Творчество Платона и Аристотеля как отражение эпохи великих обществееных преобразований в Древней Греции (157280)

Посмотреть архив целиком

На пороге XXI века наше общество находится на этапе
глубоких социально-экономических преобразований, таким
периодам свойственны переосмысление людьми окружающего
мира, возрождение старых и становление новых философских
учений, поэтому представляет интерес рассмотреть
творчество античных философов Платона и Аристотеля,
создававших свои философские картины мира в эпоху
великих потрясений, происходивших в современном им
обществе. Мир Платона и Аристотеля - это мир крушения
системы греческих городов полисов и возникновения империи
Александра Македонского.
С этой точки зрения было бы интересно, изучая
философские и политические взгляды Платона и Аристотеля,
рассматривать мировоззрения этих философов не в
законченном виде, а проследить за их развитием, за тем
как бурные события общественной жизни в эпоху Платона и
Аристотеля находили свое отражение в становлении их
философских систем. Тем более, что свойственный этим двум
философам,а особенно Платону, антидогматизм и особенный
стиль в изложении взглядов позволяет не только
ознакомиться с конечными результатами их творческих
исканий, но и проследить за ходом их мыслей и
рассуждений.
Вопрос о тысячелетней значимости Платона возникает
у каждого, кто соприкоснулся с его мировоззрением и с
художественным стилем его произведений. Платон - первый в
Европе последовательный представитель объективного
идеализма, основатель этой философии. Объективный
идеализм Платона есть учение о самостоятельном
существовании идей как общих и родовых понятий.
Платон является первым в Европе философом,
заложившим основы объективного идеализма и разработавшим
его в целостном виде.
Мир по Платону и не телесный космос, лишенный
индивидуальности, и не отдельные материальные вещи,
наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос,
собравший множество единичностей в одно нераздельное
целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными
физическими силами, но зато он управляется законами,
находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие
закономерности, по которым живет и развивается весь
космос. Они составляют особый надкосмический мир и
называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не
физическим зрением, а умственным, мысленно.
Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они
определяют жизнь материального мира. Мир идей находится
вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в
вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное
благо, тождественное абсолютной красоте.
Платоновский идеализм потому и называется
объективным, что он признаёт существование вполне
реального, независимого от сознания человека, то есть
объективного идеального бытия.
Основные философские принципы платонизма:
1. Идея вещи есть смысл вещи.
2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных
частей и проявлений вещи, которая уже не делится на
отдельные части данной вещи и представляет собою в
сравнении с ними уже новое качество.
3. Идея вещи есть та общность составляющих её
особенностей и единичностей, которая является законом для
возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.
4. Идея вещи невещественна.
5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне
самостоятельным существованием, она тоже есть особого
рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем
полном и совершенном виде существует только на небе или
выше неба.
Однако, сильной стороной философии Платона, его
положительным вкладом в историю философии менее всего
является его объективный идеализм как мировоззрение.
Общее не остается у Платона лишь противостоящим
единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактует
как принцип единичного, как закон проявления этого
единичного, как модель его построения.
Платон создал теорию общего как закона для
единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей
природы и общества, противостоящую их фактическому
смешению и слепой нерасчленённости, противостоящую
всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения
Платона об идеях в значительной мере обусловила его
тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.
В своем сочинении "Государство" Платон строит модель
исправленного и улучшенного человеческого общества.
Во главе идеального государства стоят философы,
созерцатели чистых и вечных идей, которых защищают воины
и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные
земледельцы и ремесленники.
Философы и воины не имеют никакой частной
собственности и беспощадно караются за хранение золота и
серебра. Собственность - привилегия крестьян и
мастеровых, ибо она не мешает работать, будучи
губительной для тех, кто предан высоким размышлениям. В
этом государстве нет замкнутой семьи, отягощенной бытом.
Здесь совместные браки , и дети воспитываются на
общественный счет, зная, что их общий родитель - само
государство, которому люди преданы с малых лет. Из
идеального города изгнаны размягчающие душу мелодии и
песни. Здесь допускается только бодрая, воинственная
музыка, душу укрепляющая. И воспитание направлено на
укрепление ума и прекрасного тела.
Почтительный страх перед богами и законами, будто бы
освещенными божественной волей, оказывается основой
счастливого общества.
В идеальном государстве отсутсвует возможность
каких-либо изменений в общественной жизни, то есть всякий
историзм.
Допускается переход из сословия земледельцев и
ремесленников в сословие философов, если для этого
найдутся природные данные у представителя "третьего"
сословия.
Ученик Платона Аристотель, проведший в Академии 20
