Имя - средство закрепления и систематизации фактов культуры (157286)

Посмотреть архив целиком

Свойство языка служить посредником между всеми семиотическими систе-

мами объясняется тем, что язык, частью которого являются имена, позволяет

самым экономичным способом передавать мысли и чувства. Экономичность этого

вида знаков объясняется членораздельностью речи, ее поуровневым строением,

позволяющим путем комбинаторики единиц каждого уровня символизировать пред-

меты мысли.

Факты физической, духовной, материальной культуры, культуры лично-

сти, общества или коллектива (организации) сами по себе не являются словом,

но обязательно отражаются в слове в виде имен - номенклатурных названий

фактов культуры.

Эта роль имен - служить средством фиксации и систематизации фактов

культуры - видна, например, в деятельности музея. Музей хранит, как прави-

ло, вещный маетриал, но всякая вещь, поступившая в музей, отражается в до-

кументах музея. Центральным документом является каталог. В каталоге все

предметы, взятые на хранение, поименованы.

Когда архив принимает на хранеине дела, то всякое дело, поступившее

в архив, входит в состав дел и получает в описи имя. Номенклатура дел по-

зволяет находить дела историку, работающему в архиве, а если архив принад-

лежит организации, то сотруднику организации.

Организация бибилиотечных фондов осуществляется посредством катало-

га. Когда библиографы проводят работу над фондами библиотеки, выбрасывая

книги, не имеющие культурного значения, и отбирают книги, обладающие куль-

турной ценностью, они работают имея в качестве главног документа каталог

библиотеки. Каталоги перестраиваются в зависимости от того, как выглядит

система духовной культуры, содержащяася в книгах.

В культурно-консультативной работе, когда консультант оценивает про-

екты и деятельность по ним, его решения зависят от уровня его подготовки.

Поэтому образование востоковедов, краеведов, работников, создающих системы

информационного поиска, зависит от содержания профессионального культуро-

ведного образования.

Дидактика - то есть содержание учебного предмета - в этом случае

представляет собой систему основных факторов культуры. Каждый такой факт

культуры или их историческая и типологическая группировка имеет название.

Например, "Ахмениды", Среднеазиатский эллинизм", "Парфянское царство" и др.

подобные, или собственные имена: "Кир", "Александр Македонский", и т. п.

Система таких имен, называющих классы культурных объектов, составля-

ет полученную консультантом информацию, которой он оперирует.

Таким образом, имена играют двойную роль: как факты языка они явля-

ются носителями информации о всех других фактах культуры неязыкового харак-

тера.

 2

Создание информационных систем во второй половине XX в. особенно

усилило функцию имен как носителей информации о фактах культуры.

Информационная техника позволяет работать в областях всех семиотиче-

ских систем. (см. фиг. 28).

Объем этих данных и знаний может быть неограниченно большим, он за-

висит от исходных данных, вводимых в информационно-поисковую систему. При-

мером такой системы может служить известная "Интернет", позволяющая общать-

ся десяткам миллионов персональных компьютеров, представляющая каталоги и

реферативную информацию основных библиотек и учебные курсы. Информационная

техника позволяет формально разделить культурно значимую информацию, кон-

центрирующуюся в ИПС(информационно-поисковых системах) и текущую, функци-

ональную информацию, из которой еще предстоит выделить факты культуры, что-

бы затем ввести их в ИПС. Функуиональная или текущая информация действует в

первых 9 классах систем (фиг.28). Но информация в десятом классе систем -

ИПС - является не текущей, а культурно значимой.

Фигура 28.

╔════════════════════════════════════════════════════════════════════════╗

1. Язык - системы записи, редактирования, автоматического реферирования,║

макетирования для издания, система автоматизированного перевода и др.║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

2. Средства счисления - расчеты в технике, бугалтерии, экномике, научных║

исследованиях всех видов. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

3. Игры - компьютерные игры разных видов. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

4. Обучение (частичный аналог обрядов) - обучающие системы, сообщающие ║

знания, тренирующие память, навыки, сообразительность. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

5. Прогностика - моделирующие информационные системы. Пример: система, ║

моделирующая прогноз погоды. Моделирующих систем множество. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

6. Музыка - системы электронно-акустические, служащие для записи, сочи- ║

нения и воспроизведения музыки. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

7. Изобразительное искусство - системы создания изображений и компьютер-║

ная анимация. Компьютерная анимация в принципе позволяет хореавтору ║

сочинять танцы. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

8. Прикладные искусства - системы автоматизированного проектирования ║

(САПР). ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.