Письменность (ьмо)

Посмотреть архив целиком

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ













КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ


НА ТЕМУ:













Выполнил(а):

студент группы



Проверил(а):









П Л А Н:


1. Письменность и человечество …………………………………………………………………. 3

1.1. Что значит писать? …………………………………………………………………… 5


2. Долгий путь письменности …………………………………………………………………….. 6

2.1. Как создали письменность …………………………………………………………… 7


3. Письмо и неписьмо ……………………………………………………………………………... 8

3.1. «Мир велик, как баобаб!» ……………………………………………………………. 9

3.2. Кипу – узелковое письмо инков ……………………………………………………... 9


4. Пиктография: от рисунка к знаку ……………………………………………………………. 10

4.1. Картинопись ацтеков ………………………………………………………………... 11


5. Иероглифы: от смысла к звуку ……………………………………………………………….. 12

5.1. Чего не может иероглиф ……………………………………………………………. 13


6. Слоги: ещё один шаг ………………………………………………………………………….. 14

6.1. Загадочные руны ……………………………………………………………………. 14


7. Алфавитное письмо: венец графической эволюции ………………………………………... 16

7.1. Тайная сила букв ……………………………………………………………………. 17

7.2. Каллиграфия и стенография ………………………………………………………... 17


8. Смешение времён ……………………………………………………………………………... 19

8.1. Смайлики .……………………………………………………………………………. 19


9.Письмо и язык .…………………………………………………………………………………. 20

9.1. Реформы орфографии ………………………………………………………………. 21


10. Кто же автор? ………………………………………………………………………………… 22


11. Заключение …………………………………………………………………………………… 23






























ПИСЬМЕННОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО


Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имён мы никогда не узнаем, не изобрёл земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далёких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без письменности, без огромного множества самых разнообразных текстов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине. И всё же судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь разительно, как судьба всего человечества.

Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. В тот момент, когда впервые было высечено, нацарапано, начертано имя вождя, или бога, или племени – мы никогда не узнаем точно, – началась история. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими. Прежде для человека существовали две реальности: обыденная, сиюминутная, события в которой происходили постольку, поскольку их можно видеть, слышать или помнить, и неизменная реальность мифов, которая царила над временем. Мифы и ритуалы тогда были единственной копилкой всех человеческих достижений. Теперь появилась третья реальность – историческая. Человек оказался включён в поток истории, он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не поговорит. Прежде только божественные явления были неподвластны времени, теперь испытание временем выдерживают и дела человеческие. То, что делает человек сегодня, будут помнить и оценивать не только его современники, но и далёкие потомки. Итак, первое, чем обязано человечество письму, – история, а с ней – новая значимость всех событий и поступков.


***

Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – её ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время существовала лишь для избранных, прежде всего жрецов и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла, может быть, самая тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

Древние вавилоняне знали очень многое о движении небесных тел. Все необходимые наблюдения не могли быть сделаны одним, пусть даже гениальным человеком. Вавилонская астрономия складывалась веками, данные накапливались, уточнялись, передавались из поколения в поколение. Сведения вавилонян позволили грекам построить первую научную картину мира, заложить основы естествознания. Всё это не могло состояться без письменности. Наука – это прежде всего диалог, чтобы сделать свой шаг, учёный должен оттолкнуться от того, что сделали предшественники, подвергнуть критическому переосмыслению всё, в чём, казалось бы, нельзя сомневаться. Поэтому письменность – это возможность науки, а значит, и технологического прогресса.

В дописьменные времена сохранить веру предков можно было толь одним способом – дословно, из уст в уста передавать мифы и ритуалы, не меняя ни звука, не вдумываясь, не подвергая ничего сомнениям. Записанный текст предания уже может подлежать критике. Он рукотворен – а значит, может содержать ошибки, которые нужно найти и исправить. Появился повод вдумываться в тексты, анализировать их смысл и принципы построения. Право религии единолично, монопольно решать вопросы о смысле жизни, сущности человека, принципах нравственности осталось в прошлом. Письменность – это шаг к свободе мысли.

Одно из самых значительных событий в истории человечества – Реформация – было вызвано стремлением людей читать религиозные тексты на родном языке, думать над ними, сомневаться и принимать решения. Но это стало возможно только потому, что тексты были записаны и с изобретением книгопечатания стали доступны каждому. Сегодня любой грамотный человек может читать языческие сказания, Тору, Евангелие, Коран, веды, предания о Будде и Лао-Цзы, принимать в них что-то или отвергать. Можно сказать, что письменность – это реальная возможность свободы совести.