лет, вплоть до смерти Платона, развил и критически
переосмыслил философию своего учителя. На путях
художественного осмысления действительности Аристотелю
пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона,
что идеи резко противопоставлены миру вещей. На первый
план выдвигались идеи вещей, существующие где-то в
недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в мир
без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля,
в реальном бытии совершенно невозможно оторвать одно от
другого и устанавливать резкое противопоставление вещей и
идей. Таким образом, Аристотель сам не отрицал роли идей
в осмыслении материального мира, но, становясь на путь
критики крайнего идеализма, своё собственное учение об
идеях пытался использовать исключительно ради чисто
жизненных целей и ради понимания всей действительности
как художественного произведения, пронизанного
глубочайшим идейным смыслом.
Изложим основные положения философии Аристотеля.
Если вещи действительно существуют, то необходимым
образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не
существует или сама вещь остается непознаваемой.
Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи.
Идея вещи находится внутри самой вещи.
Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и
сама вещь, в то же время является и обобщением всех
частей вещи, является некой общностью.
Общность вещи обязательно существует и в каждой
отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но
это значит, что общность вещи охватывает все её
раздельные части и потому является целостностью вещи.
Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи
гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от
механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря
ни на какое удаление отдельных её частей и замену их
другими частями.
Организм есть такая целостность вещи, когда имеется
одна или несколько таких частей, в которых целостность
присутсвует субстанционально.
Четырехпринципная структура всякой вещи, как
организма:
1. Эйдос (идея, или форма) вещи является такой её
сущностью, которая находится в ней самой, и без которой
вообще нельзя понять, что такое данная вещь.
2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её
оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная.
Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её
эйдос. Материя есть только возможность осуществления
эйдоса.
3. Если вещи движутся, а для движения должна
существовать какая-нибудь определенная причина движения,
то это значит, что необходимо признать некое
самодвижение, некую причину, которая является причиной
для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и
эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной
зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.
4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то
есть без того результата, который она дает. Движение вещи
подразумевает цель движения - специфическую категорию
вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её
причина.
Художественно-творческий первопринцип:
1. Художественная роль материи - материя не просто
отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая
возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных
пространственных и временных форм.
2. Природа как произведение искусства - природные
вещи и вся природа, взятая в целом, является той или иной
смысловой картиной.
3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела.
Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в
потенции обладающего жизнью.
Художественно-творческий принцип в его завершении:
1. Подобно тому, как всякое материальное тело есть
нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно
тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то
есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая
телом в том или другом направлении, тоже имеет свой
собственный эйдос, называемый Умом, так что душа есть
энергия Ума.
2. Ум есть эйдос всех эйдосов.
3. Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной
материи, содержит свою собственную чисто умственную
материю, без которой он не был бы художественным
произведением.
Аристотель выдвинул систему четырехпринципной
структуры каждой вещи. Согласно этой системы, вещь есть
во-первых, материя, во-вторых, форма, в-третьих ,
действующая причина, и, в-четвертых, определенная
целесообразность, или каждая вещь есть овеществленная
форма с причинно-целевым назначением.
Важно заметить, что четыре принципа, о которых
говорит Аристотель, могут быть воплощены в вещи наиболее
совершенным способом, и тогда они создают организм, не
только устроенный целесообразно, но хорошо и даже
прекрасно. Таким образом, наличие художественного
произведения зависит от степени совершенства в целостном
единстве четырех принципов. Если же степень их
воплощения лишена меры, недостаточна или, наоборот,
преизбыточна, то и организм отличается ущербностью, а,
значит, он лишен художественности, красоты, пользы,
целесообразности и являет собой пример чего-то плохого,
неудачно сделанного, некрасивого, нецелесообразного. Всё
многообразие вещественного мира основано на разных
соотношениях эйдоса (формы, или идеи) и материи в их
причинно-целевом воплощении. Вот почему четыре принципа
могут наличествовать и в самой прекрасной вещи, и в самой
безобразной. И там и здесь есть мера соотношения и каждый
раз разная, иначе бы мир предстал как скучное однообразие
одинаково сконструированных предметов. Это и есть
художественно-творческий первопринцип философии
Аристотеля.
Система политических взглядов изложена у Аристотеля
более богато и развернуто, чем у Платона. В трудах
Аристотеля можно найти описание около 420 существовавших
