Проблема истины (157309)

Посмотреть архив целиком












Проблема истины





 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 


         Введение

         Глава 1. Метафизика и логика Аристотеля

 

 

по проблемеистины


         Глава 2. Гносеология Канта и его

 

 

подход к проблеме истины


         Глава 3. Нравственное решение проблемы

 

 

истины у Вл.Соловьева


         Заключение

         Литература



















 

 

 _ВВЕДЕНИЕ ..


Целью данной работы является исследования одной из ос-
новополагающих проблем в философии, отраженной в творчест-
ве практически любого философа. Проблема истинности зна-
ния, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы.
Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится
в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой
опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на
непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды
на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и
уточнялись новые концепции понимания и познавания мира.
В работе сделана попытка рассмотрения и сравнения взглядов
Аристотеля и Канта как наиболее ярких представителей древ-
негреческой и немецкой классической школы. И затем приво-
дятся выдержки из работ Вл.Соловьева и производится срав-
нительный анализ. Так или иначе, мир познается человеком и
трансформируется в зависимости от глубины и качества полу-
чаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом:
является наше знание о мире истинным, соответствующим на-
шим выводам из весьма ограниченного опыта? Попытаемся
взглянуть на человека и человечество с позиции возможности
передачи знания друг другу, возможности человека исследо-
вать явление и делать выводы. Под возможностью передавать
знания мы понимаем некоторую совокупность элементарных
действий, выражающих определенные мысли передающим, ин-
терпретация этих элементарных действий принимающим, и соз-
данием у себя достаточно близких мыслей и образов с пере-
дающим субъектом, то есть общение субъектов возможно лишь
в "человеческих" действиях, в понятиях "придуманных" чело-
веком (ограниченых чувствами). Интерпретация индивидуаль-
ных мыслей на "общечеловеческом" языке (устная речь, пись-
менная и так далее) приводит к потере и неточности
ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира и
своего места в нем, человеку необходимо постоянное совер-
шенствование, расширение и уточнение общественных терминов

 

 

 

- 4 -

(имеется в виду не только научные термины, но и искусс-
тво). Итак, изначально человеком может исследоватся окру-
жающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в че-
ловеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях.
Позтому для расширения наших знаний о мире необходимо рас-
ширение, углубление и уточнение терминов и понятий, ис-
пользуемых человеком. Сам процесс умственной деятельности
познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге
несет минимум информации о самом человеке. Человечество
неоднократно предпринимало попытки научного исследования и
систематизации вопросов возникновентя новых понятий, ис-
пользуя лишь "интуитивные" способности к постижению ново-
го. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований
самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек
будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мыш-
ления, тем ярче и многообразнее будет казатся окружающий
мир.


 

 

 

- 5 -



Глава 1.  _Аристотель. .

Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно
считается "отцом логики". Обобщив методы познания науки и
философии 6-4 в.в. до н.э., классифицировав и описав мх,
Аристотель создал учение о формах постигающего истину мыш-
ления, то есть логику. В дальнейшем в историческом разви-
тии логическое учение Аристотеля стало источником много-
численных школ и направлений; философы и ученые различных
эпох стремились приспособить его к своим интересам и зада-
чам, использовать его в тех или иных исследовательских це-
лях.
Слово "логика", а тем более выражение "формальная логи-
ка" у Аристотеля не встречается.У него мы находим такие
словоупотребления, как "логический силлологизм", "логичес-
кое рассуждение", "логические проблемы", но не слово "ло-
гика". Аристотель впервые вычленил и исследовал формы ло-
гического мышления, передав их изучения специальной науке,
которую мы теперь называем логикой.
Первыми, кто занялся изучением методов исследования и
сделали их предметом филосовской рефлексии, были Сократ и
Платон. Логика и диалектика Аристотеля являются продуктом
критической их переработки и развития. У обоих древнегре-
ческих фолософов диалектика понималась в качестве органона
познания вещей через их сущность ("идеи" у Платона).
Диалектика, как ее понимал Платон, является познанием
вещей на основе их идей и средством познания самих идей.
Высшей идеей, к которой, по Платону, сводились все идеи, а
соответственно и всякое познание, является идея "блага".
"Познаваемые вещи, - пишет философ, - могут познаватся
лишь блакодаря благу; оно же дает им бытие и сущность, хо-
тя само благо не есть сущность, оно за пределами сущности,
превышая ее по достоинству и силе". В реальной действи-
тельности эта идея является "причиной всего правого и
прекрасного", а в области познания - причиной "истины и
ума".
Аристотель неоднократно подчеркивает, что для примене-

