Конспект лекций по Экологии часть 1, преподаватель Метечко Людмила Борисовна (Глава 1 Вводная)

Посмотреть архив целиком

19


Глава 1 Вводная



Краткая хрестоматия экологии


  1. Причины экологического кризиса

    1. Религиозные причины ( по трудам Л.Уайта)

    2. Культурные причины ( по трудам О.Шпенглера)

    3. Социально-экономические причины ( по трудам А.Смита)

  2. Несколько слов о НООСФЕРЕ ( по трудам В.И.Вернадского )

  3. Концепция устойчивого развития



Хрестоматия - (греч . chrestomatheia, от chrestos - полезный и manthano - учусь), сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой-либо отрасли знания.


Вводная лекция обозначит проблему, ставшую перед мировым сообществом в последние десятилетия XX века и катастрофически нарастающую в наши дни. Эта проблема носит название глобальной, так как вмещает в себя множество разнообразных угрожающих аспектов и охватывает все регионы нашей планеты. Решить ее в отдельно взятом регионе или стране невозможно.

Проблема эта угрожает гибелью цивилизации и носит название экологический кризис.

Антропогенный период, то есть период, в котором возник человек, является революционным для планеты Земля.

Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на планете. А если вспомнить о непродолжительности антропогенного периода в жизни планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее.

Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции.

Казалось бы, человек становится все более независим от природы, подчиняя ее своему влиянию. Однако рост его могущества приводит к постоянному увеличению отрицательных для природы и опасных для существования человека последствиям его деятельности, значение которых только последние десятилетия начинает осознаваться.

Беспрецедентный, неконтролируемый рост загрязнения атмосферы, воды и почвы, растущее истощение природных ресурсов, рост численности населения, рост потребления - вот основные аспекты составляющие эту проблему на фоне ограниченности ресурсов планеты, ставшей слишком маленькой для растущей человеческой экспансии.

Таким образом, антропогенное воздействие на планету Земля породило проблему, несущую гибель самим людям.

Угрожающим напоминанием потомкам оставили древние цивилизации надпись, высеченную на камнях пирамиды Хеопса:

«Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и незнания истинного мира».

Есть только один шанс преодолеть эту проблему – объединение усилий всего человечества, оснащенного знаниями и позитивным мышлением.



  1. Причины экологического кризиса


    1. Религиозные причины ( по трудам Л.Уайта)



Лесли Уайт


Leslie Alvin White




Лесли Уайт (англ. Leslie Alvin White, 19.01.1900-31.03.1975) — выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог.



Общепризнано, что непосредственным виновником экологического кризиса стала научно–техническая революция, наступившая по словам Л.Уайта .а в результате «брачного союза» между наукой и техникой.


Развитие науки и техники во многом определялось целями, которые были поставлены перед ними, и ценностями, лежащими в их основе. Именно возобладавшие человеческие ценности и цели, которые им служили ответственны за современный экологический кризис.

По мнению Лесли Уайта для того, чтобы понять основу причины экологического кризиса, « нам нужно обратиться к вещам фундаментальным, ибо, если мы ограничимся неглубокими и недальновидными решениями, мы будем получать лишь новые ответные удары природы со все более усугубляющимися последствиями, которые сведут на нет успешность таких легковесных решений.

Можно выделить следующую цепочку причин экологического кризиса:



Цепь основных причин экологического кризиса.



Религия


Рост

Народонаселения

Наука

Производство

Техника

Культура

Идеология

Образ жизни















Согласно Л.Уайту , «экологические отношения человека к природе глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы , то есть религией».

Ею же обусловлено и развитие науки, начиная с эпохи возрождения. Стремление к открытию вечных законов природы, свойственное науке, находит свою причину в христианстве .

Русский философ Н.А.Бердяев писал в начале XXвека о том, что человек не мог научно познавать природу и технически овладеть ею, пока природа представлялась ему населенной демонами духами, от которых зависела его жизнь. Этим обусловлена причина ограниченного развития естествознания и техники в древнем мире. Христианство освободило человека от этого пандемонизма – от подавленности демоническими стихийными силами и этим духовно подготовило возможность развития естественных наук и техники, овладения природой и подчинения ее человеку.


Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6.03.187423.03.1948) — русский религиозный философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.


Христианский взгляд на отношение человека к природе исходит из того, что Бог создал человека по его образу и подобию, и в физическом мире нет ничего, что имело бы какую-либо цель, кроме обслуживания человека: «И благословил их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, наполняйте землю, и господствуйте ею, обладайте рыбами морскими, и зверями, и птицами, и всеми скотами, и всею землею».( Ветхий завет. Бытие 1-28.)

« Поклонитеся вашему Господу…который землю сделал для вас ковром, а небо здание, и низвел с неба воду и вывел ею плоды пропитания для вас..» ( Коран .2:19-20)

В данном контексте христианство представляет монотеизм, впервые возникший в иудаизме, давшим основу последующим монотеистическим религиям христианству и мусульманству.

Основными чертами отношения человека к природе , которое присуще (иудео-христианской традиции, являются по мнению Л.Уайта противопоставление духа человека его телу ( плоти) и представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землею и всеми живыми существами. Ученый видит одно из экологически негативных последствий господства иудео-христианской традиции в том, что она способствовала преодолению прежних языческих представлений и присущего им обожествления природы.