в его время законодательных систем и государственных
устройств. Аристотель, в отличии от Платона, не
замыкается на построении какого-то наилучшего
государственного устройства, а рассматривает основные
принципы функционирования государства, описывая при этом
несколько типов как положительных, так и отрицательных,
по его мнению, государственных систем.
Изложим основные политические взтляды Аристотеля,
которые обдоснованы им в его работе "Политика".
Государство есть политическое общение.
Общение, естественным путем возникшее для
удовлетворения повседневных надобностей, есть семья.
Государство принадлежит к тому, что существует по
природе, как и человек есть по природе своей существо
политическое.
Кто природе своей принадлежит не самому себе, а
другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе
раб.
В наилучшем государстве лучше, чтобы собственность
была частной, а пользование ею - общим.
Государственное устройство - это распорядок в
области организации государственных должностей вообще, и
в первую орчередь верховной власти.
Государственные устройства, имеющие в виду общую
пользу, являются положительными, - это царская власть,
власть немногих , но более чем одного - аристократия,
власть большинства - полития.
Отклонения от указанных устройств: от царской власти
- тирания, от аристократии - олигархия, от политии -
демократия.
Из всех видов государственного устройства,
отклоняющихся от правильных, наихудшим будет тот, который
оказывается отклонением от первоначального и самого
божественного . Тирания, как наихудший из всех видов
государственного устройства, отстоит далее всего от самой
его сущности; к ней непосредственно примыкает олигархия,
наиболее же умеренным из отклоняющихся видов -
демократия.
Правильное законодательство должно быть верховной
властью, а должностные лица должны иметь решающее
значение только в тех случаях, когда законы не в
состоянии дать точный ответ.
Государство, состоящее преимущественно из людей
среднего достатка, будет иметь и наилучший
государственный строй. Законодатель должен при создании
того или иного государственного устройства постоянно
привлекать к себе средних граждан.
Во всяком государственном устройстве должны быть три
основные части: законосовещательный орган, должности,
судебные органы.
Причиной возмущений является неравенство.
Самым важным способом сохранения государственного
строя является воспитание в духе соответствующего
государственного устройства.
Небывалый размах и расцвет философской мысли Платона
и Аристотеля всегда соединялся у них с весьма активной
политической деятельностью. Как истые греки, они были
бесконечно преданы своим патриотическим интересам и всеми
силами хотели сохранить Грецию именно периода её
классики. Но уже тут им пришлось столкнуться с весьма
суровой судьбой греческого классического полиса, быстро
шедшего к своей неминуемой гибели.
Жизнь Платона, по крайней мере на главных этапах,
оказалась весьма трагической. Одно разочерование
неизменно следовало за другим. Уже осуждение на смерть
Сократа, по существу разрушило в нем веру в силу
разумного убеждения, а между тем Платон всю жизнь
старался убедить людей силой слова.
Платон был убежден, что существует абсолютная
истина, и весь трагизм его положения заключается в том,
что он верил в немедленное и всестороннее осуществление
этой истины. Будучи именно реставратором погибшей
старины, Платон хотел оставаться и фактически всегда
оставался по преимуществу идеологом греческой классики
давнего периода греко-персидских войн.
Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию, то
есть был натурой, так сказать, аполлоновского типа. Когда
Платон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал
её ни больше ни меньше, как любовью. Платон считал, что
только любовь к прекрасному открывает глаза на это
прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть
знание подлинное.
Гармония человеческой личности, человеческого
общества и всей окружающей человека природы - вот
постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его
творческого пути.
Творчество античных философов Платона и Аристотеля
представляет интерес ещё и потому, что они имели редкую
возможность практически реализовывать свои философские
системы. Платон приложил немало усилий в просвещении
сиракузского тирана Дионисия Младшего, Аристотель имел
большое влияние на императора Александра Македонского,
был его учителем. Он и его ученики предлагали
законодательные системы для новых греческих городов и
колоний. Если подробно изучить биографию Аристотеля,
можно только удивляться, как последовательно и
естественно совпадали у Аристотеля его философская теория
и жизненная практика.
Жизнь трагична. Но эту трагедию жизни может понимать
только тот, кто в глубине этой трагедии видит не
трагическую, но чисто эйдетическую, или идеальную,
действительность. Судьба героев в греческой трагедии как
раз свидетельствует о наличии высших основ жизни, которые
только и способны осмыслить трагическую судьбу
действительности. И Аристотель доказал это как в своей
философской теории, так и в своей практической жизни и
деятельности, для него и сама смерть оставалась актом
мудрости и невозмутимого спокойствия.
Идейный порыв, принципиальная настроенность,
самоотверженное служение идеалу - все это на целые
тысячелетия сделали философии Платона и Аристотеля
необходимыми. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но
истина для него дороже. Также можем сказать и мы, идя
своим собственным путем на этапе исторических
общественных преобразований, мы должны использовать и
критически переосмысливать те примеры совмещения теории и
практики, какие нам подали Платон и Аристотель.

