Этика периода Средних веков (185553)

Посмотреть архив целиком
















Реферат

На тему:

«Этика периода Средних веков»


План


Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья

Вопрос 2. Философско-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина)

Вопрос 3. Философско-этическая мысль Средневековья (субъективистские этические учения)


Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья


1. Христианская мораль Средневековья

2. Сословно-корпоративный характер средневековой морали

1. Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального абсолюта. Бог - объективный, безусловный, единственный источник морали.

Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны:

пессимистический взгляд на земную жизнь людей;

оптимистическое упование на Царство Божие;

утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея:

придает морали общечеловеческий статус;

является универсальным принципом морали;

рождает новую добродетель - милосердие, нравственное отношение ближнему.

Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в "золотом правы морали": "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Евангелие от Матфея).

Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой.

Религия являлась господствующей идеологией феодального общества Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества.

Церковь монополизировала и образование:

начальные школы существовали при храмах и монастырях;

богословский факультет был главным в университетах;

духовенство являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический характер,

Религиозные тексты не подвергались рациональному осмыслению.

2. Феодальный строй - иерархия, в основе которой лежат:

корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена);

социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов);

общинная порука.

В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство.

Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.

Была сформирована корпоративная мораль, которая:

включала представление о справедливости по сословному признаку;

указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.;

определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности;

устанавливала сословную субординацию.

Осмысление сословно-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений объясняла греховностью каждого человека.

Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей "благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду.

В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство.

Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности.

Все сословия объединяло христианство:

каждый человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой;

убийство любого человека - смертный грех.

Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной религиозной моралью.


Вопрос 2. Философско-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина)


L Августин Блаженный

2. Фома Аквинский

3. Ансельм Кентерберийский

1. Августин Аврелий Блаженный (345 - 430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте. Одной из основных тем его философии стало духовное перерождение, просветление человека под воздействием благодати Божьей.

Августин Блаженный утверждал:

человек греховен и слаб;

Господь всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог - это добро, благо;

высшим благом является воля Господа;

заповеди Божьи не измеряются человеческими мерками, они абсолютно совершенны;

спасение человека заключается в искренней вере.

Августин Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно подвергаться сомнению и является абсолютным благом.

Человек - венец творения, он находится на вершине природной иерархии. Тело человека - не "сосуд греха", оно прекрасно, так как сотворено Богом.

Августин Блаженный считал, что:

земные блага и чувственные удовольствия имеют право на существование, но они играют второстепенную роль, поскольку богатство, удовольствия и прочее отвлекают от мыслей о Боге;

интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога;

мораль должна быть обращена к Богу, корни морали - в Божественном начале;

судьбы людей предопределены, поскольку:

человек создан способным к безгрешной жизни;

человеку дана свобода морального выбора;

свобода человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи);

зло не коренится в бытии, так как бытие - творение Божье, а представляет собой отказ от добра, нарушение воли Бога;

человек сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от велений Господа, впал в гордыню, возомнил, что может быть как Бог.

Августин Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (входило ли грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта тема непостижима для человеческого ума.

Августин оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил: "Первейшая и повседневная власть... - это власть господина над рабом. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми".

2. Фома Аквинский (1225 - 1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием, совместить мораль и религию. Фома Аквинский утверждал, что:

предметы теологии и философии совпадают;

в религии присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоретически;

научное обоснование догматов христианства укрепляет веру;

ряд христианских догматов недоступен уму людей.

Бог является благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное созерцание Бога. Блаженство единения с Господом не связано с эмпирическим, чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности.

Блаженство в эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в земных явлениях искажено чувственным началом человека. Полным и вечным блаженство может быть только в загробной жизни.

Фома Аквинский считал, что все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека.

Причины зла:

неподчинение человека правилам, законам;

несовершенство воли человека;

неверный моральный выбор.

Нравственность реализует добродетели. Добродетельный поступок - действие, выражающее сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на:

умственные - интеллектуальные и практические (ум и благоразумие);

нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умственными добродетелями (справедливость и т. п.);

богословские (вера, надежда и важнейшая добродетель - любовь). В сознательных, свободных поступках человек руководствуется не страстями, а разумом. Страсти человека:

являются свойствами низшей, чувственной природы;

морально нейтральны;

приобретают моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены) разуму.

По мнению Фомы Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и тесно связан с абсолютным Божественным разумом. Божественный разум руководит людьми посредством:

благодати (Божьего промысла, участия в жизни людей);

закона, указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей. Фома Аквинский выделял:

"вечный закон. Божественную премудрость". Он выражается в религиозных заповедях, в совести людей;

"естественный" закон - стремление всего сущего к добру, желание избежать зла;

"человеческий' закон - законы государства.

3. Схоласт Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) считал, что:

из-за первородного греха человек лишен права свободного морального выбора;


Случайные файлы

Файл
142769.rtf
18938-1.rtf
5865-1.rtf
101667.rtf
36910.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.