Билеты по философии (4)

Посмотреть архив целиком

1

Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это интегральное образование. В его состав входят обобщенные знания: как повседневные жизненно-практические, так и профессиональные, научные. В мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.

2

Мировоззрение - это комплексная форма сознания, объемлющая самые разные "пласты" человеческого опыта. Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы чел приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников . По соотношению духа и материи бывают идеалистическим и материалисти­ческим, религиозным или атеистическим.

3

типы мировоззренческих систем. Можно выделить следующие из них: Космоцентризм, являвшийся отличительной чертой древней демократической философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы VII-VI веков до н.э. стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков опорой, основой того, что гармоничным и разумным должен быть их общественный мир, а также нравственность.

4

Теоцентризм, характерный для философии и культуры средних веков. В этот период все основные понятия средневекового мышления были соотнесены с Богом и определялись через него.

5

Антропоцентризм, характерный для эпохи Возрождения XIV-XVI I веков. В это время человек ощутил и осознал себя центром Вселенной. Происходила реабилитация не только духа, но и тела человека. Именно в эту эпоху идеал целостной, универсально развитой личности был близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь.

6

В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием "миропонимание". Оно достаточно устойчиво, т.к. включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы. Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена понятиями "мировосприятие" и "мироощуще­ние". Мироощущение является первоначальным элементом, соединя­ющим человека (как субъект) и мир (как объект). Оно достаточно динамично, включает в себя многообразие чувств и настроений. Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно имеет аффективную эмоциональную окраску и тесно связано с ценностно-оценочными представлениями. Результативной составляющей мировоззрения является комплекс убеждений, поступков и действий субъекта. В мировоззрении человек и человечество приводят себя к самовыражению. Мировоззрение оказывается фоном всех поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности.

7

Теоретический уровень мировоззрения, к которому относятся? философия и наука, осуществляет специальный критический анализ и осмысление воззрений, формирующих мысли и действия. Он должен постоянно способствовать непрерывному обогащению мировоззрения познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.

8

Выделяются также теоретический и практический уровни мировоззрения. Практический уровень мировоззрения иногда называют!" "жизненной философией". Синонимами практического мировоззрения выступают понятие "житейское", "повседневное", "ненаучное". Это стихийно формирующееся мировоззрение, в котором роль картины мира играет обобщение наиболее типичных представлений о жизни, складывающихся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойственных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоз­зрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности: говорят о мировоз­зрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.





9-10

Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаически повествования о деяниях богов и героев, за которыми стоять фантастические представления о мире, об управляющих ими богах и духах.

11

Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество.

12-13

Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности. Абстракция результат абстрагирования, способы отбрасывать несущественное, и обращать внимание на значимое .Альтернатива конкретного. Понятие существует как набор существенных признаков предмета. Несущественность величина подвижная.

14

Философское понимание мира осуществляется посредством рмирования различных философских теорий. Понятие теория в широком смысле обозначает комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснения какого-либо явления. Теория в узком и специальном смысле -это высшая, самая развитая форма организации научного знания,, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории.

15-16

Любая философская теория обязательно проходит проверку-практикой. Практика - это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

17

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развитие, природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования .Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

18-19

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься , как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Объект - это! то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

20

Объект любой науки - это та часть объективной действительности, на изучение которой направлены действия познающего субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человекам. Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы" общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. Д конечном счете объектом фил размышлений стали природный и общественный мир и человек в юр сложных соотношениях

21

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию.. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что' является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа сознания или материя.

23

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм.



24

Материализм - это дно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия:, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Близким к понятию "материализм" является понятие "натурализм" - взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего.

25

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление,психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

26-27

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете 'одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

28

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм Агностицизм философское учение, кот отрицает принципиальную возможность познаваемость объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

29

Абсолют -философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

30

Ведущими категориями философии являются: "бытие", "материя" "природа", "общество" человек", "движение"' "развитие", "закон вещь" "отношение", "содержание", "форма", "свойство", "общее", "единичное", "сущность", "явление", "причина", "следствие" и другие.

