Определение стратегии руководства перерабатывающего предприятия по сезонному набору силы с учетом различного объема перерабатывающего сырья (EMM)

Посмотреть архив целиком

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ





Кафедра информационных процессов и технологий




Курсовая работа

На тему: "Определение стратегии руководства перерабатывающего предприятия по сезонному набору силы с учетом различного объема перерабатывающего сырья.”

Курсовая работа №4 Вариант №3





















МИНСК 2000


CОДЕРЖАНИЕ


1.Постановка задачи-----------------------------------------------3стр.

2.Игровая схема задачи-------------------------------------------4стр.

3.Платежная матрица задачи------------------------------------4стр.

4.Решение в чистых стратегиях---------------------------------4стр.

5.Расчет оптимальной стратегии по критериям:

а) Байеса------------------------------------------------------------5стр.

б) Лапласа----------------------------------------------------------5стр.

в) Вальда------------------------------------------------------------5стр.

г) Сэвиджа----------------------------------------------------------6стр.

д) Гурвица----------------------------------------------------------6стр.

6.Задача линейного программирования-------------------------6стр.

7.Программа (листинг)----------------------------------------------8стр.

8.Решение задачи, выданное программой----------------------10стр.

9.Вывод----------------------------------------------------------------10стр.



1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.

Определение стратегии руководства перерабатывающего предприятия по сезонному набору силы с учетом различного объема перерабатывающего сырья.


Консервный завод производит дополнительный набор рабочей силы осенью в период интенсивной переработки продукции (сырья). Потребность в рабочих определяется уровнем производства с.х. продукции (сырья) и состав­ляет , человек Расходы на зарплату одного человека , а расходы в сезон составляют , . Уволить невостребованный рабочих можно, вы­платив им 30% средств, положенных им по контракту.

A1=20 B1=40 q1=0,1

A2=21 B2=46 q2=0,25

A3=22 B3=50 q3=0,15

A4=23 B4=54 q4=0,25

A5=27 B5=56 q5=0,15

A6=28 B6=60 q6=0,1

d=36 =0,7

Требуется:

1) придать описанной ситуации игровую схему, установить характер игры и выявить ее участников, указать возможные стратегии сторон;

2) вычислить элементы платежной матрицы;

3) для игры с полученной платежной матрицей найти решение в чистых стратегиях (если оно существует), вычислив нижнюю и верхнюю чистую цену игры, в случае отсутствия седлового эле­мента определяется интервал изменения цены игры;

4) дать обоснованные рекомендации по стратегии найма рабочей силы, чтобы минимизировать расходы при предложениях:

а) статистические данные прошлых лет показывают, что вероятности , уровней производства с.х. продукции известны;

б) достоверный прогноз об урожае отсутствует;

В пункте 4 необходимо найти оптимальные чистые стратегии, пользуясь в 4 а) критерием Байеса, в пункте 4 б) критериями Лапласа. Вальда, Сэвиджа, Гурвица.

5) для игры с данной платежной матрицей составить эквивалентную ей задачу линейного программирования и двойственную ей зада­чу, решить на ПЭВМ одну из задач и выполнить экономический анализ полученного оптимального плана (решения в смешанных стратегиях);

6) составить программу для нахождения оптимальной стратегии игры с произвольной платежной матрицей, используя один из критериев;

7) по составленной программе вычислить оптимальную стратегию для решаемой задачи.


2.Игровая схема задачи

Э
то статистическая игра. Один игрок-Директор завода (статистик), второй игрок-природа. Природа располагает стратегиями
Пj (j=1,6), какой будет урожай. Директор может использовать стратегии Аi (i=1,6), сколько рабочих нанять.


3.Платежная матрица игры.


Платежная матрица игры имеет вид:


Природа

1

2

3

4

5

6

Директор

1

-720

-766

-820

-882

-1112

-1200

2

-730,8

-756

-806

-864

-1092

-1176

3

-741,6

-766,8

-792

-846

-1072

-1152

4

-752,4

-777,6

-802,8

-828

-1052

-1128

5

-795,6

-820,8

-846

-871,2

-972

-1032

6

-806,4

-831,6

-856,8

-882

-982,8

-1008


Элементы матрицы рассчитываются по формуле:




Например:

a2,3=-(36*21+(22-21)*50)=-806

a2,1=-(36*21-(21-20)*36*0,7)=-730,8

4.Решение в чистых стратегиях.

