Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический (156498)

Посмотреть архив целиком










Выступление

Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метотеоретический







Подготовил

Сысуев Вадим Николаевич




Кривой Рог

2000

Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурированностью. Прежде всего в структуре научного принято выделять эмпирический и теоретический уровни знания. А совокупность тех исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический и теоретический этапы научного исследования.

Оснований для выделения эмпирического и теоретического эта­пов в научном исследовании существует несколько. В частности, эти два этапа и уровня в научном исследовании различаются но гносеологической направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по используемым методам и формам познания, по познавательным функциям, по соотношению чувствен­ного и рационального коррелятов познания и ряду других при­знаков.

По гносеологической направленности эмпирический и теорети­ческий уровни исследования различаются тем, что на эмпириче­ском уровне познание ориентировано на изучение явлений и по­верхностных связей между ними, без углубления в сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На этом и основано различие в по­знавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на теоретическом основной познавательной задачей является объяснение изучаемых явлений. Наиболее четкое различие между двумя уровнями познания проявляется в характе­ре получаемых научных результатов. Основной формой знания, по­лучаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и со­вокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне по­лучаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и раскрывается сущность изучаемых явле­ний. Соответственно различаются и методы, используемые при по­лучении этих типов знаний. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение, экспери­мент, индуктивное обобщение. На теоретическом этане познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, ин­дукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

Различие между эмпирическим и теоретическим этапами позна­ния проявляется также в различном соотношении чувственного и рационального коррелятов познавательной деятельности. Прежде чем обсуждать этот вопрос, следует остановиться на проблеме со­отношения пар категорий «чувственноерациональное» и «эмпи­рическоетеоретическое». До становления в методологии и фило­софии второй пары категорий первая пар категорий употреблялась в различных смыслах. Прежде всего «чувственное» и «рациональ­ное» использовались для обозначения двух видов познавательных способностей человека. Чувственная познавательная способность проявляется в ощущениях, восприятиях, представле­ниях. Рациональность же проявляется и способности к понятийно­му мышлению, суждению и умозаключению. Во втором смысле «чувственное» и «рациональное» употреблялись для обозначения этапов и уровней познания, ступеней познания, типов знания. К на­стоящему времени второй смысл понятий «чувственное» и «рацио­нальное» целиком закреплен за парой категорий «теоретическоеэмпирическое». «Чувственное» и «рациональное» характеризуют лишь познавательные способности человека, но не этапы или виды знания. В своем использовании в человеческом познании они не оторваны друг от друга. Не может быть чувственного знания как такового и рационального знания как такового, хотя можно выделять эмпирический и теоретический тины знания. Соотношение же чувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и тео­ретическом познании различное. В эмпирическом познании доми­нирует чувственный коррелят, а в теоретическим рациональный. Соответственно различное соотношение чувственного и рациональ­ного коррелятов находит свое отражение и в методах, используе­мых на каждом этапе. Ясно, что метод наблюдения, используемый на эмпирическом этапе, базируется в основном на чувственной по­знавательной способности, но в той степени, в какой наблюдение имеет целенаправленный характер, а его результаты фиксируются в языковой форме, оно включает в себя и использование рационального познания. Аналогичным образом, поскольку на теоретическом этапе в основном используется способность к абстрактно­му, понятийному мышлению, в нем доминирует рациональный кор­релят, но в той степени, в какой любое понятие ассоциируется с определенной совокупностью восприятии, представлений и нагляд­ных образов, в нем присутствует и чувственная компонента.

Следует, однако, иметь в виду, что при всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познанием не су­ществует. Так, эмпирическое исследование, хотя и ориентировано на познание и фиксацию явлений, постоянно прорывается на уро­вень сущности, а теоретическое исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирии. Эксперимент, будучи во многих науках основным методом эмпирического познания, всегда теоретически нагружен, а любая самая абстрактная теория должна всегда иметь эмпирическую интерпретацию. Но при всей неопределенности границ между эмпирическим и теоретическим знанием введение этих категории, безусловно, знаменовало собой прогресс в развитии методологии науки, поскольку способствовало конкретизации наших представлений о структуре познавательной деятельности в науке. В частности, использование этих категорий позволило уточнить структуру научного познания в целом, спо­собствовало формированию более конструктивного подхода к решению проблемы эмпирического обоснования научного знания, привело к более полному выявлению специфики теорети­ческого мышления в научном исследовании, позволило уточнить ло­гическую структуру выполнения наукой основных познавательных функций, а также содействовало решению многих фундаменталь­ных проблем логики и методологии научного познания. За послед­нее время советские философы внесли существенный вклад в разработку этих категорий. Учитывая разработанность этих категорий, мы рекомендуем студентам для освоения их содержания обратить­ся к имеющейся литературе.