31

Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

32

функция означает отношение двух или группы объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого. И.Т. Фролов выделяет следующие основные функции философии:

1. Функция экспликации (выявления) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Функция рационализации, т.е. перевода этих универсалий в логическую, понятийную форму.

3. Функция систематизации, т.е. теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

4. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

5. Функция согласования, интеграции всех форм человеческого опыта.

33-34

В философии известны два метода познания: диалектический, рассматривающий явления, предметы, процессы материального мира в тесном единстве, взаимодействии, развитии всех его сторон, и метафизический, рассматривающий явления и предметы материального мира вне их взаимосвязи в неподвижном, статическом состоянии.

35

К моменту возникновения философии человечеством были накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт Появление философии было рождением особого , вторичного типа общественного coзнания Направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры. Поэтому воплощенный в философии способ мышления, обращениый ко всему полю культуры называется критически-рефлексивным




36

При изучении истории философии бросается в глаза многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Их существование характеризует историко-философский процесс со стороны его внутренней дифференциации и поляризации. Развитие философии предстает как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. Изучение этого многообразия фил взглядов, их возникновение, развитие, взаимного влияния др. на др., зависимость от конкретных соц-пол условий своего времени и места возникновения и составляет предмет истории фил.

37

Крупным шагом на пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита (460-370 гг. до н.э.). Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:

1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира происходит из их соединения и разделения, поэтому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.

2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: место, занимаемое одним атомом по отношению к другому атому, совершенно случайно.

38

Вопрос: "Из чего все произошло?" Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милет и получила название милетской шкколы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес (ок 625-547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего -субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она - везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.

39

Приемник Фалеса Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.

40

Основателем другой философской школы является Пифагор (VI век до н.э.), решавший ту же проблему о первоначале мира. Его исходная позиция: "Все есть число". Пифагорейцы усматривали в числах свойства и отношения, присущие различным органическим сочетаниям сущего; в, числе и математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и законов природы.

41

Ярким представителем раннегреческой философии является Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.), который в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как первоначала, конкретная стихия.

42

Термин софисты применяется для обозначения группы древнегреческих мыслителей середины V - первой половины IV века до н.э. Ее наиболее видными представителями являются. Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй половины 4 века до н.э. слово "софист" стало обозначать особый тип философа-профессионала, учителя философии. Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способ­ностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Они утверждали, что доказывать можно все, что потребуется доказать в тех или иных обстоятельствах. В философии софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не существует, человек только в себе самом может найти истину. Софист Протагор выразил свою мысль в следующем утверждении: "Человек есть мера всех вещей существую­щих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют." Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.

43

Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению! человеческой мысли, является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм.







44

Платон является виднейшим представителем объективного идеализма. Мир (по Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Идеи - это образы вещей, некие божественные сущности. Они -целевые причины, заряженные энергией устремления, между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Мировой Разум. Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру.

45

Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма - это активный творческий фактор, это причина становления вещей из однообразной материи. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.

46

Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Для этого человек должен побороть страх пред богами и страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Поскольку человек - это прежде всего телесное чувственное существо, постольку всякое благо и зло в его жизни проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека является достижение им блаженства, наслаждения. Однако действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага, такие как дружба и знание. Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира – атаракси

47

Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего существующего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость.

48

В истории средневековой философии выделяется два этапа!патристика (VI-Х века) и схоластика (XI-XV века). Патристика обозначаем совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I-III веков.

50

Антисфен проповедовал отказ от каких-либо потребностей, презирая роскошь и стремление к наслаждению, он призывал быть ближе к природе. По его мнению, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака.. Его последователи резко осуждали рабство.

51

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - центральная фигура средневеко­вой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух ее господствующих направлений - томизма. Исходным принципом в его учении является божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются истины разума, предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом и источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия между философией и теологией.

52

В целом философия средневековья характеризуется следующими чертами:

1)ей был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность, поскольку Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий философии;

2)поскольку Библия понималась как свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобретала экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета;

3)философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и учительству.

53

Развитие фил мысли периода средневековья В таких условиях было пронизано проблемами религии. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. философия могла развиваться только с позиции церкви. Ее содержание и развитие полностью зависело от теологии, или богословия, которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о сущности действии Бога.