Л.Уайт и М. Штирнер противопоставляют точку зрения дохристианских философов , воспринимающих мир, как творческий закон, которому они должны подчиняться как судьбе, христианскому миропониманию, в соответствии с которым : «…все передано мне Отцом Моим»( Евангелие от Матфея 11:27), « все возможно верующему» ( Евангелие от Марка 9:23), и называет христианство - первой победой эгоизма.

Согласно Уайту и другим авторам, прежние цивилизации смогли избежать экологической катастрофы по той причине, что в религиях Востока и в античной мифологии, было принципиально иное представление о взаимоотношениях человека и природы. Это было представление базирующееся на анимизме (вере в духов, защищающих и управляющих отдельными явлениями и объектами окружающего мира) и смирении человека перед стихийными силами природы. Несомненно, такое миропонимание препятствовало разрушению природной среды.

По мнению большинства исследователей, выход из современного экологического кризиса возможен лишь при религиозном обновлении или ренессансе прежних представлений.








Рекомендации по Л.Уайту – переосмысление христианства:

«Если ввести в дело больше науки и больше техники , это не выведет нас из нынешнего экологического кризиса до тех пор, пока мы не найдем новую религию или не переосмыслим старую» пишет Л.Уайт.

Положительно оценивая возросший в последнее время интерес к дзен-буддизму , Л.Уайт сомневается, что это учение приживется на западной почве. Более реальным он видит переосмысление католицизма, в частности в обращении к представлениям Франциска Азисского, в соответствии с которыми все живые существа равны перед Богом и ни одно из них не имеет преимущества перед другим.( Орден Францисканцев)


Рекомендации по А.Тойнби – ближе к Востоку.

Однако видный английский историк А.Тойнби пришедший к подобным выводам относительно причин экологического кризиса, предлагает иные рекомендации. Поскольку все причины экологического кризиса , по его мнению сводятся к возникновению монотеизма, «лекарством от этой болезни» является переход к политеистическим представлениям, более древним и наиболее универсальным, когда природа воспринималась не как доступные сокровища, а как божество, Мать-Земля, и все стихии и феномены были божественными. Чем ближе к Востоку, тем ближе к домонотеистической религии.


Арнольд Джозеф Тойнби (англ. Arnold Joseph Toynbee; 14.04.188922.10.1975) — британский историк, культуролог, автор «Постижения истории» – двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.


Конфуцианство и синтоизм основаны на гармоничном содружестве человека с природой. Исконная японская религия синто ( то есть « путь богов») утверждает что все в мире одушевлено, стало быть наделено святостью: огнедышащая гора, лотос цветущий в болотной трясине , радуга после грозы…Аматерасу, как светоч жизни служит главой этих восьми миллионов божеств. Синто – обожествление природы, рожденное восхищением ею. Японцы преклоняются предметам и явлениям природы не из страха перед грозными ее силами, а из чувства благодарности зато, что несмотря на внезапные вспышки гнева она куда чаще бывает ласковой и щедрой.

Даосизм проповедует: пусть природа идет своим путем, не нарушаемым дерзким и неуместным вмешательством человека.

Общество такого типа, как китайское, поощряло наблюдательное отношение к природе, человек в таком обществе старается проникнуть как можно глубже в естественный мир и использовать содержащиеся в природе источники энергии , до минимума сводя свое вмешательство в природные механизмы, применяя «действие на расстоянии». Основной принцип даосизма « у вэй» (отсутствие вмешательства) оставляет вещи в покое, позволяет природе идти своим путем, учит извлекать пользу из природы вещей без их применения, владения ими или господства над ними. Польза без самоутверждения, развитие без господства.

«У вэй» - великий лозунг и неписаное правило даосизма всех столетий. Такая концепция была первоначально благоприятной для развития науки. Однако, «принцип невмешательства» мешал меркантильному образу мышления занять ведущее место в цивилизации. Поэтому он не был в состоянии объеденить мастерство с научными методами математического и логического мышления.

Буддизм - несет в себе идею целостности и многообразия природного мира , каждого его фрагмента, фундаментальную для философии древних индийцев. Согласно буддизму , « все в одном, один во всем». Эта религия, основываясь на древнеиндийских представлениях, продолжает линию мифологической всесвязанности и сопричастности. К этой линии в буддизме добавляется, причем становясь главенствующей, нравственная составляющая.

Древние культы природы и восточные дотехнологичные типы организации общества обеспечивают гармонию между человеком и природой, слияние его с жизненными силами вселенной.

Многие исследователи предлагают для преодоления экологического кризиса обратиться к «индийской мудрости» , вернуться к «религиозному единству с природой» древних пастушеских племен Среднего Востока, и т.п.

Однако, тезис о «производности» современной науки от христианской религии столь же стар, сколь и спорен.




Невозможно не отметить сдерживающего влияния , которое оказывала на науку религия в Средние века. До XVII века наука, в основном, должна была служить иллюстрацией теологических истин. Только в Новое время мы столкнулись с наукой в современном понимании, но в этот период значение христианства в жизни западного общества было поколеблено.