Правитель договорился с жителями города о размере дани; дань уплачена, а он снова шлёт солдат, хочет больше. Человек взял в долг шесть баранов, а возвращает двух и уверяет, что двух и брал. Нет записи, нет документа – остаётся решать спор силой. Представим себе, что в современном мире исчез документ – не только бумаги с печатями, а само понятие документально зафиксированной договорённости. Цивилизация мгновенно рассыпалась бы, как карточный домик: экономика, политика, законы – всё потеряло бы смысл.

Причина не только в нечестности: человеческая память ненадёжна и ограничена, хорошо, если имеешь дело с двумя-тремя партнёрами, а как работать банкам, предприятиям, больницам? Надёжность и достоверность информации и как следствие развитая экономика и правовая система – это тоже плоды письменности.

Давно прошли времена, когда можно было принять важные для всего сообщества решения, просто собравшись на площади, – слишком большим было бы собрание. Хочется верить, что проходят и времена, когда люди согласны решений не принимать, а беспрекословно подчиняться воле вождя, царя или диктатора. Важнейшие решения должны приниматься всеобщим голосованием, которое сегодня невозможно представить без письменности. Решения менее важные можно принимать и на площади, если туда соберутся уважаемые, заслужившие доверия люди (по сути дела, сегодня такой площадью является парламент). Но и этот вариант имеет смысл только в том случае, когда все остальные, на площадь не попавшие, знают какие решения принимаются, чтобы иметь возможность влиять на них – иначе парламент станет тем же диктатором, только коллективным. Здесь не обойтись без доступной для всех письменности, прежде всего свободной прессы. Возможность граждан влиять на решения, которые их касаются, т.е. демократия, – тоже плод письменности.

Конечно, это не всё, что дала человечеству письменность. Можно вспомнить о великой литературе, о письмах, связывающих людей, разделённых тысячами километров, о множестве жизней, спасённых благодаря записке в бутылке. Но у всех разнообразных даров письменности есть нечто общее. Это – свобода. Свобода от времени и расстояния, от невежества и обмана, свобода принимать решения, общаться, верить, творить. И сам путь развития письменности – путь свободы. Совсем недавно по историческим меркам письмо было тайным знанием избранных, а книги – недоступным сокровищем. Сегодня мир стоит на пороге всеобщей грамотности. Миллионы книг, богатства Интернета – всё в распоряжении человека, готового принять бесценный дар предков – письменность.


ЧТО ЗНАЧИТ ПИСАТЬ?

В русском языке есть два разных слова письмо. Эти слова – омонимы: их внешняя форма совпадает (пишутся и произносятся они одинаково), а значения разные. Если перевести их на другие языки, омонимия нередко исчезает. Английское letter, французское lettre или немецкое Brief – это почтовое письмо, а слова writing, ecriture и Schrift в тех же языках – это письменность.

Что вообще значит слово писать? История слов со значением ‘писать’ в разных языках показывает, как люди понимали это действие раньше, с чем его сравнивали, к чему возводили.

Выразить это значение в языках можно разными по происхождению глаголами, но их «биографии» часто оказываются похожими. Так, русский глагол писать первоначально связан с цветом и рисованием кистью (эта идея сохранилась в однокоренном слове живопись) и является родственником латинского pingere ‘рисовать кистью’. По происхождению он связан с другим русским словом пёстрый ‘цветной’, ‘многоцветный’. То же самое можно сказать о его родственниках в славянских языках, в литовском этот же корень связан не просто с цветом, а с цветом сажи, т.е. с чёрным (соответствующий глагол означает ‘рисовать’, ‘чертить углем’). Готский глагол me:ljan ‘писать’ изначально имел такое же значение (его близкий родственник – немецкое male ‘рисовать’). Латинское scribere ‘писать’ и родственные ему немецкое schreiben, английское to inscribe с тем же значением первоначально значили ‘вырезать’ (отсюда, кстати, и русское слово манускрипт, заимствованное из латыни, где оно означало ‘рукопись’). Более распространённый в английском языке глагол to write ‘писать’ соответствует древнескандинавскому ri:ta ‘вырезать (руны)’ и современному немецкому ritzen ‘царапать’. Древнегреческое grapho ‘пишу’ (отсюда русские слова графика, орфография) – означало также ‘высекаю’ (его родственник – немецкий глагол kerben ‘делать зарубки’).


Случайные файлы

Файл
156252.doc
100200.rtf
113886.rtf
156615.doc
90289.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.