54

Схоластика - это тиг религиозной философии, хар принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Он получил наиболее полное развитие в Западной Европе.

55

Центральной категорией философии Аквинского является бытие но есть, и оно есть истина. Предельной полнотой бытия, частью которой являются изменяющиеся вещи, является Бог. Он есть конечная реальность, его силы постоянно в действии. Он может сотворить и безначальное, и бесконечное во времени и в пространстве, поскольку он сам вне времени и пространства.

56

Аврелий Августин разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой выступил с требованием признания двух путей приобщения 'людей к религии: понятийно-рационального и нерационального.

57

Теоцентризм также характеризуется креационизмом – учение о сотворении мира Богом.

58

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.

59

Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое |К значение общих понятий и утверждающее, что они существуют не в р действительности, а только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. ч.

60

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и тех, и других.

61

Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Его представители допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека.

62

Августин Аврелий теолог (богослов) он опирался на христианскую религию. Он стоит у истоков христианской философии ( патристика от слова «патер» отец) Человек не по своей воле умирает, рождается. За него решает Бог. Но человек властен над своей волей . Человек обладает силой воли , но не властен над телом.

63

антропоцентризмом - учением об исключительной роли человека среди творений Бога;

64

Начиная с XV века, в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под названием Возрождение. Она характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и, соответственно, техники, естествознания, механики, математики. Все это требовало поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идет и само название - Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло себя средневековому христианству.

65

Представители другого направления - религиозного антиинтеллектуализма полагают, что рассудочный подход к религии, содержащий себе момент принудительности и обязательности для Бога, исключает в нем творческое начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога неподвластны законам разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой.Слепую и бездумную веру Его представители рассматривали античную культуру как ложные, противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного назначения - спасения своей души.

66

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм - философское учение, отождествляющее мир и 5ога. В нем христианский Бог утрачивает свой в неприродный характер, сливается с природой, которая тем самым обожествляется.








67

Другим путем в разработке проблем методологии научногсТ исследования пошел французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.)! представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм представляет собой философское направле­ние, признающее разум основой познания и поведения людей.

69

провиденциализмом - учением о предназначен ности человека к сверхъестественной судьбе; эсхатологизмом - учением о конце мира и наступлении "царства божьего".

70

Под эмпиризмом мается направление в теории познания, признающее чувственный источником знаний и считающее, что содержание знания может представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

72

Декарт сформулировал три следующих правит дедуктивного метода:

1).во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение имент этого неизвестного;

3) в вопросе должно содержаться нечто известное.

73

единая субстанция обладает двумя атрибутами неотъемлемыми Свойствами -протяжением и мышлением. Наряду с протяжением, материя, начиняя от камня и заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени; человеческое мышление есть лишь частный случай мышления вообще.

74

Понятие монада используется в ряде философских систем для обозначения конститутивных (определяющих) элементов бытия. Лейбница этим термином обозначается самостоятельно существующая' субстанция. Монада проста, не состоит из частей, а потому неделима. Она не может быть чем-то материально-протяженным, т.к. все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности .Сущноеуь каждой монады оставляет деятельность т.е. 1)представление или восприятие 2) стремление.

76

характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире.

77

деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

78

Одной из важнейших характеристик философии этого периода является рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму, придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт.

79

Главной идеей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) была проблема социального неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально философском сочинении он выступил против современной цивилизаций как цивилизации неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный образ жизни.Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и регрессом в жизни общества.

81

Субъект познающий , по Фихте «я» , Гегель- тождество субъекта и объекта

82

Кант выдвинул новую -концепцию субъекта, на основе которой провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".

83

Исходное понятие системы Фихте- « я» , которое утверждает себя как такового в акте самосознания. «Я « есть волевое действующее существо. Существует индивидуальное и абсолютное «я»










84

В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного деятельностного "Я" на основе учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождеств субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих. Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия определений этого мира есть "творческий акт", который будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания - интеллектуальной интуиции недоступна всем смертным, она дана лишь особо одаренным людям, гениям.