В религиозной литературе отмечалось , в частности, что Библия не дает санкцию на покорение природы. Господство над природой следует понимать не как подчинение, а как разумное владение планетой. А слова о «наполнении земли» понимать не в демографическом смысле, а в смысле преумножении богатств. Примером могут служить монастыри, как центры освоения необжитых земель, превращающих безжизненные болота в , бросовые земли и пустыни в цветущие сады и пашни.

До эпохи возрождения эпохристианской традиции свойственен скептицизм в отношении преобразовательных способностей человека, поскольку верховным преобразователем является Бог. «На гранит налагает Он руку свою, с корнем опрокидывает горы; в скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз Его; останавливает движение потоков и сокровенное выносит на свет. Но где премудрость обретается? И где место разума? Не знает человек цены ее , и она не обретается на земле живых.» ( Книга Иова 28:10-13).

В эпоху возрождения ослабли религиозные устои и и получила развитие наука. Христианство явилось как бы переходным этапом от обожествления природы к ее эксплуатации.

Двойственное отношение к природе в христианстве проявилось в том, что одни религиозные мыслители прославляли природу, как творение Бога, тогда как другие считали. Что человек как высшее творение Бога , может делать с ней все, что угодно.

По мнению А.Мерсье (Анри Мерсье известный современный швейцарский философ), не религия сама по себе виновата в экологическом кризисе, а иудейский принцип эксплуатации природы, нашедший свое отражение в Ветхом Завете. В дальнейшем капитализм смог в полной мере воспользоваться этим принципом.

Само понятие прогресса связано с идеей эксплуатации природы.

В этом философ усматривает основную причину изменения мировоззрения человека от удивления и восхищения природой в античные времена, к иудейской традиции, в соответствии с которой природа дана человеку в распоряжение для эксплуатации.


О большем или меньшем влиянии религии на устройство общества можно спорить. Несомненно, что концепция религиозных истоков экологического кризиса по Л.Уайту, А.Тойнби и других исследователей преувеличивает значение религиозных и стоков экологического кризиса в ущерб влиянию материальных и культурных предпосылок.

Религия оказала не малое влияние на общество, однако спорно отводить религиозным причинам первое место.

Иначе не понятно, почему одни религиозные заповеди осуществлялись на практике, а другие нет. Экологический кризис произошел не во всех христианских странах, а преимущественно, в западных странах. Это заставляет искать его причины в особенностях западной культуры, как таковой.


    1. Культурные причины ( по трудам О.Шпенглера)


О́свальд Шпе́нглер

Oswald Spengler



О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29.05.1880 -8.05. 1936)— немецкий философ и культуролог.


Религиозные причины экологического кризиса сводятся к экологически более глубинным - культурным причинам.

Это понимают и авторы книги «Пределы роста» под редакцией Дэниза Медоуза, руководившего работами в области глобального моделирования развития общества экстраполируя существующие тенденции загрязнения, истощения ресурсов и роста народонаселения с учетом ограниченности существующих ресурсов планеты.

Эти авторы считают, что именно культурные причины лежат в основе различий во взглядах на будущее мира и место в нем человека и обуславливают разделение людей размышляющих о будущем на экооптимистов и экопессимистов.

Западная культурная концепция рассматривает человека, как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого дает ему не только возможность, но и право эксплуатировать другие существа и ресурсы Земли. И именно это право и возросшие способности в преобразовании окружающего мира помогут преодолеть экологический кризис.

Противоположная культурная концепция связанная с дальневосточными цивилизациями, полагает, что человек - один из биологических видов и он наравне с другими подчиняется природе. Сторонники этой концепции сомневаются в том, что технический прогресс и экономический рост, порождающие столь сложные проблемы , смогут стать средством их решения в будущем.

В западной культуре доминирует механистический, фрагментирован-ный взгляд на мир. Анализ, вычленение объекта исследования из единой системы окружающей природы - основа западной науки.

В противоположность этому, древневосточные учения стремятся к целостному пониманию мира, как единственно возможной реальности в достижении истины. Реальности окружающего мира все стороны которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Эту культурную традицию можно назвать «экологической картиной мира», созданной на Древнем Востоке.


Объяснение феномена стремления к власти над природой, исходя из детерминировано цикличного развития культуры, дал О.Шпенглер



По мнению О.Шпенглера культура предопределена развиваться по определенной, единой для всех программе. Аналогично рождению, росту и увяданию живых объектов.

Он рассматривает цивилизацию с ее практическим духом неограниченного потребления как последнюю фазу развития культуры, для которой характерен единый центр – город. Имеется в виду понятие цивилизации как культурологическое понятие определенной стадии развития общества, поскольку это понятие имеет несколько трактований.


Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) —

1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

2) историософское значение — понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);

3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности ;

4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

« Вместо мира – город, одна точка, в которой сосредоточивается вся жизнь обширных стран, в то время, как все остальное увядает; вместо богатого формами , сросшегося с землей народа – новый кочевник, паразит, житель большого города , человек абсолютно лишенный традиций, растворяющийся в бесформенной массе, человек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный, исполненный отвращения к крестьянству».

