Проблема времени и её философская интерпретация (Vremya)

Посмотреть архив целиком

Проблема времени и её философская интерпретация


Введение

В философии неслучайно исключительно важное место занимает проблема времени. Это одна из центральных тем. Над вопросом "что есть время?" размышляли на протяжении веков.

Актуальность избранной темы объясняется рядом причин. Прежде всего, время относится к числу важнейших философских категорий – понятий общих, фундаментальных, отражающих самые существенные связи и отношения действительности и познания. "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё".

Во-вторых, время обладает особым статусом в жизни человека. Осмысление времени означает осмысление не столько бытия как такового, но и бытия человека.

В-третьих, интерес ко времени резко возрастает в переломные для истории человечества эпохи при завершении определенного этапа в развитии.

В-четвертых, в настоящее время, с одной стороны, все острее встает проблема сохранения традиций, с другой, все ощутимее нужда в прогнозе: каким окажется стремительно приближающийся XXI век? Сейчас ощутимы масштабы пристального внимания сразу и к прошлому и к будущему, отсюда интерес к самому времени.

Наконец главное – отношение людей ко времени всегда будет оставаться по-особому эмоциональным, страстным и даже пристрастным, поскольку это единственное, чему подвластна наша жизнь. Человек всегда ощущал временность своего существования на земле.


1. Основные концепции времени

1.1. О трудности постижения времени

Итак, время традиционно понимают как "атрибут, всеобщую форму бытия материи, выражающую длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире". Казалось бы: время – это нечто столь очевидное, столь тесно связанное с повседневностью, ведь часы и календарь – привычные "знаки" нашей жизни. И вместе с тем оно остается почти непостижимой тайной.

"Что же такое время? Кто смог бы объяснить это просто и кратко? О чем, однако, упоминаем мы в разговоре как о совсем привычном и знакомом, как не о времени? И когда мы говорим о нем, мы, конечно понимаем, что это такое, и когда о нем говорит кто-то другой, мы тоже понимаем его слова. Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю", – писал Аврелий Августин в "Исповеди".

Об этом говорят и современные философы: "Что же касается времени, то над ним человек, как и в древнейшие времена, никакой власти не имеет… У нас нет ни достаточных знаний о времени и его свойствах, ни достаточного его понимания". Таким образом, время – один из самых сложных и противоречивых объектов, известных науке.


1.2. Модели времени в истории культуры

Известно, что время в сознании людей первобытного общества выступает в облике таинственной силы, управляющей всеми вещами и жизнью людей. Поэтому оно эмоционально насыщено: время может быть добрым и злым, благоприятным для одних видов деятельности и опасным для других.

В античном сознании мир переживался не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в "великом кругу". Это же было присуще европейским народам.

В христианском миросозерцании понятие времени было отделено от понятия вечности. Вечность – атрибут бога, земное же время – это "тень вечности". Оно сотворено и имеет начало и конец, ограничивающие длительность человеческой истории. Христианин стремится перейти из времени в вечность.

На рубеже XIII и XIV веков европейцы получили средство точного измерения времени. Время окончательно "вытянулось" в прямую линию, идущую из прошлого в будущее через точку, называемую настоящим.


1.3. Статическая и динамическая концепции

Статическая концепция времени выработана элейской школой.

Она сводится к тому, что все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Это лишь иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно. Эту картину мира можно сравнить с кинолентой: каждый кадр ее существует заранее, до того как увеличенным попадет на экран; но зритель видит его именно в этот и только в этот момент.

Но если события действительно лишь находятся на извечно занятых ими местах, мы же только пересекаем их, то непонятно, почему и как люди приобретают иллюзию о существовании времени. Из статической концепции времени изымается то, что в философии называют становлением, переходом возможности в процессе развития.

Это неоднократно подчеркивалось и в философии ХХ века: "Ответить на вопрос, что такое время, – это то же, что ответить на вопрос, что такое изменение. Изменение, во всяком случае, составляет корень или сущность времени…".


В нашем сознании динамическая концепция времени явно господствует. Каждый из нас исходит из того, что прошлого уже нет (хотя оно и скрыто в возникшем на его основе настоящем), а будущего еще нет (хотя оно в определенной степени в настоящем заложено).

Платон совмещал обе концепции, полагая, что статическое время царит в вечном "мире идей", время же динамическое – в "мире вещей", где все "возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле".


