Ясперс и философская вера (159348)

Посмотреть архив целиком

Министерство образования РФ

Московский Открытый Университет















РЕФЕРАТ


по философии


на тему: «Ясперс и философская вера»







Выполнил: студент группы


Проверила:











Москва


Содержание:



Введение 3


1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере 4

2. Философствование по Ясперсу 5

3. Философствование о вере не тождественно знанию 6

4. Философская вера и человеческая коммуникация 9


Вывод 11


Литература 13


Введение


Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), или философия существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии XX в. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, свя­занные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.

Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создает как бы свое особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее представителей известнейшие писатели и мыслители XX в. Но систематическое упорядочение идей философии существования мы находим у немецких филосо­фов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера (1927), и в трехтомной «Философии» К. Ясперса (1932), а также у француз­ского философа Ж.-П. Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943).

Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный. Но это деление достаточно условное, так как все представители этого направления сосредоточивают внимание на общих для них экзистенциальных проблемах, прежде всего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека во­обще, а каждой личности.

В данной работе я изложу понимание философской веры у Ясперса.






1. Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере


Карл Ясперс (1883—1969) — выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Для него идею «философской совестливости» символизировал И. Кант, а идею удивительной широты кругозора — И.В. Гете, хотя в самом начале своего философского пути он испытывал интеллектуальное переживание, выброшенное из кантовско-гетевского «культур­ного рая».

Ясперс решительно отмежевался от рационалистичес­кой традиции в философии, связанной с Р. Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки. Настоящая философия, по Ясперсу, — это прежде всего сам про­цесс философствования. Таким образом, он делает акцент на прин­ципиальной незавершенности и тем самым на открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладают над ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках. В этом отношении Ясперс близок таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они не занимались систематической филосо­фией, т.е. не стремились привести свои философские воззрения в систему. Для Ясперса идея философствования означает и меньше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения. Меньше в том смысле, что она связана с определенным «творчес­ким ослаблением»: в наше бурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону, Аристотелю, Спи­нозе, Гегелю и др. возводить стройные мировоззренческие системы из абсолютизированной «изначальности» (эйдосы, абсолютный дух), поэтому нам должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. А больше потому, что философствованию свойствен­на жизненность «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то ос­мыслить наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой» наше существование. Дело в том, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. «Су­ществование есть сознание, — писал Ясперс, — и я существую как сознание... Анализировать существование значит анализиро­вать сознание»1. Ясперс полагал, что философию нельзя ограни­чить, как науку, строгими рамками определенного предмета и ме­тода. История философии в отличие от истории науки — это не процесс приращения знаний, поскольку каждое крупное философ­ское учение, подобно произведению искусства, уникально. (Прав­да, в истории философии происходит приращение категорий и ме­тодов, а сходство с историей религии заключается в последователь­ном выражении разных позиций веры.) Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, «осве­тить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, по­мочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непости­жимо для научного познания, но имманентно присуще сознанию.


2. Философствование по Ясперсу


Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия. Первый уровень членения бытия — предметное бытие («бытие-в-мире»), или «существование». Это внешний уровень бытия. Перед его лицом философствование достигает лишь «ориентации-в-мире», по существу это и есть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в по­граничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конеч­ности своего существования. Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир; его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, освещает новым смыс­лом и человеческую экзистенцию.

Второй уровень членения бытия — это озарение, прояснение экзистенции, осознание души, и наконец, третий уровень — чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осо­знанием Бога. По Ясперсу, для философствования основную цен­ность представляют понятия метафизики, именно они выражают поиски смысла бытия философской мыслью. Итогом философство­вания выступает философская вера, и если религиозная вера осно­вана на откровении, то философская является результатом раз­мышления.

Ясперс стремился доказать, что духовный прогресс человечест­ва, в том числе и связанный с демифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования осо­бого бытия, трансцендентного мысли. При этом даже скептицизм, высвечивая границы знания, указывает вместе с тем не на ничто, а на нечто сущее, но непостижимое; оно выступает как предмет не­знания и, стало быть, веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, что должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, до­ступном любому человеку. По Ясперсу, вера не противостоит ра­зуму, а существует в единстве с ним, и ее нельзя рассматривать как нечто иррациональное. Допущение полярности рационального и иррационального лишь запутывает проблему экзистенции.


3. Философствование о вере не тождественно знанию


Осно­вой веры не может быть то, что в своей сущности только ирраци­онально. Для веры мыслящего человека, человека философствую­щего, характерно то, что она существует только в союзе со знани­ем: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя. Таким образом, незнание выступает не просто как своего рода субъектив­ный свидетель наличия таинственного вида бытия, именуемого трансценденцией. Философская вера потому и вера, что трансцен­дентное не может быть доказано рациональными доводами, но она потому и философия, что все же предполагает именно какое-то знание о трансцендентном, которое косвенно подтверждается хотя бы отрицательными аргументами. Следовательно, скептическое незнание вместе с тем есть своего рода знание о существовании особого рода бытия. Трансценденция — это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слиянными. Философская вера находится как бы на границе между религиозной верой и научным знанием. Она может рассматриваться как своего рода «прафеномен и религии, и науки».

Однако философствование о вере не может быть знанием, ибо она необъективируема, а представляет собой только выявление эк­зистенции, а это есть именно мышление, а не просто эмоциональ­но-психологический феномен. Но такое мышление по самой своей сути неадекватно: оно принуждено осуществлять себя в словах, на­правляя свою интуицию на то, что «за ними». Ясперс различает два вида мышления: философское, которое устремлено «за явления» и может рассчитывать лишь на «удовлетворенность», и рациональ­ное (научное) мышление, устремленное на сами явления и выраба­тывающее знания. Настаивая на принципиальном различии между ними, Ясперс никоим образом не отрицает ценности знания: оно необходимо и для помощи «высветляющему мышлению».

Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограни­чивает вещное «бытие-в-мире». Но и сама экзистенция сущест­венным образом ограничена, причем эта ее ограниченность (в от­личие от эмпирической ограниченности человеческих знаний, сил и возможностей) не только не негативна, но и содержательно-по­зитивна и потому не может быть от нее, так сказать, «отмыслена» в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит самому ее бытию: она есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией. Соотнесенность экзис­тенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуника­ции, а соотнесенность ее с трансценденцией — в акте веры. Ком­муникация, по Ясперсу, — это универсальное условие человечес­кого бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущ­ность. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима и че­ловеческая свобода со всеми ее степенями. Недаром в лексиконе Ясперса термин «коммуникация» означает глубоко истинное, лич­ностное общение «в истине». Коммуникация есть центральное по­нятие не только этики и аксиологии, но и гносеологии и вообще всего миропонимания Ясперса, она возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Согласно Ясперсу, мысль философски истинна в той мере, в какой «промысли-вание этой мысли» помогает коммуникации. Разум тождествен не­ограниченной воле к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, он противодейст­вует прерыванию коммуникации, но именно она «дарит» человеку еГО подлинную сущность. Ясперс афористично и очень тонко заме­чает: «Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью». Этим подчеркивается соци­альная сущность человека. Социальное, интеллектуальное и мо­ральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к «окликанию» со стороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии, прини­мающая облик противоразумного фанатизма, но также и поверх­ностного, обезличенного массового общения, безнадежно отрав­ленного ядом демагогии.


Случайные файлы

Файл
57747.rtf
162346.rtf
CBRR1551.DOC
15076.rtf
2614-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.