Культурная традиция западной цивилизации также определяется следующими утверждениями О.Шпенглера:

«Энергия культурного человека устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного человека западного образца – во внешнее. Тенденция к «расширению», это – рок, нечто демоническое и чудовищное, охватывающее позднего человека эпохи мировых городов, заставляющее его служить этому городу независимо от того, хочет он этого или нет, знает он об этом или нет.»

По определению О.Шпенглера можно назвать одну из культурных причин возникновения экологического кризиса:


Одной из культурных причин экологического кризиса может быть переход культуры в ее завершающую стадию – цивилизацию.


Другой культурной причиной возникновения экологического кризиса О.Шпенглер называет специфику самой западной культуры, изучению которой посвятил большую часть своих исследований.

Душу западной культуры философ он называет фаустовской, стремящейся к экспансии.

«Западная, «фаустовская культура» была, в высшей степени, завоевательной, она преодолела все географическо-материальные границы: в конце концов, она превратила всю поверхность земли в одну колониальную область. То к чему стремились все западные мыслители от Экхарда до Канта, а именно подчинить мир «как явление», заявляющему свое притязание на власть познающему «я», это же выполняли все вожди , начиная от Отгона Великого, до Наполеона ».

(Если бы О.Шпенглер не умер в 1936 году, то в эту цитату добавил бы Гитлера.)


Другой причиной экологического кризиса является сама специфика экспансии « фаустовской» западной культуры.

По мнению философа, природа и то, как мы ее понимаем, есть функция отдельной культуры.

« История учит, что «наука» есть поздний переходящий феномен, принадлежащий осени и зиме больших культур, обладающий … продолжительностью жизни немногих столетий, в течение которых иссякают ее возможности.»

«Человек создал Бога по своему образу. Это одинаково приложимо ко всякой исторической религии, как и всякой физической теории, как бы хорошо обоснованной ее не считали…»

«Дух зрелой культуры ищет способы идейно овладеть миром… Содержание ее – догмат силы, идентичной с пространством и расстоянием, догмат бесконечного действия, догмат деяния, а не способа держать себя». Призыв Ж.Руссо «назад к природе» О.Шпенглер характеризует как утопию, невозможную реализовать на практике. Так как это можно сформулировать как отказ от культуры в эпоху цивилизации.


Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28.06.17122.07. 1778) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством (прямую демократию), которая используется и по сей день, например в Швейцарии.

Философия О.Шпенглера создала идейную основу для видящих причину экологического кризиса в особенностях западной культуры на определенном этапе развития. Однако и культурная причина не является единственной , поскольку экологический кризис пришел в такие восточные страны , как Япония, где традиционно культивировалось единство человека с природой.



    1. Адам Смит

      Adam Smith

      Социально-экономические причины ( по трудам А.Смита)




Ада́м Смит (англ. Adam Smith); крещён и возможно родился 5 .07.172317.07. 1790) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.



Некоторые исследователи полагают, что основной причиной разрыва и противостояния человека и природы служит классовая диффернциация общества. С ее усилением и обострением социальных противоречий росло отчуждение человека от человека и параллельно отчуждение от природы.

« Только при капитализме природа становится всего лишь предметом для человека всего лишь полезной вещью; Ее перестают признавать самодавлеющей силой, а теоретические познание ее собственных законов виступает лишь, как хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления или в качестве средства производства.» О.Шпинглер.

Буржуазная ориентация на покорение природы, основанная на философии Г.Гегеля, становилась, по мере роста технических возможностей человека, все более агрессивной. О.Конт с позитивистской точки зрения предлагал уничтожить всякую « для промышленности бесполезную жизнь на Земле », что Д.Милль назвал видом сумасшествия на почве регулирования цивилизацией.


Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27.08. 1770 — 14.11. 1831) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.


Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte 1.01.1798 — 5.09.1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки


Джон Стюарт Милль (англ. John Stuart Mill; 20.05.18068.05. 1873) — известный английский мыслитель и экономист.


Аналогичные тенденции развивались в политэкономии.

По мнению А.Смита, богатство народов определяется совокупной ценностью ежегодно производимых материальных благ. В этом суждении проявляется узость классической политэкономии, упускающей из виду богатство природы и самого человеку.

Понимание богатства в узкоэкономическом смысле привело к воспеванию разделения труда на том основании, что при разделении операций может быть произведено большее количество товара.

Разделение труда, достигшее в своей крайней точке в конвейерной системе , давало возможность не только заменить человеческий труд машинным, но и вело к разорванности бытия человека, и как следствие к упущению из вида целостности природы т человека.

В основе экономической теории А.Смита лежало убеждение в целесообразности организации человеческого общества подобно той закономерности, которая существует в мире физических явлений.

А.Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Он считал, что человек является основой всего общества и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении А.Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении А.Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Ученый говорит о «естественности явлений», хотя мы имеем дело с со своеобразным политэкономическим вариантом «предустановленной гармонии». Он не допускал, что экономика может подавить другие виды человеческой активности, и оказался, таким образом, проводником концепции обособленного экономического роста.

Экономисты до недавнего времени, в силу профессии и специфики современного общества, ставили во главу угла материальное производство. Капитализм спешит получить прибыль, вовлекая всех в безумную гонку производства и потребления.