85

Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая послед ступень заключает в себе все предыдущие , воспроизводя их на новом , более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищается на более ранних этапах, диалектического пути развития. – сознание –самосознание –разум -дух.

86

Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Он стремился охватить весь природный и духовный мир одним понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея", под которой понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего существующего. Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом "свернутом" виде все возможные определения природных, обществен­ных и духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного, т.е. общих определений, к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

87

диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и ' процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Диалектический метод Гегеля также включает в себя принципы анализа действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонность и другие.

88

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее) существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

89

Система завершенная, дает полное объяснение происхождения мира, причины существования, к чему придет. Система трансцедентальна, абсолютная идея совершенно бесконечна , ничего кроме неё нет . Сама себя познает в собственных проявлениях. Создает природу мир, человека для создания культуры и искусства. Метод диалектический применим в любой из отраслей науки фил. Подвижен универсален.

90

К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология. Был сделан ряд открытий, свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.

91

Они ввели в научный оборот понятие "материалистическое, понимание истории ,суть которого заключается в признании Определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. При этом они подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует абсолютизировать и рассматривать как однонаправленный процесс. Духовная жизнь общества имеет собственные законы функционирования и оказывает значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их развитие.

92

Субъект в системе Фейербаха - это реальный, .целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить

93

Механисты утверждали, что не может существовать обособленной сферы философствования, диалектики склонялись к тому, что философия обладает самостоятельным статусом и имеет свое собственное содержание.




94-95

В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русск; общественная и философская мысль разделилась на 2 направления западничество и славянофильство. Представители западничества или западники, утверждали, что Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу

101

Для Чернышевского область нравственного - это лишь функциональный придаток физиологического, которое, в свою очередь, приводится в действие социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добрым, а при других - злым. Чтобы направить человека в сторону нравственного развития, необходимо прежде всего изменить реальные условия его жизни, преобразовать социальным. Нравственный мир, по Чернышевскому, как и мир физический подчинен закону причинности. Все происходящие в нем явления 'взаимосвязаны между собой и строго предопределены природой человека. Мышление заключается в отборе ощущений и представлений, которые соответствуют потребности мыслящего организма в данную минуту, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением. Все люди - эгоисты, ими движет желание добра для себя. Добро - это большая польза, а т.к. желания у всех одинаковы, то простая расчетливость и рассудительность обязывают умерять эгоизм и придавать ему разумную форму (теория "разумного эгоизма").

103

Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной надстройки.

105

основой такого мировоззрения по замыслу Соловьева должно стать христианство Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий. Он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания , истории и фил, создать синтез религии и науки.

106

Призванием человека выступает мессианская (по отношению к природе) роль - роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и небожественного мира, возглавляемого человечеством.

107

Другим видным представителем этого направления является Н.А. Бердяев (1874-1948 гг.). Главной идеей его творчества была антропозиция, т.е. оправдание человека в творчестве и через творчество. Оно упраздняет откровение Ветхого Завета и возвещает о наступлении "творческой религиозной эпохи". Однако, по Бердяеву, нельзя ждать третьего откровения, его должен совершить сам человек, это будет делом его свободы и творчества. Творчество само является религией, его целью становится поиск смысла, который всегда находится за пределами мировой данности. Смысл есть ценность, поэтому всякое творческое стремление ценностно окрашено. Творчество создает особый мир, оно уподобляет человека Богу-Творцу.

108

Противоположным рационализму явился иррационализм, видными представителями которого были А. Шопенгауэр, С. Къеркегор и Ф. Ницше, противопоставившие тезису рационалистов о разумности мира противоположным тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля, инстинкты, страх и отчаяние.

109

Человек есть экзистенциальный центр мира, наделенный страшно и последней свободой. Однако свобода не выводима из бытия, она существует до бытия, она "вкоренена" в небытие, в ничто. Человек есть дитя Божие и дитя несотворенной свободы. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием, но не обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой. Эта бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является источником зла. Свобода отделена от Бога и человека. Поскольку творчество также проистекает из свободы, то противоборство зла и творчества составляет сущность новой религиозной эпохи - эпохи "третьего откровения"

110

тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля, инстинкты, страх и отчаяние.