 

 

 

- 6 -

ния и развития науки логики необходимо опиратся на непре-
ходящее бытие. Лишь тогда возможно применение законов ло-
гики.
"...не имеет смысла судить об истине на том основании,
что окружающие нас вещи явно изменяюются и никогда не ос-
таются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины
необходимо отправится от того, что всегда находится в од-
ном и том же состоянии и не подвергаются никакому измене-
нию" (см. [1], т.1, стр. 251)
"...если существует движение и нечто движущееся, а дви-
жется от чего-то и к чему-то, то движущееся должно быть в
том, от чего оно движется и [затем] не быть в нём, дви-
гаться к другому и оказываться в нем, а противоречащее
этому не может быть (в то же время) истинным вопреки их
мнению" (см. [1],т.1, стр. 281-284)
По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть
сочетание "формы" и "материи". В плане бытия "форма" -
сущность предмета или те определения самого по себе су-
ществующего предмета, которые могут быть сформулированы в
понятии о предмете. То, с чем может иметь дело знание,
есть только понятие, заключающее в себе существенные опре-
деления предмета. Напротив, если мы отвлечемся от понятия,
то из всего содержания самого предмета останется то, что
уже ни в каком смысле не может стать предметом знания.
Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не
только должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим
предметом познания может быть не преходящее, не изменчи-
вое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее, пре-
бывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предме-
ты, в которых только и существует непреходящая сущность,
всегда только предметы преходящие, текучие. И такое позна-
ние может быть только познанием "формы". Эта форма каждого
предмета вечна: она не возникает и не погибает. У Аристо-
теля истина рассматривается как высшая форма бытия. Чело-
век, постигая истину, приближается к совершенному бытию.
Но на этом пути много трудностей.
"Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом
легко. Это видно из того, что никто не в состоянии достичь
ее надлежащим образом, но не каждый терпит полную неудачу,

 

 

 

- 7 -

а каждый говорит что-то поодиночке, правда, ничего или ма-
ло добавляет к истине, но, когда всё это складывается, по-
лучается заметная величина.
...Верно также и то, что философия называется знанием
об истине. В самом деле, цель умозрительного знания - ис-
тина, а цель знания, касающегося деятельности - дело: ведь
люди деятельные даже тогда, когда они рассматривают вещи,
каковы они, исследуют не вещи, а вещь в её отношении к че-
му-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины,не зная
причины.А из всех вещей тем или иным свойством обладает
та, благодоря которой такое же свойство присуще и другим;
наиболее истинно то, что для последующего есть причина его
истинности. Позтому и начала всего существующего должны
быть наиболее истинными: они ведь истинны не временами, и
причина их бытия не в чем-то другом, а наоборот, они при-
чина бытия всего остольного; таак что в какой мере каждая
вещь причасная бытию, в такой и истине". (см. [1],т.1,
стр. 94)
Аристотель также выделяет проблему, впоследствии став-
шую камнем преткновения в философии: на основе чего стро-
ится познание человела о мире - на основе эмпирического
опыта или в результате мыслительной деятельности? Если
имеет место и то и другое, то каково их соотношение? "Ис-
тинное и ложное означают следующее: истина есть удостове-
рение (как бы) на ощупь и сказывание (ведь не одно и то же
утвердительная речь и сказывание), а когда нельзя таким
образом удостовериться, имеется незнание (в самом деле,
относительно сути вещи ошибаться невозможно - разве что
привходящим образом,- и одинаково обстоит дело и с сущнос-
тями несоставными, ибо и относительно них ошибиться нель-
зя; и все они существуют в действительности, не в возмож-
ности, ибо иначе они возникали бы и уничтожались; а сущее
само по себе не возникает и не уничтожается, ибо оно долж-
но было бы возникать из чего-то; поэтому относительно то-
го, что есть бытие само по себе и в действительности,
нельзя ошибаться, а можно либо мыслить его, либо нет. От-
носительно его ставится вопрос только о сути, а не о том,
такого ли свойства оно или нет).
Что же касается бытия как истины и небытия как ложного,

 

 

 

- 8 -


Случайные файлы

Файл
130429.rtf
116512.rtf
1.doc
162368.rtf
12406-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.