Различные материалы к семинарам по философии (Германский мастерер и его время)

Посмотреть архив целиком


Р.Сафрански. Хайдеггер: германский мастер и его время



Сафрански Р.

21 Хайдеггер: германский мастер и его время / Пер. с нем. Т. А.

Баскаковой при участии В. А. Брун-Цехового; Вступ. статья В. В. Бибихина. --

2-е изд. -- М.: Молодая гвардия, 2005. -- 614[10] с: ил. -- (Жизнь замечат.

людей: Сер. биогр.; Вып. 956).

OCR: Ихтик (г.Уфа). ihtik.lib.ru


Книга Рюдигера Сафрански посвящена жизни и творчеству Мартина

Хайдеггера (1889--1976), философа, оказавшего огромное влияние на развитие

философии XX века; человека, после войны лишенного права преподавания и

всеми оставленного; немца, пытавшегося определить судьбы западноевропейской

метафизики и найти объяснение тому, что происходило на его глазах с

Германией и миром.





ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

Серия биографий

Основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким

ВЫПУСК 1156 (956)

УДК 14(092)

ББК 87.3

С 21

Перевод Т. А. БАСКАКОВОЙ при участии В. А. БРУН-ЦЕХОВОГО

Вступительная статья В. В. БИБИХИНА

Издание второе

Настоящий перевод осуществлен по изданию:

Rudiger Safransky. Ein Meister aus Deutschland: Heidegger und seine

Zeit. Frankfurt-am-Main, Fischer Taschenbuch Verlag, 1998.



ISBN 5-235-02849-X



© Carl Hanser Verlag, Munchen - Vien, 1994

© Баскакова Т. А., перевод, 2005

© Бибихин В. В., вступительная статья, 2002

© Издательство АО "Молодая гвардия", художественное оформление, 2005




Номер страницы следует за страницей -- (прим. сканировщика)

Знак "###" в тексте обозначает нераспознанные древнегреческие символы

-- (прим. сканировщика)







СОДЕРЖАНИЕ



В. В. Бибихин. Сила мысли ........................... 5

Предисловие ..................................... 19

Глава первая ..................................... 22

Глава вторая...................................... 39

Глава третья...................................... 72

Глава четвертая ................................... 91

Глава пятая ...................................... 111

Глава шестая ..................................... 133

Глава седьмая..................................... 156

Глава восьмая..................................... 180

Глава девятая..................................... 205

Глава десятая..................................... 240

Глава одиннадцатая ................................ 263

Глава двенадцатая.................................. 279

Глава тринадцатая ................................. 310

Глава четырнадцатая................................ 338

Глава пятнадцатая ................................. 358

Глава шестнадцатая ................................ 372

Глава семнадцатая ................................. 390

Глава восемнадцатая................................ 410

Глава девятнадцатая ................................ 422

Глава двадцатая ................................... 439

Глава двадцать первая............................... 465

Глава двадцать вторая............................... 487

Глава двадцать третья............................... 511

Глава двадцать четвертая............................. 535

Глава двадцать пятая................................ 561


Хроника жизни и творчества Мартина Хайдеггера .......... 570

Указатель цитат из работ на иностранных языках........... 572

Указатель упоминаемых работ Хайдеггера ................ 590

Предметный указатель .............................. 592

Именной указатель................................. 596

Сокращения названий хайдеггеровских работ.............. 602

Библиография .................................... 604

Дополнительная литература........................... 611












СИЛА МЫСЛИ



Штокхаузен назвал аккуратное взрезание умелыми самоубийцами 11 сентября

2001 двух высочайших в мире манхеттенских башен, человеческих муравейников,

при помощи двух больших пассажирских самолетов, наполненных людьми,

совершенным произведением искусства. С отвлеченной высоты он прав. А те

башни, надежные самолеты и деловитые люди в них и в башнях? Небоскребы со

всем что в них, боинги и столичные люди были давно уже созданием

европейско-американской цивилизации, небывалой в истории человечества. Их

драгоценность ощущается еще больше сейчас, когда мы с ними навсегда

расстались. Достоинство нашей современной культуры станет со всей остротой

ясно, когда обваливаться, как каменный Будда в Афганистане, начнет все. Тот

величайший в мире Будда был, кстати, тоже неповторимым произведением

искусства.


Бесподобные боевые машины, умные ракеты, взрезающие теперь в отместку

за разрушение планетарной столицы и ради восстановления справедливости

каменный Афганистан, первоклассные операторы этих чудес техники, летчики и

моряки -- тоже совершенные создания искусства. Восхищает дружная работа

слившихся с машинами, захваченных участием в слаженной операции команд.

Фантастическая электроника, которой они пользуются, интереснее современного

художества, как заметил четверть века назад Эжен Ионеско.