111

Интеллект, по утверждению Шопенгауэра, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли, которая признается единой энергичной основой всех личных воль и самого объективного мира. Интеллект - это лишь орудие воли к жизни, как почти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. В качестве первопричины мира Шопенгауэр выдвигал иррациональный момент человеческой психики - метафизическую первоволю. По его утверждению, реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной. Мир есть только зеркало этого веления, выступающего как представление.

112

Страдание, по Шопенгауэру, неотвратимо присуще жизни. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которыми должно последовать новое страдание или томительная скука. Этот мир есть не что иное, как арена замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что одно существо истребляет другое, где поэтому каждый зверь представляет собой живую собственность тысяч других, а его самосохранение - цепь мучительных смертей. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующем состояние духа препятствующим страданию явл состояние полного отсутствия желания , симптомом кот выступает переход к полному аскетизму.

113

"Экзистенциального мышления" В отличие от научного мышления, абстрактного и безличного, исходит из теоретических принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. Объективное мышление безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции; субъективный мыслитель - как экзистенциальный - заинтересован в своем мышлении, он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не затронутому человеческой субъективностью.

114

В "философии жизни" можно выделить три основных школы: академическую "Философию жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель), Творческую эволюцию А. Бергсона и его последователей, "Философию воли" Ф. Ницше и его последователей.

115

Философия жизни- она выступила за реабилитацию жизни против её ущемления и объединения политическим, эк и др . утилитарными подходами. Понятие жизнь призвано заменить понятие бытие.

116

В. Дильтей (1833-19110 и Г. Зиммель (1854-1918) определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность есть то, что содержится в опыте самой жизни, это чистое переживание, "жизненный опыт", вне которого действительности не существует. "Жизненный опыт" выступает объектом познания, он иррационален и несводим к разуму. Жизнь - это поток, изменение, творчество. Знание как отражение закономерного, всеобщего невозможно. Жизнь может быть постигнута только через индивидуальное. Методом "наук о духе" является непосредственно переживание исторических событий. Согласно Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново, истолковать и воспроизвести в ее жизненности.

117

На основе концепции "жизни" он стремился построить картину мира, которая бы по-новому объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральным понятием философского учения Бергсона является!, "жизненный порыв"... По Бергсону, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя" есть косное начало бытия, она хоть и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни, благодаря этому эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления.
















118

Наиболее сильное влияние "философия жизни" оказала на этику. Создателем этической интерпретации "философии жизни" является немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни". Жизнь, согласно Ницше, стремится к максимуму чувства власти. "Воля к власти" - это наиболее значимый критерий любого типа поведения любого общественного явления. Она есть основа права сильного. Это право превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководство­ваться подлинный человек по всех сферах своей жизнедеятельности. Из "воли к власти" как права сильного Ницше выводит все основания морали. По его утверждению, мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших} над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете, а наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве.

119

С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во "втором - способности проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком принесена в жертву интеллекту. Однако утрата человечеством первоначальной интуиции не была полной.

120

Люди не есть одно одинаковое общество , из людей которые равны ; неравенство исходит из концепции сверхчеловека . О марали для недочеловечках говорить не приходится . Сверхчеловек обладает правом достигать своих целей не согласуясь с моралью . Он ходит по недочеловечкам , использует их , Сверхлюди в отношениях друг с другом высоко моральны, благородны.

121

феноменология, позитивизм': критический рационализм, прагматизм, постпозитивизм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм. Еще, одним существенным направле нием современной западной философии является структурализм

122

Феноменология -.это философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры.

123

Позитивизм - это философское направление, основанное на нципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

125

Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его основателем был французский философ О. Конт (1798-1857 гг.). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

127

Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на рубеже XIX-XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896 гг.). В отличие от "первого позитивизма", который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал "критику опыта" и предполагал "очищение" опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются

129

Прагматизм - это течение в современной философии, представители которого считают практическую полезность знания источником опасности и подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем. Основными представителями этого направления являются американские философы Ч. Пирс (1839-1914), Ч. Джемс (1862-1910), Дж.Дьюн (1859-1952).












