Философия. Рефераты (Философия Аристотеля)

Посмотреть архив целиком



Философия Аристотеля.


  1. Аристотель(II в. до н.э.)

Стагиры- место рождения Аристотеля.

Аристотель, в отличие от Платона, не был аристократом. Это время-время перелома двух эпох: эпохи Платона и эпохи Аристотеля. Не смотря на то, что была связь ученика и учителя, это два разных мировоззрения.

Если Платон обладал в чистом виде натурфилософским взглядом на мир (в диалоге «Тимей» у Платона космос живой, космос-тайна, но главное - это гармония, соизмеримость души и материи ) , то Аристотель отрывается от этой идеи.

«Платон, ты мне друг, а истина дороже!»

Аристотель отказывается от того, что соизмеримость идеи и материи зависит от идеи блага. Арист. считает, что основой бытия не может быть ни идея блага, но и не какое-то сущее (Милецкая школа).Сторонники этой школы считали, что в основе бытия лежало сущее- онтос. Арист. считал, что любая вещь, состояние, которое входит во вселенную, обязательно имеет форму.

Форма- возможность, содержание- реальность.

Арист. впервые вводит важнейшие понятия «род», «вид», понятие движения, что без движения и целесообразности нам не разобраться в космосе.

Материя и форма- это мало, космос будет неподвижен. Важна не гармония, а целевая причина, которая способна вызвать движение в космосе.

Отсюда он делает важнейшие выводы по поводу причин.

Причины:

  1. Материальная, т. е. то, из чего должна быть та или иная вещь.

  2. Формальная причина, т.е. какую форму

  3. Производящая, т. е. кто способен создать эту вещь.

  4. Целевая: для чего эта вещь создана.

Таким образом, он считает, что каждая вещь получает движение от другой. Но что в основе, что есть перводвигатель? Что есть первоформа? Рассмотрев все определения, какие существовали в античном мире, Аристотель рационально раскладывает все достижения на отдельные науки.

Это разделение существует до сих пор, поэтому Аристотеля называют «отцом европейской науки». По ценности и достоинству Аристотель выше всего ставил теоретические науки, которые ведут поиск знания ради него самого, и кот. произошли так или иначе из философии.

К таким наукам относятся: математика, метафизика, физика. Причем вторые науки- это практические, которые добывают знание ради морального совершенства. : этика, эстетика.

Есть науки, помогающие при создании социума: политика.

Сам Арист. не употреблял понятия «метафизика», ого возникло позже. Он говорил: первая философия – «теология», в отличие от второй, физики. Первая помогает человеку выйти за рамки физического мира. Вторая изучает физический мир.

В «Метафизике» Аристотель рассматривает важнейшую категорию философии: что такое бытие?

Поэтому он дает 4 определения метафизики.

  1. Исследование первопричин или бывших начал

  2. Познание о бытие

  3. Знание о сущности

  4. Знание о Боге




Рассуждая над этими понятиями, А. приходит к выводу, что в познании мира участвуют чувства, рассудок и разум.

Он говорил, что от этого зависит качество души.

Аристотель выводит, что в космосе присутствует растительная, животная и разумная душа. Высшее качество того, кто может с помощью логических рассуждений прийти к выводу, объективной истине, а это - элита общества.

Так А. разделял философа и ремесленника. Аристотель впервые создает метод анализа, родоначальник науки о мышлении логики. Формальная логика - третьего не дано:

a=b

b=a

a#b

b#a

А. впервые обосновывает теоретически метод познания от общего к частному: дедукция.

Главный упор на разум, т.к. рацио - разум. А. - рационалист.

Он пишет работу «Органон», руководство к размышлению.

  1. Учение о сущности

Сущее - физическое данное, обладающее определенным свойством.

Сущность- каждая сущность представляет собой основу какого-то рода бытия. Т.к. оно обладает: впервые появляется категориальный аппарат. Любую сущность можно выделить, рассмотрев предикат. Предикат - подсказка, признак, логическое сказуемое, логическое суждение.

Какие бывают предикаты:

  1. Качество

  2. Количество

  3. Отношение

  4. Страдание

  5. Место

  6. Время

  7. Иметь

  8. Сущность

  9. Покоиться

Арист. задает более сложный вопрос: какая сущность лежит в основе бытия?