Вычисляем мин. выигрыш Директора, какую бы стратегию не применила природа, и макс. проигрыш природы, какую бы стратегию не применил Директор. В этом случае наша матрица примет вид:


Природа

1

2

3

4

5

6

Мин выигрыш Директора

Директор

1

-720

-766

-820

-882

-1112

-1200

-1200

2

-730,8

-756

-806

-864

-1092

-1176

-1176

3

-741,6

-766,8

-792

-846

-1072

-1152

-1152

4

-752,4

-777,6

-802,8

-828

-1052

-1128

-1128

5

-795,6

-820,8

-846

-871,2

-972

-1032

-1032

6

-806,4

-831,6

-856,8

-882

-982,8

-1008

-1008

Макс проигрыш Природы

-720

-756

-792

-828

-972

-1008




Нижняя чистая цена игры=-1008

Верхняя чистая цена игры=-1008

Седловая точка=-1008

Стратегия A6 оптимальна для Директора, стратегия П6для природы.


5.Расчет оптимальной стратегии по критериям:


а) Байеса

статистические данные показывают, что вероятности различных состояний погоды составляют соответственно qi=1,6;

qi

ai

0.1

-893,8

0.25

-880,38

0.15

-872,16

0.25

-867,66

0.15

-878,46

0.1

-885,78

Критерий Байеса

-867,66

П
о критерию Байеса оптимальной является четвертая стратегия.


б) Лапласа

по критерию Лапласа вероятность наступления каждого из событий равновероятна.


a1=

-916,67

a2=

-904,13

a3=

-895,07

a4=

-890,13

a5=

-889,60

a6=

-894,60

К
ритерий Лапласа

-889,6


По критерию Лапласа оптимальной является пятая стратегия.


в) Вальда


a1=

-1200

a2=

-1176

a3=

-1152

a4=

-1128

a5=

-1032

a6=

-1008

Критерий

Вальда

-1008





По критерию Вальда оптимальной является шестая стратегия .


г) Сэвиджа

Составим матрицу рисков:



1

2

3

4

5

6

ri

1

0

10

28

54

140

192

192,00

2

10,8

0

14

36

120

168

168,00

3

21,6

10,8

0

18

100

144

144,00

4

32,4

21,6

10,8

0

80

120

120,00

5

75,6

64,8

54

43,2

0

24

75,60

6

86,4

75,6

64,8

54

10,8

0

86,40

К
ритерий Сэвиджа

75,60

По критерию Сэвиджа оптимальной является пятая стратегия.

д) Гурвица


=


0,7

A1

-1056

A2

-1042,44

A3

-1028,88

A4

-1015,32

A5

-961,08

A6

-947,52

Критерий Гурвица

-947,52


Критерий Гурвица


По критерию Гурвица оптимальной является шестая стратегия.

6.Задача линейного программирования

Для того, чтобы составить задачу линейного программирования, приведём платёжную матрицу к положительному виду по формуле:


В результате получаем следующую таблицу:


0

46

100

162

392

480

10,8

36

86

144

372

456

21,6

46,8

72

126

352

432

32,4

57,6

82,8

108

332

408

75,6

100,8

126

151,2

252

312

86,4

111,6

136,8

162

262,8

288



Игрок A стремится сделать свой гарантированный выигрыш V возможно больше, а значит возможно меньше величину φ

Учитывая данное соглашение, приходим к следующей задаче: минимизировать линейную функцию.

p
ii*V –c какой вероятностью необходимо нанять i-ую бригаду.

