Проблема глобальной цивилизации (problem)

Посмотреть архив целиком

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия

Кафедра гуманитарных наук












д о к л а д

ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
выполнил студент
Tholomeo


























2001г.




После террористических актов 11 сентября сего 2001 года на тему, вынесенную в заглавие доклада, заговорили практически все, кому не лень. Однако пороки системы, приведшие к этому трагическому сбою, волновали умы просвещенного человечества уже достаточно давно. В 1968 году итальянский экономист А.Печчеи и другие небезызвестные деятели общественно-экономических наук создали "Римский клуб", занимающийся изучением проблем, вставших перед человечеством во второй половине
XX века, в эпоху глобализации, а также господства науки, техники и информации вообще. Ныне, по прошествии нескольких десятилетий, можно сказать, что мрачноватые пророчества так называемых "экологических пессимистов" так или иначе сбываются, однако на первый план внезапно вышли проблемы скорее социального и культурного плана. Таким образом, измышления Печчеи 60-70-х годов ничуть не потеряли своей актуальности, и с небольшими поправками их можно читать и сегодня.


"На протяжении моей жизни, - писал Печчеи - ход истории решительно и внезапно переменился. За какие-то десятилетия завершился продолжавшийся много лет период медленного развития человечества и наступила новая динамическая эра. Что несет нам новый век? Станет ли он звездным часом человечества или он ввергнет нас в пучину ужасов? Все перемены касаются именно изменившегося положения самого человека на земле. Если раньше он был не более, чем одним из многих живых существ, то теперь человек превратил планету в свою безраздельную империю."

В течение всей своей истории люди бились над вопросом "Что значит быть человеком и в чем состоит его земное предназначение?". Поиски ответов на этот вопрос служили вечной темой философских и религиозных размышлений. Теперь, впервые в истории, появился новый мощный фактор, который необходимо принимать во внимание Это огромное и всевозрастающее материальное могущество самого человека. Это могущество возрастает по экспоненте. Однако развитие это в высшей степени неоднозначно, ибо оно может послужить на благо Человеку только при разумном и сдержанном отношении, при безрассудном же его использовании человеку грозит непоправимая катастрофа.


С тех пор, как появился человек, жизнь на планете постоянно и непрерывно менялась, его влияние стабильно росло. Теперь, однако, когда оно стало возрастать с поистине космической скоростью, судьба всех имеющихся живых форм на Земле зависит от того, что делает или не делает человек. Основной вопрос сегодня- как умудрится он разместить на Земле дополнительные миллиарды себе подобных. Поднятая Человеком волна, если ее не остановить, неминуемо настигнет и его самого. Ведь человек является результатом значительной эволюции- процесса, в котором тесно и прихотливо переплелись тысячи и тысячи организмов. Сможет ли он выжить в роскошном замке, куда добровольно заточил себя, взяв с собой лишь нескольких приближенных? Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек может таким путем сам расправиться со своим биологическим видом.

Современный человек научился дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше всевозможных вещей в очень короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца. Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, научно-технической революцией. Последняя родилась тогда, когда человек понял, что может эффективно в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Можно с уверенностью утверждать, что этот безудержный поток из технического рога изобилия будет расти и расти.

Истоки этой зловещей благоприобретенной мощи человечества лежат в комплексном воздействии всех названных изменений, а их своеобр. символом стала техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было , в весьма упрощенном, конечно, виде, представить тремя взаимосвязанными, но достаточно стабильными элементами. Это природа, человек и общество. Ныне в эту триаду вошел четвертый элемент- техника.

Она так же стара, как и сам человек, но вначале она была скорее средством, нежели самоцелью. Вплоть до недавнего времени человеку удавалось поддерживать разумное равновесие между тем материальным прогрессом, который она обеспечивала и той социокультурной жизнью, которой она должна была служить. Ныне, когда техника в своей новой версии зиждется исключительно на науке и ее достижениях, она приобрела статус доминирующего и предельно независимого элемента. Техника превратилась в абсолютно неуправляемый, прямо-таки анархический фактор. Однако даже в том случае, если нам удастся поставить ее под надежный контроль, все равно она уже принесла в наш мир и будет продолжать в нем вызывать поистине эпохальные изменения. И новый факт здесь состоит в том, что техника, созданная человеком, - на радость или горе, - стала главным фактором изменений на Земле.

Водораздел между двумя эпохами связан с появлением высокоразвитой техники и сложных искусственных систем в авиации, космонавтике, транспорте, информации etc. Гигантский мир, созданный нами, не только ошеломлял нас, но порою производил пугающее впечатление. Любое повреждение или нарушение в каком-либо из элементов этой сети может легко перекинуться на другие элементы, приобретая порой характер эпидемии. Перед нами, как неясный мираж, манящий и соблазнительный, но в то же время полный угроз и неизвестности, маячит век безраздельной империи человека.



Триумфальное развитие Западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Набирая все новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных традиций. Трудовая этика и прагматический стиль послужили источником, с помощью которого она навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям.

Так, используя все возможные средства, цивилизация распространялась по планете. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам, ее нравы стали объектом подражания, и даже если их отвергают, все равно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам социально-психического характера. В основе ее философии лежал элитаризм. А Земля, как бы щедра она ни была, не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все его потребности. Вот почему сейчас в мире наметился глубокий раскол между развитыми и слаборазвитыми странами.

Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщится к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации.

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм раздирают различные кризисы. НТР же становится все строптивее, усмирять ее все труднее.

Далек ли от нас критический порог? Уже в 1984 году население достигло 5*109 человек. Число безработных - полмиллиарда. Европейское экономическое сообщество по-прежнему бьется над тем, как безболезненно реформировать многоликую денежную систему и координировать развитие входящих в него стран. Стремительно иссякают минеральные ресурсы, влажные тропические леса уничтожаются со скоростью 20га/мин. Никто не может сказать сейчас, какая именно проблема развяжет цепную реакцию, которая поставит человека на колени. Вполне возможно, что ближайшие годы- это и есть последняя отсрочка, дарованная человечеству, чтобы оно наконец образумилось и переменило курс.

Что мы можем предпринять в последний час? Прежде всего, пора наконец понять, что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человечества как вида.

Истинная проблема человеческого вида- в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, что он сам внес в этот мир. Таким образом, проблема находится внутри человеческого существа, а не вне его, взятого как на индивидуальном, таки на коллективном уровне, так что решение должно исходить прежде всего изнутри.

Проблема сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Именно через их развитие можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее для благих целей.

Исследуя сложность бесконечно большого и проникая в тайны невообразимо малого, человек постиг единство вселенной и открыл элементы того природного миропорядка, который объединяет все сущее на свете. Однако в этом процессе он не уделил внимания тому, что находится между двумя крайностями и что на самом деле важнее всего для него самого- его собственному миру и своему месту в нем.


Случайные файлы

Файл
34153.rtf
6891-1.rtf
46295.rtf
71336.rtf
175282.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.