Предприниматель стремиться произвести как можно больше товара, обеспечивающего его прибыль; потребитель – потребить нечто новое, престижное, модное. В итоге в развитых странах производится масса ненужного, а в развивающихся отсутствуют товары первой необходимости.

Классическая западная политэкономия – это апология производства и капитала. Она работала до поры - до времени на «процветании» капиталистической системы с ее пониманием богатства.

Теория А.Смита «естественности явлений» и необходимости предоставления полной свободы в экономических отношениях «свободный рынок», на самом деле оправдывала анархию производства. Его экономическая структура общества основана на эгоистичном желании каждого к процветанию, что, как он считал, приводит к процветанию государства в целом.

При таких условиях экономика развивается, разделение труда прогрессирует и вместе с тем приближается кризис человека и природы.


«Выжимание пота» и «выжимание ресурсов» идут рука об руку.


Он прав, говоря, что «товарное производство основывается на эгоизме», хотя считал это эгоизм позитивным и «естественным».


Кризис во взаимоотношениях человека с природой есть отражение кризиса в отношениях человека с человеком, а экологическое отчуждение – социального отчуждения.


Углубляющееся обострение противоречий между человеком и природой во второй половине ХIХ века привело к замене оптимизма философии Г.Гегеля, утверждающей несомненное восхождение от низшего к высшему, . пессимизмом А.Бергмана, утверждающего , что органическая эволюция это- вырождение. По его мнению единство не утверждается в процессе развития, а , наоборот, разрушается.

Гносеология А.Бергмана гласит, что подлинное знание - внутреннее постижение и достигается не наукой, а погружением в жизнь и развитием того, что тождественно жизни.


Анри́ Бергсо́н (фр. Henri Bergson, 18.10. 1859 — 4.01.1941) — один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни.


Если бы Бергсон дожил до экологического кризиса, то исходя из своей концепции он объяснил бы его так : интеллект приспособлен лишь для изменения мира, но изменение, без внутреннего постижения чревато катастрофой.

Переход от традиционного капитализма к индустриальной системе развитого капиталистического общества ничего, по сути, не изменило.

Эта система по прежнему требует, чтобы люди работали как можно больше для производства возможно большего количества товаров. Если бы они прекращали работать, достигнув определенного уровня достатка – это поставило бы пределы расширения самой системы. Но рост служит целью!

Беспредельно расширяясь, индустриальная система выходит за рамки отдельных государств, формируя транснациональные корпорации, оказывающие свое мощное экологическое давление на весь земной шар.

Ошибка марксизма, относительно перспектив социального прогресса во многом объясняется тем, что К.Маркс обратил внимание только на форму эксплуатации представителе правящего класса ( капиталистом), представителей пролетариата. Справедливо предположив сущность класса эксплуататоров в присвоении прибавочной стоимости, экономист К.Маркс сделал вывод о неуклонном обнищании масс. Этот вывод оказался неверен: трудящиеся развитых стран не стали нищими, а революция произошла не в самых промышленно развитых странах, а в России. Впрочем, как потом выяснилось, эта революция не имела к марксизму никакого отношения, кроме того, что свершившие ее люди называли себя марксистами.

Ошибка К.Маркса заключалась в том, что он увидел лишь одну форму эксплуатации – эксплуатацию рабочих. Между тем прибавочную стоимость производит не только физический труд, но и духовный труд интеллигенции, а эксплуатировать можно не только человека, но и природу.

Таким образом, имеет смысл говорить о трех типах эксплуатации и извлечении прибавочной стоимости. Причина роста благосостояния трудящихся в развитых странах заключается в том, что повышены нормы эксплуатации идей и природы.

Часто утверждается, что причина роста уровня жизни в развитых странах лежит в использовании достижений научно-технического програсса.

Еще в начале 60-х годов ХХ века, американский ученый Б.Коммонер привел данные статистики о том, что наибольшие прибыли капиталистам приносят наиболее загрязняющие среду производства, от которых не отказывались только потому . что они приносили сверхприбыль.

Ба́рри Ко́ммонер ( 28.05.1917) — американский биолог и эколог. Кандидат в президенты США в 1980 году.В конце пятидесятых приобрёл известность как противник ядерных испытаний. Написал несколько книг об опасности подобных испытаний для экосистемы Земли.

Развитым капиталистическим странам удавалось, до сих пор, избегать экономических кризисов ценой увеличения эксплуатации природы используя достижения НТП. Это, однако, и привело к экологическому кризису.


Не секрет, что и экономика СССР, в 70-80 годы в основном уже составляла экспорт нефти и газа и других природных ресурсов.

Несомненно, что развитые страны сумели улучшить свою экологическую обстановку огромным капиталовложениям и ужесточение законодательства, а так же, переместив «грязные производства», в страны третьего мира и экспорта в них отходов экологически вредной деятельности.

В этой связи нельзя не упомянуть концепцию «золотого миллиарда».


Золотой миллиард — выражение, означающее население развитых стран с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов. Численность данного населения в миллиард связана с численностью суммарного населения таких стран и регионов, как США, Канада, Австралия, Евросоюз, Новая Зеландия, Япония, Израиль к началу третьего тысячелетия.

