Основные аспекты анализа фонетико-графической окрашенности художественного текста (76204-1)

Посмотреть архив целиком

Основные аспекты анализа фонетико-графической окрашенности художественного текста

М.Н. Кулаковский

При анализе художественного текста традиционно большое внимание уделяется описанию его цветовой гаммы, выявлению доминирующих цветов, связанных с созданием определенного образа. Следовательно, подтверждается, что цвет является одной из важнейших составляющих художественного образа. Однако данный анализ в большинстве случаев ограничивается описанием лексических средств цветовой окраски текста (лексем, служащих для непосредственной номинации цвета, и образов, традиционно воспринимаемых в определенной цветовой гамме), не затрагивая другие уровни языка. В этой связи актуальными, на наш взгляд, представляются исследования, связанные с рассмотрением фонетико-графической окрашенности художественного текста. В частности, подобные проблемы ставятся нами в рамках спецсеминара, а также являются объектом рассмотрения в курсовых, бакалаврских и дипломных работах студентов по русскому языку. В качестве базы для подобных наблюдений выступают исследования А.П. Журавлева (в частности - работы “Фонетическое значение”, “Звук и смысл”), в которых выдвигается гипотеза о том, что существует непосредственная связь между окраской стихотворения на лексическом уровне и выбором определенных фонетико-графических средств, ассоциативно окрашенных для большинства воспринимающих в определенные цвета. При этом данная закономерность позволяет поставить ряд частных задач, которые могут быть решены в рамках студенческих научных работ. Определению основных аспектов такого анализа и посвящено наше исследование.

Поскольку тенденция, описанная в работах А.П. Журавлева не всегда прослеживается на материале любого текста (а следовательно - не является универсальной), первый возможный аспект анализа - проследить, насколько последовательно проявляется данная закономерность в творчестве конкретного автора (или в каком-либо конкретном произведении). При этом, чтобы результаты исследования были объективными, цветовая гамма в анализируемом отрывке должна быть отчетливо представлена на лексическом уровне (поскольку эмоциональная окрашенность в значительной степени индивидуальна). Таким образом, на первом этапе сопоставляется лексическая и фонетико-графическая окраска всего произведения в целом и делается вывод о соответствии или несоответствии полученных данных, а затем подобный анализ проводится на материале отдельных микрокартин текста, что позволяет проследить, отражается ли изменение цветовой гаммы отрывка на уровне фонетико-графическом, координируется ли динамика цвета на разных уровнях языка.

В качестве образца подобных наблюдений приведем анализ цветовой гаммы стихотворения Даниила Андреева “Устье жизни”. Используя методику А.П. Журавлева, мы провели количественный анализ гласных звукобукв в тексте. Данные результаты можно представить в виде таблицы, в которой приведены:

анализируемые звукобуквы,

количество звукобукв в тексте,

процентное присутствие звукобукв в тексте,

среднее процентное присутствие звукобукв,

отношение процентного присутствия звукобукв к норме,

место звукобуквы

(при анализе ударные гласные считались за две; общее количество звукобукв - 312).

1

2

3

4

5

6

Э + Е

37

11,8

8,5

1,38

2

О +Ё

28

8,9

10,9

0,81

6

Ы

5

1,6

1,8

0,88

5

У + Ю

12

3,8

3,5

1,08

3

И

30

9,6

5,6

1,71

1

А + Я

37

11,8

11,7

1,01

4

Таким образом, доминирующими оказываются цвета звукобукв “И” (синий), “Э + Е” (зеленый, зеленоватый), что в целом гармонирует с преобладающей окраской на лексическом уровне (“синева”, “даль синеет”). Относительно высокая доля зеленого цвета мотивирована в меньшей степени и может восприниматься только как оттеночная характеристика.

Поскольку в стихотворении наблюдается отчетливо выраженная динамика цвета (на лексическом уровне), представлялось интересным проследить, отражаются ли данные изменения на уровне фонетико-графическом. Для этого текст стихотворения был условно разделен на 6 микрокартин, которые были проанализированы аналогичным образом. Не приводя полностью количественные данные, отметим наиболее существенные соответствия.