ПЛАТОН

I. Биография

В 428 г. до н.э. в Афинах у Аристона и Периктионы
родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в
знатной, старинной, царского происхождения семье с
прочными аристократическими традициями, сознающей историю
Афин как историю своего рода.
В 408 г. до н.э. произошла встреча Сократа и
Платона. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего
ему не хватало: твердую веру в существование истины и
высших ценностей жизни, которые познаются через
приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего
самосовершенствования.
В 399 - 389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший
смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям,
он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э.
Платон посещает Сицилию, где знакомится с тираном
Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не
пожeлавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид,
житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике
известного философа, купил его и немедленно дал ему
свободу.
Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в
живописном уголке на северо-западной окраине города,
называемой Академией, сад с домом, где основал свою
знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до
самого конца античности, до 529 года, когда византийский
император Юстиниан закрыл ее.
В 367 - 353 гг. до н.э. Платон дважды посещает
Сицилию, находящуюся во власти "просвещенного" тирана
Дионисия Младшего.
В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего
рождения, в день рождения Аполлона умирает Платон.

II. Основные работы

Мы являемся обладателями 23 подлинных диалогов
Платона, одной речи под названием "Апология Сократа",
22 приписываемых Платону диалогов, 13 писем, многие из
которых считаются подлинными.
К раннему периоду, начиная со смерти Сократа и
заканчивая первой поездкой Платона в Сицилию, то есть с
399 года до 389-387 годов до н.э., относят: защитительную
речь Сократа на суде, так называемую "Апологию Сократа",
"Критона", "Протагора", 1-ю книгу "Государства",
"Лахета", "Лисия", "Парменида".
К переходному периоду, относят, написанные в 80-е
годы, диалоги: "Ион", "Гиппий больший", "Гиппий меньший",
"Горгий", "Менон", "Кратил", "Евтидем", "Менексен".
К зрелому период творчества, то есть к 70-60 годам
IV века до н.э., диалоги: "Федон", "Пир", "Федр",
"Теэтет", "Тимей", "Критий", "Парменид", "Софист",
"Политик", "Филеб", "Государство" (2-10 книги).
Наконец к 50-ым годам относятся, написанные только в
черновом виде и переписанные набело одним из ближайших
учеников Платона, Филиппом Опунтским, - "Законы".



Случайные файлы

Файл
74612-1.rtf
74438-1.rtf
4032.rtf
11623-1.rtf
101510.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.