По мнению ряда исследователей за термином «золотой миллиард» стоит определённая, целостная, геополитическая, экономическая и культурная концепция: развитые страны, сохраняя для своего населения высокий уровень потребления, будут политическими, военными и экономическими мерами держать остальной мир в промышленно неразвитом состоянии в качестве сырьевого придатка, зоны сброса вредных отходов и источника дешёвой рабочей силы.

Такие тенденции в России, как перемещение экономической активности за последние десятилетия, начиная с момента перестройки, в добывающие отрасли промышленности, сокращение населения, постоянно нарастающая зависимость экономики России от экспорта сырья и ввоз иностранных радиоактивных отходов вписываются в вышеназванную концепцию.

Увеличение в экспорте доли сырья наметилось раньше, ещё до перестройки. В 1975 году экспорт топлива и электроэнергия составил треть от всего объёма экспорта. Именно в этой категории экспорта были товары с самым крупным весом единицы номенклатуры. В то же время в 1975 году доля продуктов высокой степени переработки составляла в экспорте также одну треть (машины и оборудование, химические продукты, продовольственные товары, промышленные товары народного потребления).

( В связи с концепцией «Золотого миллиарда» часто встречается упоминание высказывания, ложно приписываемого бывшему премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер о том, что население России якобы необходимо сократить до 15 миллионов человек.)

Все происходящие тенденции не являются решением экологических проблем, а их сдвиг. Данные социально-экономические противоречия, проецируясь, перекладываясь на природу и разрешаясь за ее счет, переходят в разряд экологических, даже если имеется в виду природа не данной страны, а других стран.

Частые споры о том, на чем следует сосредоточиться в первую очередь : на решении социально-экономических или экологических проблем лишены смысла.

Необходимо решать и те и другие в комплексе.


Нами были рассмотрены три основных причины экологического кризиса религиозная, культурная и социально-экономическая, оказывающие наибольшее влияние на жизни людей, их мироощущения, материальное и духовное состояния.

Возвращаясь к традициям Древнего Востока, наиболее универсальным и приближенным к истинному пониманию природы Земли, в которых человек является частью природы, а следовательно, все связанные с антропогенной деятельностью процессы и глубинные причины этих процессов, взаимосвязаны и взаимоопределяющи.

Естественно, что решать их следует одновременно, следуя системному интегральному методу воздействия на природные процессы.

Привычный аналитический метод, разделения, вычленения и поиска аргументов для поэтапного подхода к проблеме экологического кризиса может усугубить ситуацию.

Здесь, учитывая сложность и взаимосвязанность элементов проблемы, присущей всем сложным системам обладающим свойством эмерджентности, какими являются природные системы и все взаимосвязанное с ними, следует применять интегрированный подход, рассматривающий целостную систему противоречий, как единое целое.

Только обеспечив объединенные усилия мирового сообщества во всех направлениях, влияющих на ограничение роста негативных антропогенных воздействий можно приостановить неизбежную экологическую катастрофу.



  1. Несколько слов о НООСФЕРЕ (по трудам В.И.Вернадского)



Предложенный вариант возможного разрешения комплекса проблем связанных антропогенным происхождением экологического кризиса являет собой пример проявления НООСФЕРЫ.

Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Ноосфера как наука изучает закономерности возникновения, существования и развития человека, человеческого общества, закономерности взаимоотношения человека с биосферой. Суть ноосферы заключается в том, что человек, человеческое общество есть объективная, закономерная часть мира и необходимо постигать и знать эти закономерности. В окружающем нас мире ноосфера является той частью биосферы, которую занимает человек.


Глобальный характер взаимоотношений человека со средой обитания привел к проявлению понятия ноосферы, введенного Е.Ле-Руа (французский писатель XIX века), а затем к концепции ноосферы, развитой П.Тейяром де Шарденом.


Пьер Тейя́р де Шарде́н (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1.05.1881 — 10.04. 1955) — французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию; создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции.

Не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в науке — тейярдизм, объеденивший научный и религиозный подход к исследованию .


Ноосфера, согласно П.Тейяру де Шардену - это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции планеты и сольется с природой в идеальной точке Омега, подобно тому, как раньше образовывались такие целостности , как молекулы, клетки и организмы.

«Мы беспрерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями, всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс – тот, который материализовавшись в первых клетках, продолжается в создании нервных систем. Геогинез переходит в биогенез, который в конечном счете становится психогинезом .. Психогинез приводит к человеку, а далее, сменяется и поглощается более высокой функцией, вначале зарождением , затем развитием духа – ноосферой.»


В.И.Вернадский дал свою интерпретацию понятия Ноосферы.


Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 .02. 1863(18630312)6.01. 1945) — выдающийся русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.


Как живое вещество преобразует костную материю, являющуюся основой его развития, так и человек неизбежно обладает обратным влиянием на природу, породившую его. Как живое вещество с костной материей, объединенные цепью прямых и обратных связей, образуют единую систему – биосферу, так и человечество и природная среда образуют единую систему – ноосферу.


Живое вещество - совокупность живых организмов биосферы, численно выраженная в элементарном химическом составе, массе и энергии.

Развивая концепцию ноосферы, В.И.Вернадский рассмотрел, как на основе единства предшествующей стадии взаимодействия живой и костной материи, на следующей стадии взаимодействия природы и человека может быть достигнута гармония.

