Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ КПИ) (shpory_po_filosofii)

Посмотреть архив целиком

3

Материализм и идеализм. Впервые этот вопрос возник у Декарта. Осн. вопр фил. -что первично: материя или сознание? Появляются течения : - материализм : мир существует объективно, независимо от сознания ч. (ч-ва); объяснение мира из него самого ; материя первична. Гольбах, Дидро, Гельвеций: мир весь материален Фил - матер-ты: основа всего сущего природа (материя). Реальность - природа, мир, способность к разв., саморазв. Конечный продукт - ч., кот. имеет сознание и самосознание. Этапы материализма: 1.Созерцательный х-р, опирается на наблюдение, круговорот в-в в природе, недоказательность, поверхностность. 2.Механистический (16 в.). Природа - механистический конгламерат (винтики...). 3Диалектический. Естествоиспытатели (Фейербах, Маркс, Энгельс) - твердо верили во всесилие техники, предсказуемость мира, познаваемость. - идеализм : - развитие мира определяется духовным началом. Философы - идеалисты : (Гегель, Кант, Беркли) до природы что-то быть, основа бытия надприродна. Основа бытия - понятие абсолютного духа, мышления, идеи. Формы : -субъективный (Беркли, Кант, Юм) -объективный.( Гегель, Платон). Объек.- исходит из того, что духовное начало первично определяет все сущее. Миров. религия имеет объек. начало - дух. Ид-ты не утверждают что мир создан из ничего. Дух определяет сущее, привносит развитие. Об. ид-зм (сущ. реальный мир вне ч., но в основе его лежит разум) Суб. расспространен меньше (Дж. Беркли - 17 - 18в.). Он считает что познавательный процесс включает в себя три элемента: -мир вещественных субстанций; -мир ощущений; -рассудка. Для суб. ид.-ста мир вещественных субстанций очень сомнительный. "Если допустить, что вне духа существует мир вещественных субстанций, то как мы можем об этом знать? ". Существовать - это значит быть воспринимаемым.

4

Методология - система исходных принципов, руководствуясь которыми мы можем осмыслить своеобразие развивающейся деятельности и определять перспективу дальнейшего развития. Она стремится к познавательной деятельности, чтобы понять развивающуюся деятельность. Познание развивающегося мира - познание определенных категорий. Формы методологии: Метафизический метод - преобладает аналитический метод (метод разборки), предается забвению синтетический метод. Вещи рассматриваются отдельно друг от друга, вне их связи. Энгельс "Метафизика мыслит сплошными противоположностями или да, или нет". Развитие рассматривается только как механическое движение. Этот метод нельзя полностью отвергать. При решении задач требующих анализа отдельных частей в состоянии покоя он приемлем. Диалектический метод исходит из принципа всеобщей связи и развития. С использованием законов диалектики (кол-во в качество, отрицания отрицания, борьба противоположностей) (Гераклид: "В одну и туже воду нельзя войти два раза").

41

Др. Китайская Философия. Даосизм.

Лао-дзы - древнекит. фил. (дзы - учитель). Современник Конфуция (лет на 20 старше). Предметом фил. есть понятие дао- 1)источник происхождения всего сущего; 2)мировой закoн. С помощью этого понятия можно дать универсальный ответ на вопрос о происхождении и существовании всего сущего. Иероглиф дао - дорога + голова идущего человека. Дао - дорога, по которой ходят люди. Благодаря дао рождаются и уходят в небытие предметы. Дао первично. Это источник всего, а не просто путь. Дао одновременно материально и нематериально, но в тоже время материально и духовно. Душа есть у всего сущего. Дао разделяется на вечное (связанное с небытием) и материальное (связ. с бытием). Дао - единство противоположностей -это и гармония и дисгармония. Дао - мировой закон, закон для правителей. Дао можно увидеть только умственным взором.

Др. Индийское мировоззрение. Веды и упонишады.