Леденит воображение и отчаянный восторг самоубийц, их отданность

сумасшедшей мечте, холодная ярость далекого расчета.


5



Нечеловеческий размах этих жестов цивилизации, умной воли к

изобретению, творчеству и разрушению, отнимает слова и велит думать,

вспоминать. Мы растеряны, опоздали. Уверенно продолжать сейчас свои

руководящие речи будут только те, кому не жалко тонких вещей. Почти все наши

слова и действия заранее обречены на неуспех. Тех, кто своей смертью вырвал

живой кусок из современного мира, уже нигде нет. Неудачей будет всякая

объявленная удача военно-полицейской охоты за призраками. Нехорошо, если,

иллюзорно утешенный, мир почувствует себя тогда вправе заснуть еще на годы.

Продолжится слепой захват вещей, осязаемых и мнимых -- в погоне за чем, в

надежде на что?


Жизнь человечества разошлась с бытием, увлекшись погоней за сущим.

Поэтому тайный судья в нас все меньше находит себе места в мире и миру места

в себе. Он разлучается с собственным телом. Рядом с его голой

самоубийственной правдой теряют заманчивость краски популярной публицистики

и находчивого журнализма. Языки заплетаются, невольно ощущая, насколько мало

стали нужны речи. Единственно важно сейчас только терпение тех, кто хочет и

ищет согласия жизни со спасением. Их негромкие голоса слышны в инстинкте

многих на Западе и на Востоке не мстить. Чего-то ждать можно теперь только

от тех, кто не спешит судить и надеется на мудрость тайны. Только Бог еще

может нас спасти, как сказал на подъеме германского экономического чуда

Мартин Хайдеггер.


Мудрость неприступна. Осваиваем не мы ее, а она нас, если мы согласимся

пойти в ее школу. Лежащая перед нами биография философа никак не претендует

быть введением в его мысль. Не только изложение, даже чтение его текстов

вовсе не обязательно приблизит его к нам. Сейчас десятки тысяч людей во всем

мире, студентов и исследователей, изучают выдающегося мыслителя XX века.

Литература о нем давно стала необозримой. Его тексты у нас есть, их много в

приближающемся к ста томам Полном собрании сочинений. Среди вороха текстов

мы рискуем промахнуться мимо, сделав шаг, настолько далекий от его мысли,

насколько возможно. Акт принятия к сведению и оценки больше и непоправимее

отдаляет от философа, чем если бы мы им не занимались, его высказываний не

знали и не упоминали о них никогда. Сообщение о философии, все равно какое

оно, обманывает уже подразумеваемым обещанием, будто философия относится к

вещам, о которых можно сообщить. Смысл ее в передаче всегда почему-то

оказывается дерзкий или плоский. Нас информируют о философах странно.


6



Чего главного обычно не хватает людям, которые, казалось бы, проявили

хорошую любознательность, решив среди прочего ознакомиться с очередным

авторитетом? Свободная мысль, которая сделала его великим, никогда не

подчинялась расписанию, всегда верила только захватывающей глубине вещей. И

мы тоже должны были бы увлечься самими вещами, их смыслом. Только тогда мы в

меру своей правдивости неожиданно приблизились бы к философу -- забыв о нем

в увлечении делом. Когда мы, не отдав себя делу мира, которым он был занят,

переводим взгляд с вещей, к которым он шел, и начинаем смотреть на его

личность, то мы уже не с ним. Так попытка заняться Хайдеггером может закрыть

его от нас.


Он предупреждал в позднем докладе "Время и бытие" [1] об иллюзии

словесной понятности философского произведения. "Если бы нам сейчас показали

в оригинале две картины Пауля Клее, созданные им в год его смерти, акварель

Святая из окна и, темперой на дерюге, Смерть и огонь, мы могли бы долго

простоять перед ними и -- расстаться со всякой претензией на

непосредственное понимание. Если бы сейчас, и именно самим поэтом Георгом

Траклем, нам было прочитано его стихотворение Семипеснь смерти, нам

захотелось бы слушать его часто, но мы расстались бы со всякой претензией на

непосредственное понимание. Если бы Вернер Гейзенберг пожелал сейчас

изложить нам фрагмент своей физико-теоретической мысли на пути к искомой им

формуле мира, то в хорошем случае двое или трое из слушателей, пожалуй,

смогли бы следовать за ним, но мы, остальные, беспрекословно расстались бы

со всякой претензией на непосредственное понимание. Иначе подходят к мысли,

которую называют философией. Она якобы преподносит понимание мира, а то и

прямо руководство к блаженной жизни. А ведь такая мысль, может быть,

оказалась сегодня в ситуации, требующей размышлений, которые далеко отстоят


Случайные файлы

Файл
30210.rtf
143791.doc
182261.rtf
154350.rtf
183762.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.