130

Основные идеи прагматизма впервые высказал Пирс, отрицавший врожденные идеи и интуитивное познание. По его утверждению, исходным пунктом познания выступает видимость. Понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, ном к математическим, и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. Истина, в понимании Пирса, - это ясное, отчетливое, непротиворечивое на

131

Критический рационализм - это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой " модели рациональности, верной для всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский философ К. Поппер (1902-1988 гг.).

132

К, Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения (неистинности, фальсификация-- это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказы­вание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при - которых хотя бы некоторые базисные "атомарные" высказывания какой-то теории или гипотезы ложны, то данная теория или гипотеза опровержима. Если же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной или по крайней мере оправданной. Для К. Поппера принцип фальсификации - это не способ эмпири­ческой проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Наука - это постоянный динамичный процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения.

133

Экзистенциализм - это иррационалистическое направление в/ современной философии, возникшее в начале XX века и стремившееся! постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Известно два направления экзистенциализма -религиозное, представленное такими мыслителями, как К. Ясперс (1883-1969) и Г. Марсель (1889-1973) и атеистическое, выразителями которого стали М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960).

134

Персонализм - это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной личности, Бога. Персонализм существует в двух вариантах - французском, где его основателями выступили Э. Мунье (1905-1950) и Ж. Лекруа и американском, наиболее видными представителями которого являются Б.П. Боун (1847-1910), Р. Флюэллинг (1871-1966) и Э. Брайтмен (1881-1953).

136

Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем. "Бытие" традиционно мыслится по крайней мере в двух значениях: 1) это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум"; 2) под "бытием" понимается исходное начало и основание 'Чнашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют "абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это Бытие определяется как бог.

137

В истории фил для обозначения такой первоосновы которая не нуждается для своего существования ни в чем кроме самой себя используется предельно широкая категория "субстанция" (в (переводе с латинского - сущность; то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, "физическое" основание бытия, и как его сверхприродное, "метафизическое" начало.

138

Движение - это способ существования материи, оно абсолютно 1и противоречиво, существуете различных формах, взаимодействующих 'друг с другом..








139-140

Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время - это форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении' и развитии всех материальных систем.

141

В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальники субстанциональной концепции - Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) – трактовали

142

Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной концепции. Аристотель отрицает существование пустоты как таковой. Согласно Аристотелю, пространство неоднородно и конечно, оно есть система естественных мест, занимаемых материальными телами. Аристотель утверждал, что как в движении, так и во времени всегда есть некоторое "прежде" и некоторое отличное от него "после". Именно в силу движения мы распознаем различные, .не совпадающие друг с другом "теперь". Время оказывается ни чем иным, как последовательностью этих "теперь", их сменой, перечислением, счетом, числом движения в связи предыдущего и последующего.

143

Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был 10полнен Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое ie существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально :уществует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, то согласно Августину, настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает реальностью.

144

Свою специфику имеет и социальное время, которое, в отличие от биологического и планетарно-космического, протекает неравномерно. (Начав свой отсчет на заре становления человечества, оно на протяжении тысячелетий пребывало в мало заметных изменениях и лишь с первыми ощутимыми признаками научно-технического прогресса в XVII - XVIII вв. стало заметно набирать свои обороты. В XX столетии научно-техническая революция "спрессовала" социальное пространство и неимоверно ускорила бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было немыслимо еще в прошлом столетии. В сложной структуре социального времени выделяется временная компонента индивидуального бытия конкретных людей, социальных коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всего человечества. Время и темпы жизни каждого из них различны и имеют свою специфику.

145

Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается как по пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные характеристики. С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.

146

Познание - это процесс духовного освоения человеком мира; цель его - постижение истины. До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии.

147

Цель познания – постижения истины, можно только постигать , но нельзя постичь

  • постижения тайны природы, общества- знания

  • приобретения позитивного практического опыта, прикладного знания т.е утилитарно полезного для людей.

148

Эпистемология - это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание. В истории философии сложились два подхода к ответу на этот вопрос: познавательно-реалистичский и агностический.









