставляет множество затемняющих условий и скобок в свои периоды, нагромождает кучу фраз, которые смягчают и ослабляют друг друга; предпочитает неопределенные обороты» (Брандес). Итог работы С.-Б. — живой портрет художника. Острый ум С.-Б. наталкивает его зачастую на верные догадки, зоркий глаз его умеет наблюдать и схватывать, но портрет в целом основан на произвольном изменчивом воображении критика, и его «длительное изучение моральной физиологии» отнюдь не приближается к процессу научного исследования.

Стремление к резко выраженной индивидуальности творца, признание независимости художника от законов, отказ от обобщений в пользу неповторимого, единичного, особенного — эти принципы эстетики французского романтизма канонизировали свободу фантазии поэта и романиста, породили теорию «актерского нутра», создали особый жанр литературной критики, опирающейся на интуитивное прозрение, на творческую догадку. Творчески реализованные в литературе Гюго и Мюссе, в музыке Берлиозом и Обером, в театре Бокажем и Дорваль, эти принципы были блестяще представлены в критике «вдохновенным критиком» С.-Б. на всем протяжении его почти полувековой литературной работы.

Список литературы

Poésies complètes (собр. стих. С.-Б.), P., 1840

Histoire de Port-Royal (история янсенизма), 4 vv., P., 1840—1848, 2-me éd., 5 vv., P., 1860

Portraits de femmes, P., 1844

Portraits littéraires, 2 vv., P., 1844, 3 vv., P., 1864

Portraits contemporains, 2 vv., P., 1846

Causeries du lundi, 15 vv., P., 1857—1862

Etude sur Virgile, P., 1857

Nouveaux lundis, 13 vv., P., 1863—1872

Souvenirs et Indtscrétions, P., 1872

Les cahiers de Sainte-Beuve, P., 1876

Correspondance de C. A. Sainte-Beuve (1822—1865), P., 1877—1878

Nouvelle correspondance de C. A. Sainte-Beuve, P., 1880

Cahiers intimes inédits, P., 1933

Correspondance généralet de Sainte-Beuve, recuillie, classée et annotié p. J. Bonnerot, P., 1935 (в 1935 вышел т. I).

II. Levallois J., Sainte-Beuve, P., 1872

Morand F., Les jeunes années de C. A. Sainte-Beuve, P., 1872

Haussonville O., d’, C. A. Sainte-Beuve, sa vie et ses œuvres, P., 1875

Pons A.-J., Sainte-Beuve et ses inconnues, P., 1879


Случайные файлы

Файл
72785-1.rtf
diplom_Samara.doc
165949.rtf
19905.rtf
181125.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.