Он дает в своих трудах анализ поисков

Милецкой школы, Парменида, Демокрита, Платона, дает их критику, высказывает свою точку зрения, что для создания нужно иметь 2 понятия:

  1. форму и содержание

  2. Сущностью бытия может быть только Бог

Арист. отделял богов античных, которые имели имена и признаки, функции, для него Бог не имеет признаков, это сверхчувственное начало, которое только обладает особенностями:

  1. Он перводвигатель

  2. Он первопричина

  3. Он первоформа.

В последствии из античной школы в ср. века учение Аристотеля перейдет как обязательное обучение во всех теологических школах.


Восточная философия.


Натурфилософия Древнего Китая.


Антологическая проблематика.

Сегодня цивилизация, которая находиться под влиянием этого мировоззрения называется Даосистско-Конфуциантской.

Даосистско-Конфуциантская цивилизация выжила до сегодня. В основном в Китае прислушиваются к 2 школам: Конфуция (4 в. д. н. э., время Сократа); Дао (6 в.д. н. э.), но особую популярность получила во времена Лао-Цзы (4 в. д. н. э.).

Одной из натурфилософских концепций была «Ян-Инь», которая изложена в книге «Иц-Цзин». Это учение основывалось на том, что первично в мире существовал Хаос. Но потом этот Хаос начал преобразовываться благодаря 2 противоположным частицам: Ян – частица, которая имеет много значений: светлое, активное, легкое, нечетное число, положительное, непрерывная линия, мужское начало. Символ этой частицы – дракон (восток). Именно эта частица образовала Небо. Частица Инь – ее противоположность. Символ – кошка, тигр (запад). Она пассивная, темная, отрицательное число, женская и т. д. Она образовала Землю. Но эти частицы невозможны в своем существовании без другой половины. Они вдвоем присутствуют в любом веществе, они не отделимы друг от друга. Это и есть основа мира.

Формула Великого предела. В ней отражены перемены, которые происходят постоянно. В 3 частях – Путь Неба; - Путь Земли; - Путь Человека. (Ян + Инь) + Усин.

Усин – 5 важных элементов (земля, вода, огонь, дерево, металл).

Тело безликого Хаоса, т. е. бесконечное богатство разнообразных комбинаций, которые приходят к нам в вечной новизне, в постоянном изменении влияют на главные 3 силы: Небо (Солнце, Луна, звезды), Земля (Вода, огонь, ветер), Человек (Дух, энергия, семя). 3 переходят к четверке. Что главное в 4? – 4 стороны света, 4 времени года, 4 главные конечности человека. Четверка переходит к пятерке. 5 стихий – Усин, 5 цветов (красный, черный, белый, синий, желтый), 5 чувств (скорбь, гнев, радость, страх, мысль), 5 отражений твоей плоти (жилы, кожа, мышцы, кости, сосуды). В отличии от европейского мышления, где каждый звук имеет свою букву, в этой цивилизации данная формула способствовала зарождению и развитию абстрактного мышления. Иероглиф – пиктограмма (рисунок) – образ в символе реального мира. До сих пор главное в получении знания – уметь мыслить символами и образами. На сегодняшний день существует 6.000 иероглифов. «Чем больше ты знаешь иероглифов, тем лучше становится твой хлеб». Мы все равны при рождении, но между нами стоит стена иероглифов.

Круг природы представляется бесконечным чередованием сторон света, времен года, животных. Но главное – гармония. Главное – взаимопроникновение, т. к. в каждой вещи лежит общее начало – Ян и Инь.



Основные философско-религиозные школы Китая.


I Даосизм.

Дао – «путь, тропа» Даосизм – путь к истине, направление, которое тоже помогает постичь гармонию мира. Добродетель – «Дэ».

Школа Дао возникает приблизительно около 6 в. д. н. э. под влиянием Буддизма. Но свое теоретическое оформление и распространение школа получила в 4 в. д. н. э. Это время по выражению Ясперса – «Осевое».