149

В прошлом веке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную науку - гносеологию (от греческого gnosis - познание). В последние десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология (от греческого episteme -; знание); принципиальной разницы между двумя названиями нет.

150

Представление - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Это воспроизведение в сознании тех предметов и явлений, которые воздействовали на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти. Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе

рационального познания.

151

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта, Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но Человек - это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания. Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.

152

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субьекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.

153

Предмет познания - это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

154

Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нестандартных, творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и критически оценивать собственные решения. Отличительной особенностью разума является выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и новизна результатов. Разум дополняется рассудком, который выполняет нетворческую работу мышления.

155

Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции - это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Они, с одной стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.

156

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это процесс познавательной деятель-ности, для которого (' характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредо-вано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существеннейшие признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается.

157

Основными формами мышления явл.: понятие, суждение, умозаключение.

158

Понятие - это узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую природу или "общий тип" определенного рода явлений, синоним понимания сути дела. В понятии мыслятся предметы, свойства и отношения между ними в их общих существенных признаках. Понятие является исходным моментом движения мысли, создающей "стартовые условия" всего мыслительного процесса. Формирование обогащенного, развернутого, развитого понятия завершает мыслительный процесс.

159

Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина" происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный, действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина - это то, что открыто для человеческого познания. Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм сущестзования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

160

Обьективная реальность. Гносеология – раздел фил. О познании, Объективно , вне зависимости от наших знаний и представлений существует объект . Альтернатива объективная реальности, субъективная реальность.

161

Бытийственный аспект связан с фиксацией.в ней бытия, как предметно-субстратного так и духовного, когда объектом познания индивида становится духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов. Само же бытие является данным субъекту как объект, т.е. как объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта познания.

162

Важное место в теории познания занимают такие формы истины, как абсолютная и относительная. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету, и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизован-ной материальной системе или мире в целом), относительная истина - это неполное знание о том же самом предмете.

163

Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых

164

От этих понятий следует отличать заблуждение, под которым понимается знание, не соответствующее своему предмету и не совпадающее с ним. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту, оно может порождаться как дезинформацией, так и другими факторами. Будучи неадекватной формой знания, оно имеет своим главным источником ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждения многообразны по своим формам. Различаются заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские, к которым относятся эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

165

Обыденное познание - это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности - производительной, политической, эстетической. Оно является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей. Индивидуальное обыденное познание связано с эмоциональным переживанием и осмыслением жизненного опыта личности. Предпосылки обыденного познания коренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и ритуалами, коллективными действиями, нравственными и иными предписаниями и запретами.

166

Философский оптимизм или гносеологический оптимизм гностицизм – мир познаваем, агностицизм- мир не познаваем.

167

Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности



.

168

Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования, ее составной частью является методология - система принципов и способов организации J и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

169

Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это определенный этап '"развития человеческой истории.

170

Термином "социальная группа" обозначается относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.

171

натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии). Общество предстает как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но не самое удачное и устойчивое образование

172

Согласно атомистической теории, общество есть сумма индивидов, . связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в "естественном" состоянии "человек человеку - волк, люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование. В данной модели общество представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями.

173

К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, независимо от воли и сознания людей. Согласно Марксу, людей в социальный организм связывает не общая идея или общий Бог, а способ производства, в который входят производительные силы. - система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства и производственные отношения,

174

производительные силы. - система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства

175

Термин "природа" употребляется в философии в трех значениях. В широком смысле им обозначают все

сущее, весь мир во всем многообразии его форм. Он распространяется на всю объективную реальность и охватывает весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной, куда составной частью входит и человечество как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начал. Природа в узком смысле - часть объективной реальности, окружающая человека среда или биосфера, "область жизни".

176

социальной системе, под которой понимается все относящееся к системной организации общества объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями:

177

Под общественной закономерностью понимается объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.





178

Такое положение характеризуется как экологический кризис, суть которого состоит в том, что в результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почв) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. В результате наступает глубокое расстройство взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы "общество - природа".

