Бондарчук Сергей Федорович (2057-1)

Посмотреть архив целиком

Бондарчук Сергей Федорович

Годы жизни: 25.09.1920 - 20.10.1993

Бондарчук Сергей Федорович (25 сентября 1920, с. Белозерка Херсонской обл., Украина 20 октября 1994, Москва), российский кинорежиссер, киноактер, педагог. Народный артист СССР (1952), Герой Социалистического Труда (1980).Работал актером Ейского драмтеатра, учился в Ростовском театральном училище. Участник Великой Отечественной войны. В 1948 окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). Дебютировал в кино ролью Валько в фильме Герасимова "Молодая гвардия" (1948). В 1948-59 работал актером, с 1959 режиссером киностудии "Мосфильм".Известность пришла к Бондарчуку после исполнения им заглавной роли в фильме "Тарас Шевченко" (1951, режиссер И. А. Савченко, Государственная премия СССР, 1952, приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1952). Следующей заметной удачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в "Попрыгунье" (1955, по рассказу А. П. Чехова, режиссер С. И. Самсонов), где проявилась лирическая сторона дарования актера. Романтически яркое исполнение классической трагедийной роли Отелло в одноименном фильме С. Ю. Юткевича (1956) принесло Бондарчуку признание не только на Родине, но и за рубежом.Снимаясь много и успешно преимущественно в главных ролях, Бондарчук все же стремился к режиссуре. Его режиссерским дебютом стал фильм "Судьба человека" (1959, по одноименному рассказу М. А. Шолохова; Ленинская премия, 1960, Большой Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1959 и др. награды). Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнул приверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человека являются смысловым центром и основной художественной ценностью."Война и мир" (1965-67, по одноименному роману Л. Н. Толстого, почетный диплом Международного кинофестиваля в Венеции, 1965, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1965, премия "Оскар" за лучший иностранный фильм года, 1968 и др. награды) стала одной из самых масштабных экранизаций в истории кино. В четырехсерийной киноэпопее режиссер старался максимально сохранить сюжетные линии романа и его персонажей. По-прежнему делая основную ставку на актеров (сам режиссер исполнил одну из главных ролей Пьера Безухова), Бондарчук зарекомендовал себя и как талантливый постановщик батальных сцен. В самой же трактовке толстовского романа для режиссера главным стало понимание России как всеобщего дома. Сложнейшая композиция построена на идее органической и нерасторжимой связи отдельных людей с ходом истории.

После успешного зарубежного проката "Войны и мир" Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм "Ватерлоо" (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в "Дяде Ване" (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в "Выборе цели" (1975, режиссера И. В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в "Оводе" (1980, режиссера Н. П. Мащенко). С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974).Фильм "Они сражались за Родину" (1975, по одноименному роману М. А. Шолохова, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1977, специальная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1976) был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы В. М. Шукшин, И. Г. Лапиков, Н. В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.В фильме "Степь" (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.Фильм "Красные колокола" (1982, по книгам американского писателя Д. Рида "Восставшая Мексика" и "10 дней, которые потрясли мир", совместное мексико-итало-советское производство, Государственная премия СССР, 1984, Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1982) не стал большой творческой удачей режиссера, как и "Борис Годунов" (1985, по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), где Бондарчук также исполнил роль царя Бориса.Последней работой режиссера стал фильм "Тихий Дон" (1993, по одноименному роману М. А. Шолохова), поставленный в Италии. Существуют две версии фильма телевизионная и общеэкранная. Права на обе картины принадлежат Италии и США, фильм до сих пор не демонстрировался для широкого зрителя.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/







Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.