К. Маркс. Тезисы о Фейербахе (К. Маркс. Тезисы о Фейербахе)

Посмотреть архив целиком

К. МАРКС

ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ1



1

Главный недостаток всего предшествующего материа­лизма включая и фейербаховский заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятель­ности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чув­ственными объектами, действительно отличными от мыс­ленных объектов, но самое человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в «Сущ­ности христианства» он рассматривает, как истинно чело­веческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязноторгашеской форме ее проявления. Он не понимает поэтому зна­чения «революционной», «практически-критической» дея­тельности.


2

Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать че­ловек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсто­ронность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от прак­тики, есть чисто схоластический вопрос.


3

Материалистическое учение о том, что люди суть про­дукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, это учение забывает, что об­стоятельства изменяются именно людьми и что воспита­тель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Ро­берта Оуэна).

Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.


4

Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворе­чивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своем противоре­чии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически рево­люционно преобразована.


5

Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность.

6

Фейербах сводит религиозную сущность к человече­ской сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действитель­ности она есть совокупность всех общественных отношений.

Фейербах, который не занимается критикой этой дей­ствительной сущности, оказывается поэтому вынужден­ным:

1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemut] обособленно и предположить абстрактного изолированного человеческого инди­вида;

2) поэтому у него человеческая сущность может рас­сматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.


7

Поэтому Фейербах не видит, что «религиозное чув­ство» само есть общественный продукт и что абстракт­ный индивид, подвергаемый им анализу, в действитель­ности принадлежит к определенной общественной форме.


8

Общественная жизнь является по существу практиче­ской. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.


9

Самое большее, чего достигает созерцательный мате­риализм. т. е. материализм, который понимает чувст­венность не как практическую деятельность, это—со­зерцание им отдельных индивидов в «гражданском об­ществе».

10


Точка зрения старого материализма есть «граждан­ское» общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человече­ство.


11

Философы лишь различным образом объясняли мир но дело заключается в том, чтобы изменить его.

1—4Печатается по тексту Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. изд. 2, т. 3, стр.


1 «Тезисы о Фейербахе» написаны К. Марксом в Брюсселе весной 1845 г. и находятся в его «Записной книжке» 1844—1847 го­дов. Впервые они были опубликованы Ф. Энгельсом в 1888 г. в при­ложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и ко­нец классической немецкой философии»; там же указаны место и время написания тезисов. Заглавие «Тезисы о Фейербахе» дано Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в соответствии с предисловием Энгельса к его работе «Людвиг Фейербах». В приложении к той же работе они были озаглавлены: «Маркс о Фейербахе». В «Записной книжке» Маркса имеется заголовок: «К Фейербаху».

Издавая «Тезисы» в 1888 г., Энгельс внес в них некоторые ре­дакционные изменения, чтобы сделать этот документ, не предна­значавшийся Марксом для печати, более понятным для читателя. В настоящем издании «Тезисы» даются в том виде, как они были опубликованы Энгельсом, с добавлением, на основании рукописи Маркса, тех курсивов и кавычек, которые отсутствуют в издании 1888 года.— 56.


Случайные файлы

Файл
12463-1.rtf
31074-1.rtf
58017.rtf
131244.rtf
61923.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.