179

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

180

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, которые подразделяются на материальные и духовные (идеальные) отношения. Выделяются также межличностные отношения - отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, как правило, не имеющим отношения к их вхождению в большие социальные группы.

181

Специфической задачей регулятивной, или управленческой, деятельности, т.е. деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков, является поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Для поддержания наиболее важных.и необходимых социальных связей формируются специализированные виды регулятивной деятельности и соответствующие им организации, деятельность которых направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер

общественной деятельности.

182

Материальное производство призвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой сфере. Складывающиеся в производственной сфере социальные отношения традиционно отличались особой степенью напряженности и конфликтностью.

183

В процессе 'духовного производства производятся идеи, образы, научные и художественные ценности, которые так или иначе материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей - книгах, картинах, скульптурах. В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значение тех или иных явлений для людей, глубже познает самого себя и свой духовный мир. Благодаря полученным знаниям , совершенствуются все формы деятельности.

184

Под политической системой понимается совокупность государственных' и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе.

186

Он обозначал попытку осмысления сути развития общества, его идеай и целей.

187-188

Диалектическая пара- категории кот. противоположны , но в тоже время едины. Борьба противоположностей .Добро и зло, хорошо и плохо, иня-янь, Тенденции к единству и многообразию –это диалектическая пара. Едиными могут быть только многообразные сущности , но они не создают целостную систему . Условием единства является многообразие и наоборот.

189

Термином "человек" обозначается высшая ступень живых, организмов на Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры. Человек является предметом изучения различных областей знания, таких как социология, филосоия, психология, история, антропология и многих других.

190

Антропология наука о человеке, его становлении, развитии и будущем.

191

философии экзистенциализма. В начале XX в. возникает антропософия - развиваемое Р. Штейнером оккультно-мистическое учение о человеке как носителе тайных, духовных сил.




192

Фатализм - это мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

193

Волюнтаризм - это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление.

194

Одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе является

'мораль, или нравственность. Мораль выступает как особая форма общественного сознавая и как вид общественных отношений. Она является предметом изучения этики

195

является предметом изучения этики - филоской. науки, изучающей мораль, нравственность, во-первых как форму общественного сознания; во-вторых, как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, в-третьих, как специфическое явление общественной жизни.

196

По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические социальные и духовные. Материалы ценности включают производственно потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

197

Всякая культура включает в себя устойчивые элементы, т.e. культурные универсалии К культурным универсалиям относятся все родовые, общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь.

198

Культура есть социоэнтегративная система. 1) превращает случайный набор индивидов в общество.2) она интегрирует в общество новых членов. Культура может быть понята через функционирование её элементов ( язык, нормы( моральные и правовые) , ценности ( материальные и духовные) и немаловажный показатель стабильности традиции отображающие преемственность культуры.

199

Первоначально нравственность выражалась в том как фактически вели себя люди , какие поступки они позволяли себе и др. , как они оценивали эти поступки с точки зрения их полезности для коллектива .Так возникли нравы – обычаи , имеющие нравственные значение поддерживаемое в обществе посредством моральных отношений ,или наоборот, представляющие собой отступление от требований нравственности. На уровне повседневного поведения эти правила переходят в привычки – действия и поступки выполнение кот стало потребностью. Привычки выступают как укоренившиеся в психики людей способы поведения.

200

Глобальные проблемы характеризуются следующими особенностями. Во-первых, для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий большинства населения планеты. Во-вторых, глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества. В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть никем проигнорированы. В-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, даже непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.





22 Энгельс Ф. №49 Антисфен , Кратет, Диоген Синопский. №68 Ф. Бэкон№71Р. Декарт №80 И. Кант , И Фихте, Ф Шеллинг, Г Гегель, Л. Фейербах. №99 Н.Г Чернышевский, Г.В. Плеханов. №100 В.С Соловьев, Н.А. Бердяев. №102 Плеханов Г.В. №104 В.С Соловьев №108 А Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше. №124 О. Конт. №126 Э Мах, Р. Авенариус. №128 М . Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах. Л. Витгенштейн. №185 Вольтер.



Случайные файлы

Файл
24955-1.rtf
76213.rtf
59657.rtf
ref0097.DOC
90889.rtf