Лекции по социологии (Арутюнов А. И.) (Лекции по социологии (Арутюнов А. И.))

Посмотреть архив целиком

Тема 1.

Социология, как наука. Специфика социологического метода.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видиние, понимание мира, места в нём человека, а так же – жизненные позиции, программы поведения, действие людей.


Мировоззрение каждого индивида соединяет в себе:

-Знания

-Убеждения

-мысли

-чувства

-настроения

-стремления

-надежды


Элементы социальных отношений существующих социологией:

-действие и взаимодействие

-индивид, личность, общество

-культура, как социологическая среда

-толпа. Общественное мнения

-преступность

-общности

-семья


Социология – наука об обществе.


Общество – сложившееся в процессе исторического развития относительно устойчивая система связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности.

Изучая общество, социология изучает:

-социальные системы из которых состоит общество

-закономерности развития общества

-социальные процессы, социальные отношения

-социальные структуры, социальные общности

-движущие силы сознания и поведения людей


Социальное в широком смысле понимания значит «общественное».

Социальное явление – отдельное случайное проявления взаимоотношения людей.

Социальный процесс – серия проявлений взаимодействия людей, связанных между собой причинными зависимостями.


Предмет, структура, функции философии.


Социология изучает не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы и элементы.

В содружестве с родственными ей дисциплинами(психологией, экономикой и т.д.) образует подсистему системы научного знания – социологическое знание.

  1. На всеобщем уровне социология – это наука об обществе.

  2. На частном уровне – это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп и функционировании социальных институтов.

  3. На единичном уровне – случай социальный факт, событие.

Объект -явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности.

Объектом социологического исследования выступает отдельный фрагмент этой реальности+ представленный отношением или поведением живых людей.

Огюст Конт считается основателем социологии.

«Дух позитивной философии» - основная его работа.

Он рассматривает интеллектуальную эволюцию человечества и выводит закон « трёх стадий»

- теологическая

- метафизическая

- положительная

Позитивизм – социально – филосовское направление характеризующееся стремлением исходить из данного, фактического устойчивого чтобы создать позитивную «социальную теорию»

Конт указывает 5 значений этого слова:

- реальное

- достоверное

- организующее

Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу, как к системе, прообразом которой выступает для него биологический аргумент.

Он постоянно подчёркивает её целостный неделимый характер и взаимозависимость её частей

Конт всегда подчёркивает превосходство.

Г. Спенсер(1820-1903) – английский социолог, приверженец натуралистической концепции.

Натурализм в социологии – тенденция в объяснении социальных явлений и процессов развития общества природными, биологическими факторами, ориентирующаяся на методы естественных наук.

Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюция.

Эволюция – это интеграция материи, её переход от состояния относительной неопределённости к состоянию относительной определённости, связности, многогранности.

Относительно социальной жизни речь идёт об обществе, как о социологическом целом, обладающем определённостью и связностью.

Однако это целое(общество) согласно принципиальной установке Спенсера не может и не должно поглотить отдельную личность.

Каковы общие черты Спенсерной социологии?


Трактовка общества как организма:

- Общество как биологический организм в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растёт и увеличивается в объёме.

- По мере роста в обществе его структура усложняется так же, как усложняется структура организма в процессе биологической эволюции.

- Как в биологических, так и в социальных организациях прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциальной функции,что в свою очередь сопровождается усилением их взаимодействия.

- Идея закономерной эволюции общественной жизни;

Согласно данной идее процесс социальных изменений совершается по естественным законам не зависимо от желания людей. Поэтому эволюция совершается сама собой, и для того, чтобы она приводила к своим естественным результатам, вмешательства со стороны человека не требуется.


К. Маркс (1818-1883)

Ф. Энгельс(1818-1895)


Марксизм – основанная К. Марксом, Ф. Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов движущая капиталистического строя, теория классов.

Классификация общественно-экономических формаций: первобытная, рабовлодельческая, феодальная, буржуазная, будущая коммунистическая.


Классы и классовая борьба.

Маркс писал: Существование классов связало лишь с определёнными историческими фазами развития производства, классовая борьба ведёт к диктатуре пролитариата, эта диктатура сама составила лишь переход к уничтожению всяких классов и обществу без классов.