Основатель был Лао-Цзы. «Дао-дэ-цзин» - главная книга. Основное содержание этой книги – то, что человек обязан понимать гармонию мира и ни в коем случаи не разрушать ее. Что такое Дао? «Дао, которое можно выразить словами не есть постоянное Дао; имя, которое можно назвать, не есть настоящее имя. Совершенное то, что ускользающее».

Основной принцип школы – созерцательность. Основной метод – «Увэй» - недеяние. Не нарушь Инь и Ян. Усилие и борьба ведут к разрушению. Если кто-то хочет овладеть и манипулировать им, того постигнет неудача. Мир – священный сосуд. Соблюдение меры – главная задача человека. В движении главное – покой.

Философский сад «Рэн-Дзё». Если ты решаешь функциональные задачи, ты должен подключить разум; жизни – сердце.


II Конфуцианство

В школе Конфуция все строится на рациональности, а не на чувствах. Конфуций выработал правила, которые незыблемы до сих пор. Он считал, что верить в Богов надо обязательно, но можно и не верить. Главное – соблюдать обряд. Закон общества строится по законам Неба. Поэтому главное – не нарушить строгую иерархию. Император должен быть императором. Отец – отцом и т. д. 3 правила (иерархия законов) ритуала, этикета: 1) Правильно руководи семьей. 2) Правильно руководи своим самосовершенствованием. 3)Правильно руководи подчиненными.

По мнению Конфуция, руководить должен благородный муж. Требования к нему: 1) Он должен быть гуманным («Жень»). 2) Он должен исполнять свой долг. 3) Он должен владеть мудростью. 4) Он должен быть благопристойным.

Благородный муж должен владеть в совершенстве: 1) Написанием иероглифов. 2) Живописью. 3) Сочинять стихи.


Натурфилософский характер школ Индии.


В Индию письменность пришла вместе с Арии. Вместе с людьми пришли священные книги «Веды». В основном они были посвящены религиозной тематике и состояли из различных отделов. В древней книге «Упанишады» в 7 главах идет рассказ о том, как был сотворен мир. Все книги записаны на специальный сокральный язык – санскрит. Второй язык, на котором не разговаривали в быту – латынь. «Упанишады» - «у ног учителя». Каждый обязан быть учеником. Отдельной философской литературы в Индии не производилось. Философская мысль появилась в различной интерпритации данной книги. Первым философом древней Индии считается Шан Кара(5 в. д. н. э.). В Упанишаде впервые появляется мысль, что первично существовал Хаос, а потом началось его преобразование. Однако для преобразования Хаоса большое значение имело наличие в космосе 5 элементов: земля, огонь, вода, воздух. Большое значение имелось для построенных храмов. Атман – энергия, которая пронизывала. Именно по этой энергии в космосе возник закон «Рита». Считалось, что этот космический закон переносится и на социум. До сих пор существует скрытое разграничение каст. Высшая каста – брахманы, вторая – воины, третья – земледельцы и торговцы, четвертая – шудры. Каждая каста имеет свой образ жизни, ориентируется на свои ценности; переход человека из одной касты в другую негласно осуждается. В Индии существует сегодня 3 духовных образования. Доступны они лишь только если ты относишься к этому эпосу.

Буддизм – первая мировая религия (6 в. д. н. э.). Брахма, Вишму – хранитель мира, Шива. Атман – энергия, передающаяся в какого-либо пророка. Первым был Будда. Буддизм отвергал кастовость. Ты имел более широкий простор для своей деятельности не только в материальной, но и в духовной. По этим понятиям ты должен был жить. Человек должен пройти следующие пути: 1) Ученик – когда ты у ног учителя. 2) Артха – завести семью, построить дом, открыть какое-либо дело. 3) Каждый должен осознать чувство Кама – эстетизм физической любви. Качество потомства зависит от того как ты любишь свою половину. Если физическую страсть испытывают животные, то человек обязан раскрыть чувство красоты. 4) Ты можешь стать отшельником (когда ты отказываешься от всего материального). 5) Пройдя все и познав все ценности физического и духовного мира


ты можешь стать Гуру. Только в этом состоянии ты можешь попасть в нирвану.

Отсюда складывается третья модель. «Ты есть я», «единство в многообразии». Каждая часть существует. У нее есть практическая часть «Артха». Она вращается по кругу «Сансара».