По мнению ученого , ноосфера – это «такого рода состояние биосферы , в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека. Как новая небывалая на планете геологическая сила»

В.И.Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобального осознания усиливающегося вторжения человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, к все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной системой.

К сожалению, В.И.Вернадский не закончил работу по развитию данной идеи. Поэтому в концепции ноосферы представлен только один аспект современного этапа взаимодействия человека и природы – глобальный характер единства.

В период создания этой концепции еще не проявлялись так явно, как в наши дни противоречивость данного взаимодействия.

В последние десятилетия стало ясно, что единение человека и природы противоречиво хотя бы потому, что из-за увеличения взаимосвязей между ними возникает экологический риск, как плата человечества за преобразование природной среды.

За время своего существования человек значительно изменил биосферу. По данным Н.Ф.Реймерса люди искусственно и нескомпенсированно сократили количество живого вещества планеты, ориентировочно на 30 % и забирают в год не менее 20% вновь производимой всей биосферой.


Николай Федорович Реймерс – один из самых энциклопедически образованных теоретиков общей экологии, систематизатор и популяризатор экологических знаний. Был теоретиком и практиком развития заповедного дела в СССР.


Такие изменения зашли слишком далеко. Биосфера превращается в техносферу, причем направленность антропогенного воздействия прямо противоположна направленности эволюции биосферы в ноосферу по В.И.Вернадскому.


С появлением человека можно говорить о нисходящей ветви эволюции биосферы. Антропогенные воздействия разрушают естественные системы природы.


Согласно Н.Ф.Реймерсу : «вслед за прямым уничтожением видов следует ожидать самодеструкцию живого. Фактически этот процесс уже идет в виде массового размножения отдельных организмов, разрушающих существующие природные системы».







Таким образом, пока еще нельзя ответить на вопрос, создаст ли человек в будущем сферу разума или своей неразумной деятельностью погубит себя и все живое.










В целом концепция ноосферы относится к натурфилософским утопиям.


Становление ноосферы - возможность, но не необходимость.

Ценность этой концепции заключается в том, что она предлагает конструктивную модель вероятного будущего, а ее ограниченность - в том, что она рассматривает человека, прежде всего, как разумное существо, тогда как индивиды, тем более общество в целом редко ведут себя по-настоящему разумно.


Пока человечество движется отнюдь не к ноосфере, и последняя остается лишь одной из гипотез.




  1. Концепция устойчивого развития



Вернемся к основным аспектам составляющим глобальный экологический кризис :

Беспрецедентный, неконтролируемый рост загрязнения атмосферы, воды и почвы, растущее истощение природных ресурсов, рост численности населения, рост потребления на фоне ограниченности ресурсов планеты.


Слова неконтролируемый рост – ключевые в определении противоречия между человеком и природой.


Споры вокруг возможностей ограничения роста привели к созданию концепции, которая претендует в настоящее время стать основной во взаимоотношении человека и природы – концепции устойчивого развития.


Устойчивое развитие определяется как такое экономическое развитие, которое не приводит к деградации окружающей природной среды.


Концепция устойчивого развития предполагает, что определенные параметры должны сохранять постоянное значение, а именно:


  • физические константы;

  • генофонд;

  • участки всех главных экосистем в неизменном виде ( для сравнительного контроля за изменениями );

  • здоровье населения.


Таким образом, охрана природной среды и здравоохранение являются составной частью данной концепции.

Цель охраны природы двояка:

  1. обеспечение сохранности таких качеств окружающей природной среды, которые не должны меняться;

  2. обеспечение непрерывного урожая полезных растений, животных , а также остальных необходимых человеку ресурсов, путем сбалансирования цикла изъятия и возобновления.


Что можно изымать из биосферы и в каких количествах, а что нельзя - определяется с помощью математического моделирования.

Изъятия максимального количества любого ресурса приводит не только к их истощению, но и к ухудшению качества продукции. Например, вырубка леса с максимальным объемом получаемой древесины, приводит к уменьшению величины деревьев и ухудшению качества древесины. Следует отметить, что речь идет о возобновляемых ресурсах, а насчет тех, которые могут быть исчерпаны уже в ближайшие десятилетия , остается один выход – искать альтернативные источники ресурсов или энергии.

Ориентация на «ИМЕТЬ» противостоит ориентации «БЫТЬ», и приводит к ухудшению качеств и природной среды и человека.

Невозможно одновременно добиться и максимального количества и наилучшего качества.


Ограничения на пользование землей, водой и другими ресурсами - единственное средство избежать перенаселения или чрезмерного истощения ресурсов планеты.

Вопрос о прямом ограничении рождаемости будет поставлен тогда, когда критическое число населения планеты будет достигнуто.

Человек должен превратиться их безрассудного хищника в благоразумного хозяина.

Если это случится, то можно будет сочетать устойчивость с непрерывным развитием, так как если некоторые параметры будут оставаться неизменными, то развитие будет иметь шанс стать непрерывным.