В настоящее время отрицать фундаментальное значение этих категории в решении методологических проблем науки невозмож­но, даже принимая в расчет существование всех тех расхождений, которые имеются между различными авторами по вопросу об ис­толковании сущности и содержания категорий эмпирического и теоретического. Однако следует заметить, что введение этих кате­горий и уточнение их содержания одновременно сопровождалось и молчаливым, имплицитным принятием допущения о дихотомиче­ском характере этих категорий по отношению к общему представ­лению о структуре научного знания, т.е. предполагается, что тео­ретическое и эмпирическое являются базисными, исходными методологическими единицами, на основании которых только и возмож­но дальнейшее уточнение и детализация структурных представлений о научном познании, или, другими словами, предполагается, что дальнейшие структурные подразделения в научном исследова­нии возможны только внутри теоретического и эмпирического уровней. Все, что выходит собственно за рамки теоретического или эмпирического знания, к телу научного знания не принадлежит.

При всей важности категорий эмпирического и теоретического такого рода дихотомическое представление о структуре научного знания к настоящему моменту исчерпало себя. Внутренняя логика методологических исследований все чаще и чаще ставит на повестку дня вопрос о необходимости введения в методологию науки новой методологической единицы, смысл и со­держание которой не сводимы к дихотомии эмпирического и теоре­тического. В этом новом базисном методологическом понятии фиксируется существование в науке еще одного, третьего уровня знания, который находится над теоретическим знанием и выступает в качестве метатеоретической, экстратеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке. В западной литературе такого рода попытки введения в философию науки, наряду с кате­гориями теоретического и эмпирического, новой базисной методоло­гической единицы наиболее откровенное свое выражение получили в ныне широко известных методологических концепциях Т. Куна и И. Лакатоса. Т. Кун, не отрицая различия между теоретической и эмпирической деятельностью в науке, вводит принципиально но­вое базисное методологическое понятие «парадигма», в котором фиксируется существование особого типа знания в научном иссле­довании, отличающегося от теоретического знания по способу сво­его возникновения и обоснования. Хотя в концепции Куна в каче­стве парадигмы может выступать та или иная фундаментальная теория, становясь парадигмой, она приобретает такие новые харак­теристики, которые по способам обоснования и функционирования уже не позволяют считать ее теорией. Парадигмальное знание не выполняет непосредственно объяснительной функции, а является условием и предпосылкой определенного вида теоретической дея­тельности по объяснению и систематизации эмпирического мате­риала. Аналогичный смысл имеет и понятие «исследовательская программа», вводимое в методологию науки И. Лакатосом. Иссле­довательская программа также понимается Лакатосом как опре­деленного рода метатеоретическое образование, содержащее набор исходных идей и методологических установок, обусловливающих построение, развитие и обоснование определенной теории.

В литературе по методологии научного познания за последние 15—20 лет также возник целый комплекс понятий, в ко­торых нашли отражение различные элементы метатеоретического или экстратеорстического уровня научного познания. Одним из первых попытку введения подобного рода понятия предпринял А. А. Ляпунов в одной из своих статей, посвященных выявлению особенностей строения научного знания. В частности, он предложил выделить в составе научно-теоретического знания такой элемент, как «интертеория». К интертеорстическому знанию он относит «тот общий комплекс сведений, которые необходимо принимать во внимание при рассмотрении данной теории». Однако более ши­рокое хождение в нашей литературе для обозначения метатеоретического фона научно-исследовательской деятельности получило понятие «стиль мышления». Первоначально понятие стиля мышле­ния употреблялось в узком смысле этого слова и связывалось с фиксацией лишь отдельных сторон теоретической деятельности на разных исторических этапах развития науки. Так, Ю. Сачков, од­ним из первых в нашей литературе попытавшийся уточнить смысл этого понятия, связывает стиль мышления с определенными пред­ставлениями о структуре отношений детерминации и соответствен­но выделяет в истории пауки три стиля мышления: однозначно-детерминистский, вероятностно-статистический и кибернетический М. Борн связывает понятие стиля мышления с определенной систе­мой взглядов на структуру субъект-объектных отношений в науке. Однако со временем смысл понятия стиля мышления расширяется настолько, что оно становится по своему объему и содержанию со­поставимым с куновским понятием парадигмы, и в нем пытаются охватить всю совокупность метатеоретических предпосылок науч­но-исследовательской деятельности. Именно так, например, опре­деляет понятие стиля мышления С. Б. Крымский. Под стилем мыш­ления он понимает определенный исторически возникший тип объяснения действительности, «который, будучи общим для данной эпохи, устойчиво выявляется в развитии основных научных направ­лений и обусловливает некоторые стандартные представления в метаязыковых контекстах всех фундаментальных теорий своего времени». Еще более широкое понимание стиля мышления содер­жится в работе Л. А. Микешиной «Детерминация естественнонауч­ного познания».


Случайные файлы

Файл
1.doc
101831.rtf
19686-1.rtf
62495.rtf
4829-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.