Свои нерешенные проблемы есть и у статической и у динамической концепций, но у каждой из них есть и сильные аргументы.


1.4. Субстанциальная и реляционная концепции

Эти концепции рассматривают вопрос о природе времени, отношение времени и материи. Вспомним известное стихотворение Державина, написанное им в 1816г. за два дня до смерти:

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Время есть действующая сила, самостоятельная и ни от чего не зависящая.

Это видение мира восходит к системе Исаака Ньютона. Английский физик в своем труде "Математические начала натуральной философии" рисует мир, состоящий из пространства и времени и движущихся по отношению к пространству и времени материальных точек (из них образованы все материальные тела). Пространство и время выступают здесь в роли огромной "сцены", на которой "разыгрываются" явления. Даже если эти явления исчезнут, "сцена" сохранится. Пространство и время представляют собой независимые от материи сущности – субстанции (отсюда название концепции).


Ньютоновскому взгляду на время как на особую сущность противостояло воззрение немецкого философа Лейбница. Согласно этой точке зрения, время не отдельная самостоятельная сущность, а всего лишь производная. В нем находят свое выражение определенные отношения вещей и явлений между собой. От латинского relativus (относительный) данную концепцию называют реляционной.

Как видим, концепции времени сильно разнятся, но они отражают одно и то же реальное время. Однако на протяжении веков философия не может окончательно исключить ни одну из четырех моделей, категорически признав ее абсолютно неприемлемой.


2. Свойства времени

2.1. Объективность и субъективность

Время (как и пространство) существует объективно, т.е. независимо от чьего-либо сознания. Ленин писал: "Признавая существование объективной реальности независимо от нашего сознания, материализм неизбежно должен признавать также объективную реальность времени и пространства"

Современная философия кроме объективного реального времени различают перцептуальное и концептуальное время. Под перцептуальным временем понимают отражение реального времени в чувственном восприятии субъекта. концептуальное время – это наши знания, представления, которые оказываются более или менее адекватным отображением реального времени.

На всем протяжении развития философской мысли многими мыслителями отрицалась объективность времени (или существование времени вообще). Так, согласно теории И. Канта, время и пространство – формы нашей чувственности, нашего рассудка, наша прирожденная способность приводить в порядок расположение вещей и событий. "Время имеет объективную значимость только в отношении явлений, потому что именно явления суть вещи, которые мы принимаем за предметы наших чувств, но оно уже не объективно…".


2.2. Однонаправленность и необратимость

В философии различают время обратимое и необратимое (однонаправленное), первое иначе называется мифологическим, второе – историческим. Согласно привычному нам восприятию, время всегда течет в направлении от прошлого через настоящее к будущему так, что его инверсия не возможна. События, происшедшие ранее, безвозвратно остаются в прошлом. Согласно мифологическому восприятию, ход времени цикличен.

Необратимость времени пытались объяснить и термодинамической и электромагнитной "стрелами времени". Однако они, скорее, не причина, а следствие необратимости времени. Все попытки дать теоретическое обоснование природы и свойств нашего времени наталкиваются на серьезные трудности.


2.3. Абсолютность и относительность

Абсолютность времени заключается в том, что материальные объекты движутся не иначе, как во времени.

Но время относительно. Например, для больного с повышенной температурой время кажется идущим более медленно, так как в его организме метаболические процессы ускоряются. Наоборот, пожилому человеку, у которого эти процессы замедляются, время кажется протекающим быстрее. Свойство относительности свидетельствует о необходимости пользоваться так называемым универсальным временем, общим эталоном времени на планете.


2.4. Непрерывность и дискретность

Прерывность времени заключается в том, что материальные объекты обладают относительной дискретностью своего существования. Вместе с тем совершаемое движение является и непрерывным: оно не сводимо к сумме дискретных моментов, обладает связностью, лишено каких бы то ни было разрывов.

Итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи размышлял над этой проблемой, указал что время относится к непрерывным и прерывным величинам. Он приходит к выводу, что точка должна быть во времени приравнена к мгновению, а любой промежуток времени – к линии. При этом мгновения замыкают с обоих концов каждый промежуток времени, как точки – каждую линию. И если линия делима до бесконечности, то точно так же должен быть делим на любое, сколь угодно большое число частей любой промежуток времени.


Случайные файлы

Файл
tree.doc
159993.rtf
44618.doc
90822.rtf
20722-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.