В противном случае, альтернативой разумному регулированию и ограничению роста потребления, истощения, загрязнения ресурсов природы и растущего народонаселения станут естественные отрицательные обратные связи которые будут регулировать эти процессы иным образом и в негативной форме – нищета большей части населения, новые болезни, антропогенные и опосредованные природные катастрофы, обострение межгосударственных борьбы за ресурсы, войны и т.д.

Концепция устойчивого развития позволяет соединить биологические понятия устойчивого развития и эволюции, а так же удовлетворить стремление человека к созиданию.


Ценность концепции устойчивого развития в создании конкретной программы мероприятий по снижению негативных процессов происходящих в социальной и природной среде вызванные воздействием глобального экологического кризиса.


Однако все не так гладко и с реализацией концепции устойчивого развития, как в практическом, так и в теоретическом плане.

Концепция устойчивого развития противоречит данным синергетики, в соответствии с которыми все новые структуры образуются в условиях далеких от равновесия. Синергийный подход предполагает нелинейное развитие в противоположность устойчивому и непрерывному развитию согласно концепции. Развитие с точки зрения процессов самоорганизации - когда новое качество человека и общества не представляет собой результат закономерного поступательного развития, а является следствием выбора одного из возможных вариантов развития под влиянием коллективных и индивидуальных взаимодействий, которые могут изменить направление не только общественных преобразований, но и саму сущность человека.


Синергетика (от греч. συν — «совместно» и греч. εργος — «действующий») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации сложных систем (состоящих из подсистем). «…наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…». Современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравесновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос».


Таким образом, концепция устойчивого развития становится не выполнимой на этапе существующего современного развития науки и математических методов, способных описать самоорганизацию сложных систем.

Возможно, это противоречие удастся преодолеть, и общество научится переходить из одного неравновесного состояния в другое, не разрушая себя и природную среду.












Вопросы к вводной главе


  1. Чем бесспорно вызван экологический кризис и в чем он выражается?

  2. Какие 3 основные причины возникновения экологического кризиса вы знаете?

  3. Расскажите о концепции религиозной причины возникновения экологического кризиса по Л.Уайту.

  4. В чем отличие конфуцианства и синтоизма от других религиозных учений?

  5. Что вы знаете о даосизме?

  6. В чем основная идея буддизма и кришнаитизма, главенствующая в миропонимании древних индийцев?

  7. В чем революционность иудаизма и христианства, и почему именно эти религии считаются основой мировоззрения приведшего к экологическому кризису?

  8. В чем проявляется двойственность христианства?

  9. Какие рекомендации предлагает Л.Уайт для изменения понимания роли человека в окружающем мире?

  10. Какие рекомендации по изменению мировоззрения человека и его роли в отношении к природе предлагает А.Тойнби?

  11. Каково особое мнение Анри Мерсье о переходе человека от античного мировоззрения к концепции иудаизма изложенной в Ветхом Завете.

  12. Является ли религиозная причина возникновения экологического кризиса первостепенной?

  13. Какова первая культурная причина возникновения экологического кризиса по О.Шпенглеру?

  14. Как называется последняя стадия цикличного детерминированного развития культуры по О.Шпенглеру?

  15. Какова вторая культурная причина возникновения экологического кризиса по О.Шпенглеру?

  16. В чем характерное отличие западной культурной традиции?

  17. Чем культурные традиции Востока, в частности, дальневосточные отличаются от западных традиций?

  18. Реален ли путь предложенный Ж-Ж.Руссо, по мнению О.Шпенглера?

  19. Является ли культурная традиция основной причиной мирового экологического кризиса?

  20. Почему экономическое неравенство людей послужило толчком к эксплуатации природы?

  21. В чем выражалось «сумасшествие на почве регулирования цивилизацией» по О.Конту?

  22. Почему экономическая концепция богатства по А.Смиту, основанная на постоянном увеличении товарного производства - одна из первостепенных причин разорванности бытия и ухода от целостного восприятия мира?

  23. В чем ошибочность экономической теории А.Смита о создании общества основанного на абсолютной свободе и «естественном развитии явлений» и к чему она привела?

  24. Существуют ли пределы роста индустриальной системы в современном обществе развитого капитализма и в чем здесь экологическая опасность ?

  25. Какими средствами развитые капиталистические страны достигают экономического и экологического благополучия своих граждан?

  26. В чем состоит концепция «золотого миллиарда» и в чем ее порочность и антигуманность?

  27. Можно ли устранить растущие негативные антропогенные воздействия на биосферу решением только одной и, пусть самой важной из причин возникновения экологического кризиса?

  28. Дайте определение ноосфере.

  29. Что представляет собой ноосфера в первоначальном определении по П.Тейяру де Шардену?

  30. В чем утопичность концепции ноосферы по В.И.Вернадскому?

  31. На основании чего Н.Ф.Реймерс предполагает направление эволюции биосферы по нисходящейем ветви после появления на земле человека?

  32. В чем ценность концепции ноосферы?

  33. Дайте определение устойчивому развитию.

  34. Что представляет собой концепция устойчивого развития, какими 4 способами она предполагает противостоять росту негативных экологических измененй?

  35. Что в соответствии с концепцией устойчивого развития позволит сделать развитие его постоянным?

  36. В чем ценность концепции устойчивого развития?

  37. Что такое синергетика?

  38. В чем слабость концепции устойчивого развития?