Лекции по социологии (Лекции по социологии)

Посмотреть архив целиком

Лекция №1.


Социология как наука.


Возникла в 19 веке как позитивистская социология (позитивизм – часть социологии, которая развивает и исследует проблемы научными методами).

Макс Вебер (рубеж 19-20 в), немецкий социолог, утверждал, что социология не должна объяснять социальные факты, она должна просто исследовать.

Научность социологии условна. Научность иногда является показателем ценности. Она более или менее ориентирована на науки.

19 век – важный момент в западной культуре (переориентация мировой культуры на западные образцы). Зарождение идей, получивших развитие в 20-ом веке.

Социология – наука об обществе. Социология возникла в 19-ом веке, отделившись от социальной философии. 19-й век – это век, для которого характерны материалистические, атеистические, научные, социалистические идеи, считавшиеся определяющими для перспектив общественного прогресса. Из этого вытекает позитивистское представление о социальных знаниях как в философии, так и в социологии.

В истории основоположником социологии считается Огюст Конт. Он создал позитивистский вариант социологии, полагая, что социология может стать точной наукой (просто он видел реальные возможности человека).

Конт (1798-1857), Спенсер (1820-1903) – представители позитивистской социологии.

Конт считал, что права человека безнравственны (если каждый человек начнёт настаивать на своих правах, то приведёт к конфликту). Согласно «общественному договору» человечество может существовать без общества, но в результате это приведёт к конфликту (тогда люди договариваются).

Спенсер также представитель позитивизма, но в отличие от Кона является сторонником социально-либеральной системы ценностей. Согласно Конту (интересы общества более значимы, чем интересы личности, согласно Спенсеру прямо наоборот).

Объяснением той или иной позиции может быть многое.

* Социальным является процесс формирования личности. Поэтому можно говорить: не будет общества, не будет личности. *

По Марксу общество развивается в 5 формациях: рабовладельческий, первобытнообщинный строй, …

2 теории социологические:

История общества по-разному определялась в социологии 19-го века. Согласно Конту человечество в своём развитии проходит 3 этапа:

  1. Мифологический (религиозный).

  2. Метафизический (идеологический).

  3. Позитивистский (научный).

По Марксу история развивалась в рамках 5 этапов:

  1. первобытнообщинный

  2. рабовладельческий

  3. феодальный

  4. капиталистический

  5. коммунистический

Строгий ход исторического процесса, она (история) развивается не от прихоти человека (в основе лежит экономика).

Материалистическое понимание истории, согласно Марксу, объясняет строго закономерный характер общественного прогресса.





Лекция №2.


Э. Дюркгейм (1858-1917). Согласно нему следует рассматривать социальные явления (культура, мораль, право) как объективную реальность, которая приобрела самостоятельный статус. По Дюркгейму социальные факты столь же реальны как природные явления.

Эти взгляды объясняют представление об обществе как о самодостаточной системе, качество которой принципиально несводимо к качеству составляющих её элементов.

Для общества становится характерным то, что свойственно исключительно этому социальному единству: наука, искусство, политика, мораль, право.

Взгляды Дюркгейма связаны с важным направлением в современной социологии – социальным реализмом.

Культура – совокупность духовных ценностей, но существует ещё множество определений. Культура вкладывает в человека ценности и человек в культуру, т.е. система ценностей становится независимой.

Любое социальное явление становится с одной стороны искусственным по своему социальному происхождению, но с другой стороны приобретает объективное независимое от людей значение в обществе.

Макс Вебер (1864-1920). Он вынес так называемое соотношение ценностей (суждение о ценностях). Есть система координат, но точка отсчёта и соотнесение у каждого свои. На основе этих соотнесений ценностей можно строить социологические исследования.

Вебер – основоположник антипозитивистской социологии. Это означает признание заранее относительности, субъективности социологических выводов.

По Веберу следует избегать ценностных суждений (социология должна быть вне идеологии), но создавать систему ценностей, на основе которой можно систематизировать и объяснять социальные явления.

Вебер («Протестантская этика и дух капитализма»). В работе объясняется наиболее рациональное развитие хозяйства, экономики в тех странах, где преобладает протестантское население.

Не будет людей – не будет общества. Взгляды Вебера соответствуют социально-номиналистическим представлениям в социологии, согласно которым единственное индивидуальное обладает самостоятельным статусом, становится определяющим для общества (мораль, право) и это общее зависимо и не является объективно самостоятельным.