1-я картина (“Поздний день мой будет тих и сух: Синева безветренна, чиста...”). Преобладающие цвета - лиловый (“У”, отношение к норме - 2,02), синий (“И” - 1,91) - соотносимы с “чистотой синевы”, менее мотивирован зеленый (“Е” - 1,67) - возможно, “сухостью дня”.

2-я картина (“На полянах сердца - горький дух, Запах милый прелого листа”). Существенное изменение гаммы. Преобладание красного цвета (“А + Я” - 1,54) - соотнесение с “горечью” и “прелым листом”. Сохраняется сине-лиловый фон, однако существенно уменьшается зеленый (0,84) при возрастании темно-коричневого (“Ы” - от 0 до 1) - знак угасания природы.

3-я картина (“Даль сквозь даль синеет, и притин Успокоился от перемен”). Мотивированная лексической окраской доминанта синевы (2,05) с оттенком зелени (1,57).

4-я картина (“И шелками белых паутин Мирный прах полей благословен”). Преобладание черно-коричневого цвета (“Ы” - 2,11), соотносимое на лексическом уровне с “прахом полей”, при сохранении сине-зеленого фона. Однако номинация белого цвета не находит подтверждения на фонетико-графическом уровне (“О” - 0,52 - наименьшая представленность).

5-я картина (“Это Вечной Матери покров Перламутром осенил поля”). Преобладание зеленого (1,67) и белого, светло-желтого цвета (1,49), соотносимого со сверкающим “перламутром”, чистотою “покрова”.

6-я картина (“Перед бурями иных миров Отдохни, прекрасная земля”). Доминирование черного цвета (2,27) в сочетании с возрастающим до нормы красным (1,06) связано с созданием образа “бурь иных миров”, а традиционное сохранение сине-лилового - с образом “прекрасной земли”.

Вторым возможным аспектом анализа является выявление динамики каждого цвета, то есть определение того, как меняется присутствие цвета на фонетико-графическом уровне в последовательно сменяющихся микрокартинах. Так, в рассматриваемом нами стихотворении Д.Андреева были получены следующие результаты (в таблице представлено отношение процентного присутствия звукобукв к норме в каждой из шести микрокартин, при этом таблица для большей наглядности может быть трансформирована в график).

1

2

3

4

5

6

И (синий)

1,91

1.28

2,05

2,05

1,08

1,85

У + Ю (сиреневый)

2,02

1,02

0,54

0,54

1,14

1,17

Э + Е (зеленый)

1,67

0.84

1,57

1,57

1,67

0,97

О + Ё (белый, желтый)

0,48

0,82

0,88

0,52

1,49

0,76

Ы (черный)

---

1

---

1

---

2,27

А + Я (красный)

0,76

1,54

0,82

0,98

0,87

1,06

Данные результаты позволяют выявить некоторые закономерности. Синий цвет стабильно представлен выше нормы. При этом в его динамике наблюдается определенная симметричность: в отрывках 1 - 6 и 3 - 4 норма превышена почти в два раза, в отрывках 2 - 5 наблюдается падение. Обрамление сиреневого в целом совпадает с динамикой синего цвета: падение в начале стихотворения и возрастание в конце. Однако в середине наблюдается прямо противоположная тенденция - падение ниже нормы (своеобразная компенсация возрастающего синего цвета). В целом похожа динамика желтого и зеленого цветов (с противоположными тенденциями в начале стихотворения: картина осени логично мотивирует падение зеленого и возрастание желтого цвета). Определенная координация наблюдается между черным и красным цветом: возрастание в четных и падение в нечетных картинах. При этом если черный при полном отсутствии в нечетных отрывках появляется в четных с нарастающей силой, то у красного цвета проявляется противоположная тенденция - затухание амплитуды.


Случайные файлы

Файл
177771.rtf
44778.doc
95896.rtf
154452.rtf
137989.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.