Давнеарийское мировозр. мифологично и многобожно. Ритуалы принесения жертв и соотв. культы были в центре рел. традиций ариев. Эти ритуалы во II-I в. до н.э. были оформлены в священные тексты - веды: ригведы (1028 гимнов), самаведа (1549 песнопений); Яджурведа (2000 гимнов); Атхарведа (731 заклинание). Веды- сборник древних мифов- священные книги. В ведах наблюдается акт творения мира, сопровождающийся жертвоприн. Далее веды обогатились научн. знан о др. странах, о небесных светилах, о войнах. Осущ. постепен. переход от многобожеской религии к одному богу. Но сначало выделяют 3 бога. Брахман - бог - творец. Вишна Бог -покровитель (от него Кришна царь воинов и покровитель пастухов) Шива - хозяин животного мира. На смену религии вед приходит Брахманизм. Брахманизм сложился как система рел - фил взглядов и культовой практики. Главный бог этого периода Брахма, рассм. в 2 аспектах : - как смертный, воплощенный в каждом ч; - бессмертный, в кот. может превратится ч. душа. Брахман - абсолютное дух. начало, из кот. возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б. Сам же он - вне времени и пр-ва, вне причинно - следственных отношений, свободен от качеств и действий, не постигаемый обычным сознанием. Только тот, кто это осознает может вырваться из цепи перерождений (основа брахманизма - учение о переселении духа (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма)). И душа, его вознесется, к брахме. В соотв. с такой концепцией в соц. сфере - касты. 1) Наиболее неразвитые души - шудры зернораб., коренное население; 2) Вайшья (желтый цвет) землевладельцы, рем-ки, торговцы. 3) Еще выше - кшатрии (красный цвет) - высшая военная знать, представители власти) 4) Самая высокая ступень среди людей - брахманы (белый цвет) В брахманизм входят 6 систем, одна из них система йога. Соблюдаются брачные законы -наследие каст. Упонишады- совокупность определенных религиозных, философских текстов 9-16в. до н.э. Природа и сущность мира док-ся более логично, последовательн, чем в ведах. Появл. эл-ты ест- научн. и соц. знания. Центр. образы - брахман и атман. Брахман выражает нечто, имеющее отнош. к объек. аспекту бытия, Атман - аспект душевного. Из Брахмана возникло пространство-> ветер-> огонь-> вода-> земля-> травы-> пища-> человек. Когда Брахман сотворил миры, он связал их в единство. В определенный момент времени эти миры прекратят свое существование. Брахма- нечто более универсальное,прародитель всего. Век Брахмы состоит из 3 дней и ночей. Рождение мира имеет цикличность. Гносеология упонишад- высшее и низшее знание. Низшее- грамматика, обряды, астрономия. Высшее- постигает вечное неприходящее, пребывающее в Атмане. Познание сущности- путь познания- от низшего к высшему. Кто познал высшее знание- обрел вечное блаженство. Мы видим покрывало, смутные образы. Если поднять покрывало- увидим истину, но для этого нужны усилия. Этика упонишад- определенные правила, нормы, посредством которых человек подготавливает себя к постижению этого высшего знания .

52

Сенсуализм и рационализм. Чувственное познание (сенсуалисты): 1. Ощущение - элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира, в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. 2. Восприятие- чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействие на органы чувств 3. Представление - чувственно­наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Рациональное познание (рационалисты): 1.понятие - форма отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма обобщения предметов и явлений. 2. суждение - мысль выраженная в форме предложения, в которой нечто утверждается или отрицается об объектах , и являющееся объективно истинной или ложью. 3. Умозаключение - рассуждение, в ходе которого, одного или нескольких суждений (посылок У.) выводится новое суждение (следствие), логически вытекающее из посылок.

43

Философы Др. Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милет- город Др. Греции. "Семь мудрецов" Древней Греции Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Биант из Приены, Салон из Афин, Клебул Линдийский, Мисой Кинейский, Килон. Первая фил. школа Эллады, а тем самым и Европы была Милетская школа, которая возникла однако в Малой Азии. Появл. тематика происхожден. живого и челов. Пытаются объяснить мир из него самого - процесс отживания религии - мифологич. объяснен. мира. Основателем ее считается Фалес (625-547): астроном, геометр, гос. деятель. "О началах", "О солнцестоянии", "О равнорденствии", "О морской астрономии". Фалес верил в мифических богов, но не считал их творцами природы. Ф. выделяет воду как проматерию, универсальное в-во. Но это не просто вода, а вода "разумная", божественная. Земля - плоский диск, погруженный в воду. Душа вещественна, активная (по отношению к телу), чувственная часть. Тело - водная сфера. Предсказал солнечное затмение, условно разделил астрономический год на 365 дней, говорил о пространстве и времени. Собирал знания и пыт. их упорядочить: геометр.: в равнобедр. треуг. углы при осн. равны; треуг., впис. в окружн., опир. на диаметр - прямоуг.; услов. подоб. треуг. Анаксимандр (610-540). Мыслитель, географ, естествоиспытатель. "О природе" - трактат, включающий разделы по космологии(вся вселенная), метерологии (о природных явлениях), космогония (ближайшие светила). Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия апейрон. Апейрон вечен, его никто не сотворил. Он вращается выявляет противоположные стороны (влажное - сухое, холодное - теплое). В центре движения апейрона складывается Земля. Далее она окружается водой, воздухом, огнем. Апейрон вечен, а все что он производит смертно. Смертность мат. бытия - эсхатология. Рассуждения о природе мирозданья - человек произошел от животных другого вида. Когда-то на земле было много влаги, грязи. Появились первые животные с чешуей и шипами. Потом эти существа вышли на сушу. Из этих жиавотных вышли др. животные -современные виды. Анаксимен(7-6 вв). Изуч. астрономич. явлен., кот. как и др. природн. явлен. пытался объясн. естеств. образом. Как и др. первоначалом мира счит. определ. вид материи. Апейрон св-во воздуха и он первоначален. Все произошло из воздуха через сгущение и движение. Разрежение (сгущение) воздуха вызывает нагревание (охлаждение). Земля неподвижна, все остальное движется вокруг Земли. Боги тоже из воздуха, они его продукт.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.