Сознание и бессознательное (referat)

Посмотреть архив целиком

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных природа вынашивала все более и более совершенных существ. Венцом её творения стал Человек. Отличительной его особенностью стала общественная трудовая деятельность, речь, а также сознание - как производное от первых двух. Но это нисколько не умаляло значимости биологического в человеке, и отсюда вытекает социально - биологический дуализм природы человека. Поэтому проблемой сознания и бессознательного занимаются многие науки естественного и гуманитарного циклов. И в связи с этим сегодняшние понятия этих терминов крайне многогранны, особенно если учесть, что в некоторых науках есть несколько точек зрения относительно данной проблемы. Однако существует всего несколько основополагающих наук, а именно: философия, психология и биология, - придерживаясь которых, можно создать наиболее общее и относительно полное представление об этой теме. В завершении этого рассуждения уместно упомянуть слова Эриха Фромма из книги «Кредо»: «Человек – продукт естественной эволюции, он- часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит её».


Сознание в естественных науках и философии


Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей, и одновременно с этим - необходимое её условие. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Сегодня очень подробно проблемой сознания занимается психология и философия, материальную базу сознания изучает биология. Несмотря на кардинальные различия наук, трудно бывает провести границу между ними, и поэтому есть много точек зрения «на стыке». Серьёзно этой проблемой занимался Д. И. Дубровский, оценивший сознание с позиции всех трёх наук. Поэтому его суждениями будет расширен взгляд на сознание с точки зрения психологии.

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Слово «сознание» прежде всего можно разделить как со-знание, указывая на значимость каждой части в понимании термина. Т.е. это совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания и развивает себя. Так было во все времена, что подтверждает цитата из древнекитайского трактата «Искусство ума». «Всё, что человек хочет знать – это то [внешний мир]. Но его средства являются этим [им самим]. Как мы можем понять то? Через совершенство этого». Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания. Приставка «со-» означает ещё «совместное», т.к. первой формой сознания было именно общественное сознание, а индивидуальное пришло несколько позже.

Теперь обратимся ко второй части слова – «знание». То есть в основе сознания лежит непрерывный процесс познавания окружающего мира - от простого осматривания вокруг до сложных мыслительных процессов, когда знание извлекается из всего потока информации с помощью мыслительных процессов - абстракция, индукция, дедукция и др. Если полученные сведения оказались важными, то необходим дальнейший процесс их запоминания.

В ходе вышележащих рассуждений была затронута такая особенность сознания, как непрерывное отражение действительности - истинное или превратное. Как любое отражение, оно зависит от свойств отражающей поверхности, то есть это субъективная действительность. «Мир - это поток информации, которая имеет множество валентностей», и от того, какую из них выберет человек при понимании действительности и будет зависеть, насколько субъективной она будет.

Сознание, как любое зеркало, отражает окружающую действительность, и собственное «Я» человека в том числе. Здесь речь идет о разновидности сознания - о самосознании. То есть у человека есть отчетливое различение субъекта и объекта - того, что принадлежит «Я» и «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание и самоанализ, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Без «Я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Кроме себя человек способен видеть и других, способен отделять свое «Я» и от «Ты». Для него эти два понятия неравнозначны, что является одной из черт сознания - бидоминантностью. Бидоминантность выражает ценностную саморегуляцию сознания, внутренний механизм самооценки и выбора. Общественный труд и общение давали как раз ту информацию, по которой и происходил анализ «Я» и окружающих. Также в бидоминантности сознания, анализе «Я» и сравнении его с другими лежит резерв саморазвития личности.

После анализа себя и окружающей действительности, человек делал выводы, что обуславливало наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях, неадекватно реагирует на происходящее и т.д. Экспрессивность эмоций в данном случае слишком велика, и этим занимается психиатрия, т.к. это уже является формой помутнения сознания. Но тем не менее то, что сознание придает эмоциональную окраску действительности является несомненным фактом, что каждый на себе испытывал не раз.

Из самосознания, сознания окружающей обстановки функцией сознания является обеспечение человека целеполагающей деятельностью. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой какие- то цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях.

  • Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения. Но поскольку сознание можно совершенствовать, то можно и найти неочевидное решение. Один из самых распространенных примеров – обучение математике. Чьё сознание гибче, тот быстрее находит решение.

  • Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа. Часто это называют еще силой воли. Как трудно бывает заставить себя по утрам что - либо делать, так как не проснувшись мы не можем полностью «включить» сознание, а, значит, и контролировать себя.

  • Когда необходимо осознать и найти выход из какой - либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может. Это суждение вытекает из первых двух.

  • Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий. Здесь уже сознание должно действовать в унисон с бессознательным инстинктом сохранения.

Но что обеспечивает в человеке все эти свойства? “Ощущение, мысль, сознание - есть высший продукт особым образом организованной материи”. Я согласен с цитатой, но более корректно было бы поставить слово «сознание» посередине, т.к. сперва ощущения отражаются в сознании, и потом в нем же делаются выводы, анализируется ситуация, активизируются мыслительные процессы - словом, сознание является связующим звеном. И, рассматривая последнюю часть цитаты, можно сказать, что материальным носителем, интегрирующим звеном всех перечисленных процессов является мозг.

Это неоспоримо доказано в биологии, постоянно подразумевается в психологии, и понимание этого положили в основу своих учений научные философы. Современный философ Д. И. Дубровский серьёзно подошел к рассмотрению проблемы «сознание и мозг». Окружающая действительность отражается в нашем сознании как поток информации (поэтому сознание с некоторыми оговорками он отождествляет с сознанием). Мы воспринимаем его как поток образов, хотя на самом деле в нашем мозге всё закодировано на материальном носителе. Для пояснения он обозначает события О и Х как одномоментные и однопричинные, только событие О - это субъективно переживаемый образ в нашем сознании, а Х – это его нейродинамическая кодировка в нашем мозге. И между ними есть зависимость– но не физическая, а качественно иная, характерная для отношения информации и её носителя. Помимо собственно первичной информации, есть и вторичная информация (отражение отражения - мое знание о моём знании). То есть наличие О означает наличие в действительности предмета О, наличие в сознании образа О, наличие знания о существовании и того и другого. Однако это не означает наличия знания об Х – ведь мы никогда не знаем, что именно происходит в нашем мозге когда видим, слышим или думаем. Но отсутствие связи ОХ, не означает отсутствие обратной, ХО. Свойство носителя в том и состоит, что при возникновении кода Х возникает в сознании образ О. И каждое часто воспроизводимое событий имеет естественный код, понятный носителю. Здесь философия Давида Израилевича глубоко уходит в рассуждения, близкие естественны наукам, в связи с чем стало возможным рассмотрение его взглядов одном разделе вместе с ними. Основными тезисы его дальнейших рассуждений:


Случайные файлы

Файл
46352.rtf
108984.rtf
174567.rtf
93183.rtf
gosvlast.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.