Социология от социальной философии с одной стороны и от конкретных социальных дисциплин (политология, правоведение, культурология) с другой стороны является «теорией среднего уровня» потому, что не столь абстрактна как философия, и не столь конкретна как политология.

Наряду с теоретической социологией существует эмпирическая (конкретные социологические исследования). Актуальность конкретных социологических исследований заключается в определении фактического состояния социальных явлений, опроса общественного мнения, интервью, наблюдения, эксперименты, изучение документального материала.


Лекция №3.


В современной социологии со времён Вебера преобладает представление о «понимающем», а не «объясняющем» характере социального знания. Основанием такого подхода является признание возможности различных интерпретаций одних и тех же социальных явлений.

Предмет социологии включает в себя исследования явлений культуры, формирования в ней системы ценностей, определения взаимодействия людей в обществе, процессы социализации (формирование личности исключительно в социальных условиях), Вопросы формирования личности, проблемы социальной стратификации и социальной мобильности (массовое поведение и особенности поведения человека в толпе), конкретные социологические исследования.

Проблема социальных институтов. Прежде всего 5 базовых социальных институтов:

  • экономика

  • политика

  • семья

  • образование

  • религия


Понимание и формирование социальных отношений. Социальные действия и взаимодействия.


В социологии «общественная» и «социальная» не рассматриваются как синонимы. «Общественная» соотносится с признанием существования общества как самостоятельной реальности, как объективного фактора по Дюркгейму. «Социальная» соотносится с различными типами действия и взаимодействия, т.е. явлениями более конкретного характера, чем общественные явления.

С атеистической точки зрения человек – это природное существо. Каждый человек для того, чтобы реализоваться как личность должен быть включён с детства в систему социальных отношений. Для человека характерными являются как природные, так и социальные потребности, согласно !@#$% существует пирамида потребностей человека, в основании которой находятся самые универсальные физические потребности.

Следующий слой в пирамиде связан с осуществлением безопасного сосуществования. «Война всех против всех» преодолевается за счёт общественного договора, т.е. искусственно созданной системы правил (теоретических, этических, идеологических и т.д.), которые создают возможность для взаимодействия.

Третий слой – социальный слой, с которым соотносятся потребности у людей в образовании, здравоохранении, отдыхе и т.д. Этот слой переходный между жизненно важными и неважными.

Четвёртый и пятый связаны с теми, которые совсем далеки от низменных физических потребностей.

Четвёртый слой определяется такими социальными характеристиками как

  • профессия

  • квалификация

  • заработная плата

  • престиж

Пятый слой – творческие потребности.

Социальные действия и взаимодействия стали основной темой социологии Вебера, т.к. именно в них проявляются основания всех общественных связей и отношений.

Каждая проблема формируется как «идеальный» тип, который не являясь реальностью, тем не менее более реален, чем сама реальность.

Социальное действие – это действие, во-первых, осознанное, во-вторых, действие, ориентированное на социальное окружение. Осмысленность социального действия предполагает знание социокультурных ценностей и учёт их в самом действии. Ориентация на социальное окружение предполагает возможность только таких поступков, которые будут адекватно истолкованы всеми участниками взаимодействия.

Типы социального действия:

  1. Целерациональное (действие, ориентированное на определённое).

  2. Ценностно-рациональное.

  3. Традиционное действие (автоматическое).

  4. Аффективное.


Лекция №4.


Социология Вебера определена пониманием общественного прогресса как критерия рационального развития общества, следовательно, рационализм связан с представлением о зависимости всех социальных процессов от такой цели развития как социальное совершенство.

Первые 2 типа социальных действий полностью соответствуют определённым Вебером основанием социального действия вообще. Они дополняют друг друга. Фактически не могут существовать автономно.

Третий тип в некоторых случаях может быть не связан с осознанностью, т.к. может выполняться автоматически.

Четвёртый тип может не соответствовать ни первому, ни второму основанием определяющим социальное действие (т.е. и не осознан, не ориентирован на других).

Анализируя соотношения между религией и экономикой, Вебер объясняет наибольшую рациональность протестантизма, сравнивая его с буддизмом, исламом и конфуцианством. Вебер заранее объясняет условность полученного вывода, т.к. такой вывод зависит от заранее сформулированной системы ценностей.

Аналогично, рассматривается вопрос о типах политической власти:


Случайные файлы

Файл
26937-1.rtf
1737-1.rtf
72883-1.rtf
113850.rtf
117478.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.