Целевая функция:

Х123456MIN

Ограничения:

10,8*Х2+21,6*Х3+32,4*Х4+75,6*Х5+86,4*Х61

46*Х1+36*Х2+46,8*Х3+57,6*Х4+100,8*Х5+111,6*Х61

100*Х1+86*Х2+72*Х3+82,8*Х4+126*Х5+136,8*Х61

162*Х1+144*Х2+126*Х3+108*Х4+151,2*Х5+162*Х61

392*Х1+372*Х2+352*Х3+332*Х4+252*Х5+262,8*Х61

480*Х1+456*Х2+432*Х3+408*Х4+312*Х5+288*Х61

Хi0;

Решив данную задачу линейного программирования на ПВЭМ, получим минимальное значение целевой функции φ=0,011574 и значения Xi:

Х1=0, Х2=0, Х­3=0, Х4=0, Х5=0, Х6=0,01157407.

Затем, используя формулу


определим цену игры


Р6=0,01157407*86,4=1.

Это значит, что наименьший убыток Директор получит при применении

стратегии A6 при любом уровне производства.

Двойственная задача:

qj =Yj*V– вероятность i-го уровня производства (i=1,2,…,6).

Целевая функция:

Y1+Y2+Y3+Y4+Y5+Y6MAX

Ограничения:

46*Y2+100*Y3+162*Y4+392*Y5+480*Y6≤1

10,8*Y1+36*Y2+86*Y3+144*Y4+372*Y5+456*Y6≤1

21,6*Y1+46,8*Y2+72*Y3+126*Y4+352*Y5+432*Y6≤1

32,4*Y1+57,6*Y2+82,8*Y3+108*Y4+332*Y5+408*Y6≤1

75,6*Y1+100,8*Y2+126*Y3+151,2*Y4+252*Y5+312*Y6≤1

86,4*Y1+111,6*Y2+136,8*Y3+162*Y4+262,8*Y5+288*Y6≤1

Yj0;


7. Программа (листинг)

Программа находит оптимальную стратегию по критерию Вальда.


program Natasha;

uses crt;

var

d,m,n,i,j,L:integer;

MAX:REAL;

a:array[1..6,1..6] of real;

b,c,min:array[1..6] of real;

begin

l:=1;

clrscr;

write('Введите n: ');

readln(N);

WRITELN(' Введите цену одного рабочего при i-ом уровне производства');

FOR I:=1 TO n DO

BEGIN

WRITE('B',I,'=');

READLN(b[I]);

END;

writeln('Введите число нанимаемых рабочих при j-ом уровне производства');

FOR j:=1 TO n DO

BEGIN

WRITE('A',j,'=');

READLN(c[j]);

END;

write('Зарплата вне сезона: ');

readln(d);

FOR I:=1 TO n DO

BEGIN

FOR j:=1 TO n DO

BEGIN

if c[i]

else a[i,j]:=-(d*c[i]-(c[i]-c[j])*d*0.7);

END

END;

for i:=1 to n do

begin

for j:=1 to n do

write(' ',a[i,j]:5:1);

writeln(' ');

end;

for i:=1 to n do begin

min[i]:=a[i,1];

for j:=1 to n do if min[i]>a[i,j] then min[i]:=a[i,j];

if i=1 then max:=min[1];

if max

end;

WRITELN('По кpитерию Вальда оптимальная ',L,'-я стpатегия,MAX сpедний pиск=',MAX:8:3);

end.



8. Решение задачи, выданное программой.

В результате выполнения программы по условию этой задачи получили такой ответ: "По кpитерию Вальда оптимальная 6-я стpатегия, MAX сpедний выигрыш = -1008".

9. Вывод:

в результате анализа предложенной ситуации мы пришли к выводу, что Директору консервного завода имеет смысл применять 4-ю стратегию по критерию Байеса, 5-ю - по критериям Сэвиджа и Лапласа и 6-ю - по критерию Гурвица и Вальда. Директору завода можно порекомендовать придерживаться стратегии A4(по критерию Байеса), т.е. нанимать не менее 23-х рабочих вне сезона, т.к. в данном критерии высчитывается средний выигрыш игрока A с учетом вероятностей состояния природы.

10




Случайные файлы

Файл
159344.rtf
77735.doc
179851.rtf
5354.rtf
132915.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.