Э. Дюркгейн (1858-1917)

Основополагающие принципы социологии часто обозначают как «социологизм»

Онтологическая сторона социологизма часто обозначает т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

  1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательно и реально, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним она подвежена действию определённых законов.

  2. Общество – это реальность особого рода не сводимая к другим её видам.

«Общество – не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность наделённую своими обычными свойствами»

«Основной принцип методологии Дюркгейна выражен в знаменитой формуле, согласно которой социальные факторы нужно рассматривать как вещи.

Одна из главных тем социологии Дюркгейна -социальная солидарность.

По мнению автора разделение труда имеет в себе мощную солидарщирущую функцию. Для обоснования этого положения он развивает теорию, которая сводится к следующему: в архаических обществах социологическая солидарность основана на полном растворении индивидуальных знаний в «коллективном сознании – маханическая солидарность.

В развитых организованных социальных институтах она основана на разделении функций, функциональной взаимозависимости и – органическая солидарность.

Причём «коллективное сознание» здесь не исчезает, а становится более общим, неопределённым, его состояние становиться менее интелегентным и оно действует в более ограниченной сфере.


Н.Вебер(1864-1920)

Исходная посылка рассуждений Вебера заключается в том, что в нашей жизни нет никакого изначально заданного, сокровенного смысла. И мир, и жизнь в нём обретают его благодаря человеку. В итоге культура есть «тот конечный фрагмент лишённой смысла мировой бесконечности, который с точки зрения человека обладает смыслом и значением.


Понимающая социология Вебера.

Понять по Веберу не значит доподлинно выяснить. Несомненное с нашей точки зрения может мнешне очено похожих поступков будут родительно отличаться друг от друга.


Социология в России. Традиции и направления.

  1. Юредическая школа

  2. Субъективная школа

  3. Генетическая социология

  4. Социальный организм

  5. Психологическое направление

  6. Марксисткое направление



Юридическая школа. Чичерин Борис Николаевич(1828-1904)

Считая неправомерным отношение к праву исключительно как к форме выражения соотношения сил и интересов как к инструменту запрета и обвинения.

Обратил внимание на различия которые коренятся в самой природе права и нравственность юридический закон наделён принудительной силой, которая полностью отсутствует у нравственного закона. Право регулирует массовое поведение людей в обществе, а нравственность воспитывает.


Субъективная школа. Михайловский Николай константинович. Южаков Сергей Николаевич.

Суть субъективного метода такова: в естественных науках прибегающих к объективным методам изучения стихийных материальных явлений при строгом соблюдении приёмов сборов, описания, классификации и обобщения материала возможно получить общепринятый истинный результат.

В обществоведении в силу специфики изученных явлений требуются другие приёмы и методы.

Социология – наука, исследующая желательные в общественной жизни и то насколько оно возможно, т.е. исследующая общественные отношения с позиции сознательно выбранного конечного идеала.

Южаков С.Н. – концепция ученого быта задумана как альтернатива натуральному и экономическому материализму. Рассматривая общество, как часть природы учёный определяя его как общежитие активных особей, создающих специфическую среду (культуру) и состоящих в единстве с ней сложно организованное целое.


Генетическая социология. Ковалевский Н.Н.(1851-1916)

Предмет социологии - «социальный порядок и прогресс», оба понятия соотносительны и в реальности не существуют в отрыве друг от друга, «социальный порядок» по Ковалевскому есть система взаимодействий.


Социал-организм. Милиенфельд Павел Петрович.(1829-1905)

Свойства общества как организма воспроизводятся в бесконечной цепи поколений. Между социальными и природными организмами он не видит принципиальной разницы, он различает их лишь по степени развития.

Учёный сформулировал социально-эмбриологический закон, суть которого состоит в том, что человек происходит в своём индивидуальном развитии все основные этапы этого пути который прошло всё человечество.


Психологическое направление. Де Роберти Евгений Валентинович.(1843-1915)


Случайные файлы

Файл
47796.rtf
35692.rtf
71130.rtf
27077.rtf
124434.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.