Материалы по философии (философия)

Посмотреть архив целиком

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ - (от лат. existentia — существование) — философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий.

Истоки Э. содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Поскольку предметное внешнее бытие выражает собой «неподлинное существование», обретение экзистенции предполагает решающий «экзистенциальный выбор», посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного бытия, детерминированного внешними факторами среды, к единственному и неповторимому «самому себе».

Принято делить Э. на религиозный и атеистический. Представители первого и более раннего направления Э. — Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представители второго, расцветшего во время второй мировой войны — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.

Э. — философия жизни. В этом смысле он составляет резко контрастирующую пару с аналитической философией, не менее влиятельной, чем Э., и надолго его пережившей. Как философское направление Э. кончился в 1960-е гг., аналитическая философия жива до сих пор. Сравним схематически эти два направления мысли ХХ в.:

зкзистенциализм

аналитическая ф-я

следование традиционным философским ценностям

резкий разрыв с традиционными философскими ценностями

главное — бытие и этика

главное — язык и познание

ориентация на реальную жизнь и личность

игнорирование философских ценностей проблемы жизни и личности

ориентация на интуицию

ориентация на логику

активная жизненная позиция

позиция академического философа

Вот есть предмет, изготовленный руками человека. Например, нож для разрезания бумаги. Он был сделан ремесленником, который при его изготовлении руководствовался определенным понятием. А именно понятием ножа. А также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой – приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который изготовил бы этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, предшествует его существованию. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию.

«Существование предшествует сущности» - это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально собой ничего не представляет. Человеком он становится лишь в последствии, причем таким, каким он себя сам сделает. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует. И он не только такой, каким себя представляет, но такой каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя и проявляет волю уже после того как начинает существовать, то первым принципом экзистенциализма Сартра является утверждение, что: «Человек – это то, что он сделает из себя сам».

«Человек – это, прежде всего проект, который переживается субъективно».1 Человек - существо, которое устремлено к будущему и сознательно себя в него проецирует. Прежде всего, он существует. После этого он начинает себя представлять и проявлять волю. И ничего не существует до этого проекта. И человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием обычно понимается сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они что-то из себя сделали. Можно иметь желание женится, вступить в какую-нибудь партию, написать книгу, но это будет скорее проявление более первоначального, спонтанного выбора, чем тот, который принято называть волей.

Но если существование предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, экзистенциализм отдает во владение каждому человеку его бытие и возлагает на него ответственность за существование. Но когда говорится о том, что человек ответственен, то это означает не только ответственность за свою индивидуальность, но и ответственность за всех людей.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникновение П. было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (напр., нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в др.-крайность, П. вовсе отверг теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п.), к-рые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, П. объявил ложными или лишенными смысла. Сам П. претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути П. есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Но сам П. не избежал участи прежней философии, ибо его собственные гл. положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) оказались не поддающимися опытной проверке и, следовательно, “метафизическими”. Основателем П. был Конт, к-рый ввел и термин “П.”. Исторически выделяют три этапа в развитии П. Представители первого — Конт, Э. Литтре, П. Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании об-ва на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.— эмпириокритицизма относится к 70—90-м гг. 19 в. и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, к-рого еще придерживались представители раннего П. В махизме проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм. Возникновение и формирование новейшего П., или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (О. Нейрат, Карнап, Шлик, Франк и др.) и берлинского Об-ва эмпирической философии (Рейхенбах, Ф. Крауз и др.), объединявших в себе мн. направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику (близки к этим направлениям операционализм, прагматизм). Осн. место на этом, третьем, этапе П. занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления П. пошли по линии сближения “логики науки” с математикой, по линии формализации гносеологических проблем.

НЕОПОЗИТИВИЗМ - одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм.). Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка - научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и др. В 1950-е гг. больший вес приобретает лингвистическая философия. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ - термин, обозначающий ряд философских концепций, возникших в 50-70-х гг. 20 в. в процессе критики неопозитивизма. К основным течениям постпозитивизма относят критический рационализм К. Поппера, «научный материализм» (Д. Армстронг), прагматический анализ (У. Куайн, М. Уайт), концепции П. Фейерабенда и Р. Рорти, различные варианты философского реализма. Постпозитивизм нередко отождествляют с аналитической философией.

ФРЕЙДИЗМ - общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения — у Фрейда, стремления к самоутверждению — у Ф. Адлера и т. п.).

НЕОФРЕЙДИЗМ - направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Главные представители — К. Хорни, Х. С. Салливан, Э. Фромм. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.

1 Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1989.


Случайные файлы

Файл
37433.rtf
29278.rtf
Kran RDK-25-2.doc
160914.rtf
153237.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.