Ограничения и имеют качественную характеристику. Остальное зависит от круга сансары.

Для человека, в отличии от животного мира важно понятие «Дхарма» - нравственный закон, определяющий, кем потом будет человек. Тот, кто хочет выйти из круга сансары – «мокша» и спиться с «Абсолютом» - достичь нирваны.

Отсюда в древнем мире Индии складываются философские школы:

1) Веданта – санкхья. Обсуждаются понятия «Брахма», «Абсолют», изучается физическое состояние человека.

2) Йога – ньяя – школы, которые познают физическое тело человека, совершенствуют его и заставляют это тело подчиняться духу.

3) Вайшешиха – мамиманса.

Они все изучали проблемы 1) В каком соотношении находятся ум и материя? 2) Можно ли сказать, что реальные вещи доступны познанию человека?

Таким образом перед нами 3 картины мира, которые опосредованно влияют на мировоззрение различных эпосов.



Мистицизм в средние века.


С 5-4 вв. до н.э. в др. Греции из мифологических образов возникли две дух. формы: Богословие и натурфилософия. В православии богословие является основным содержанием веры. Богословие - это «Слава Богу».

В этой форме идет опорачеловека на иррациональное.

  1. Когда наступает кризис античности и падает Свящ. Римск. империя, то отцы церкви – патристика - начинают вырабатывать определенные догмы. Это Символы (веры), т.е. во что вы верите.

Отцом патристики считается Квинт Т. , в символы веры вошли его:

  1. концепция о триединстве Бога

  2. К истине можно прийти через сердце, т.е. только через веру, разум уходит на второй план.

«После Евангелие мы не должны задавать вопросы», т.е. ответы на все вопросы только в священном писании. Поэтому именно Тертул. резко выступил против натурфилос. школ античности… 2-я крупная фигура патристики - Августин Блаженный. Именно он считается идеологом христианства, и особо почитаем в православии.

Что он создал? (Основные его концепции)

  1. Креационизм- создание. Концепция о том, что Бог создал мир из ничего по своему желанию

  2. Провиденционизм- от слова провидение, т.е. все в мире зависит от воли Бога.

  3. Богооправдание- Августин впервые сформулировал, почему в мире присутствует зло.

  4. Эсхатология – наука о конце света.

Книга «Два града», рассуждение о развитии мира.

Августин считал, что, так как человек создание Божие, то он обладает не только телом, но и духом. У него есть образец- жизнь Иисуса Христа, поэтому равняются на эту личность и духовно совершенствуются. Августин считает церковь наставником и

учителем человека. По Август. именно в церкви происходит общение человека с высшей силой. И именно здесь он строит свое будущее, духовное преображение, что и есть спасение.

Итог патристики: 4-11 вв., когда христ. церковь не была разделена, и когда складывается мировая религия, которая держится на следующих положениях:

  1. Вера – основа религии, задача человека возвышать дух и умерщвлять свою плоть.

  2. Феномен русской иконы

К истине можно прийти через веру. Этот процесс имеет ступени:

1) Процесс очищения (молитвой, напр.)

2) Посещение богослужения

3) Благодать: может опуститься в церкви или нет. Если опускается- значит, приходит откровение.

Именно в этот момент возникает множество школ, направление школ , орденов –христианство. Именно в католичестве в рез-те размышления над этими проблемами складывается теология - разумное объяснение ответов на вопросы.

Самая яркая фигура- Фома Аквинский- главный теоретик католицизма.

Он считал, что к истине можно прийти двояким путем (концепция двойственной истины).

К истине можно прийти через веру и через философию. Вера раскрывает духовный мир, а философия физич. мир.

Так как Бог создал мир, то он не может быть безобразным, и физич. мир так же прекрасен, как и духовный. «А какая дисциплина тебе поможет понять творение Бога?» Эта дисциплина- математика. Через математику можно понять красоту творения физического мира. Сразу после этой концепции в Европе в 13-14 вв. создавались первые университеты, где помимо богословия преподавались грамматика, математика и т.д.










6


Иванов Всеволод 10 - 102



Случайные файлы

Файл
referat old.doc
4688-1.rtf
98580.doc
81679.rtf
34989.rtf