Для вечерников МАИ (доклад по философии)

Посмотреть архив целиком

Структурные уровни материи и группы

В рамках теории групп и вариантов строго показывается на базе единственного физического постулата, откуда берутся все эти параллельные миры. Однако при первом знакомстве такие строгие и подробные рассуждения оказываются слишком сложны. Потому мы сейчас не будем объяснять, как теория групп и вариантов приходит к своей ключевой идее, а просто озвучим ее.

Основная идея состоит в том, что параллельные миры определяются структурными уровнями материи. А это означает, что сколько имеется базовых структурных уровней материи – столько имеется и соответствующих им параллельных миров. Но также это означает и то, что в каждом таком мире фундаментальным структурным элементом материи будет соответствующий этому миру структурный элемент. Т.е. нет никакой возможности в параллельном мире проникнуть внутрь структуры материи глубже, чем это определяет соответствующий ей структурный элемент.

Так, к примеру, ментальному миру, в котором мы каждую ночь видим сны, соответствует фундаментальный структурный элемент молекула. Это значит, что в ментальном мире попросту нет никаких элементарных частиц и атомов, из которых состоит физическая материя. Максимальный предел постижения структуры материи в ментальном мире – это уровень молекул. Именно они являются предельно элементарными частицами для этого мира. Аналогично и для остальных миров.

Почему это так? К сожалению, для ответа на этот вопрос необходимо не только знакомство с квантовой физикой и знание соотношения неопределенностей Гейзенберга, но и более детальное знакомство с теорией групп и вариантов, которого мы как раз таки в данной статье пытаемся избегать во имя краткости.

Рассмотрим теперь все существующие структурные уровни материи (см. таблицу 1), определяющие структуру веществ, структуру биологических форм и структуру космических образований.







Материя, ее свойства и виды

Содержание



Введение 2

Становление и развитие общих представлений о материи 3

Свойства и атрибуты материи 6

Философия о многообразии и единстве мира 9

Движение как способ существования материи. Основные формы движения

материи, их взаимосвязь и качественная специфика 12

Литература 18


Введение



Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность

заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также

в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и

взаимообусловленностей. В связи с этим перед философией и другими науками

стоит множество вопросов: Что такое материя? Как развивались представления

о ней? Как соотнести с понятием материи бесконечное множество конкретных

предметов, вещей? Какими свойствами она обладает? Вечна ли и бесконечна

материя? Что является причиной ее изменения? Какие виды материи известны в

настоящее время? Как осуществляется взаимный переход одних видов материи и

форм ее движения в другие? На основе каких законов это происходит? Наконец,

каким образом возникло такое свойство материи, как сознание?

Обращая свое внимание на окружающий нас мир, мы видим совокупность

разнообразных предметов, вещей. Эти предметы обладают самыми различными

свойствами. Одни из них имеют большие размеры, другие - меньшие, одни

просты, другие - более сложны, одни постигаемы достаточно полно

непосредственно чувственным образом, для проникновения в сущность других

необходима абстрагирующая деятельность нашего разума. Отличаются эти

предметы и по силе своего воздействия на наши органы чувств.

Однако при всей своей многочисленности и разнообразии самые различные

предметы окружающего нас мира имеют один общий, если так можно выразиться,

знаменатель, позволяющий объединить их понятием материи. Это общее есть

независимость всего многообразия предметов от сознания людей. В то же время

это общее в бытии различных материальных образований является предпосылкой

единства мира. Однако заметить общее в самых различных предметах, явлениях,

процессах - задача далеко не простая. Для этого нужна определенная система

сложившихся знаний и развитая способность к абстрагирующей деятельности

человеческого разума. Поскольку знания есть продукт приобретенный, причем

накапливаемый постепенно, в течение длительного времени, то многие суждения

людей о природе и обществе первоначально носили весьма неотчетливый,

приближенный, а порой и просто неверный характер. В полной мере это

относится и к определению категории материи.


Становление и развитие общих представлений о материи



Самый беглый анализ представлений древних ученых о материи

показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим

их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к какому-то

конкретному виду вещества или ряду веществ.

Во-вторых, признание материи в качестве строительного материала,

некоей первичной неизменной субстанции автоматически исключало выход за

пределы имеющихся о ней представлений. Тем самым каким-либо конкретным

видом вещества с присущими ему свойствами ограничивалось дальнейшее

познание, проникновение в сущность материи. Все же большой заслугой древних

материалистов было изгнание представлений о боге-творце и признание

взаимосвязи материи и движения, а также вечности их существования.

Заметный след в развитии учения о материи оставили мыслители Древней

Греции Левкипп и особенно Демокрит - родоначальники атомистического учения

об окружающем мире. Они впервые высказали мысыль о том, что все предметы

состоят из мельчайших неделимых частиц - атомов. Первичная субстанция -

атомы движутся в пустоте, и их различные сочетания суть те или иные

материальные образования. Уничтожение вещей, по Демокриту, означает лишь их

разложение на атомы. В самом понятии атома содержится нечто общее, присущее

различным телам.

Вместе с тем, хотя атомистическое учение и устанавливало общую

природу бытия микропредметов, однако оно не раскрывало в полной мере

понятия материи; в силу своей субстанциональности и ограниченности оно не

могло служить критерием общности всего многообразия видов материи. В

настоящее время мы знаем, что атомы различны по своей природе и структуре и

представляют лишь частицы вещества. Таким образом, у Демокрита мы видим

отождествление понятия материи с одним из конкретных ее проявлений, с

веществом.

Весьма важную попытку дать определение материи сделал французский

материалист XVIII века Гольбах, который в работе "Система природы" писал,

что "по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-

нибудь образом на наши чувства".

Здесь мы видим стремление выделить то общее в различных формах

материи, а именно: что они вызывают у нас ощущения. В этом определении

Гольбах уже отвлекается от конкретных свойств предметов и дает

представление о материи как абстракции. Вместе с тем определение Гольбаха

было ограниченным. Оно не раскрывало до конца сущности всего того , что

воздействует на наши органы чувств, оно не раскрывало специфики того, что

не может воздействовать на наши чувства. Эта незавершенность предложенного

Гольбахом определения материи создавала возможности как для

материалистической, так и идеалистической ее трактовки.

К концу прошлого века естествознание, и в частности физика, достигло

достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось,

незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон

сохранения и превращения энергии, установлен Дарвиным эволюционный путь

развития живой природы, Менделеевым создана периодическая система

элементов. Основой бытия всех людей, предметов признавались атомы -

мельчайшие, с точки зрения того времени, неделимые частицы вещества.

Понятие материи отождествлялось, таким образом, с понятием вещества, масса

характеризовалась как мера количества вещества или мера количества материи.

Материя рассматривалась вне связи с пространством и временем. Благодаря

работам Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения

электромагнитного поля и электромагнитная природа света. При этом

распространение электромагнитных волн связывалось с механическими

колебаниями гипотетической среды - эфира. Физики с удовлетворением

отмечали: наконец-то, картина мира создана, окружающие нас явления

укладываются в предначертанные им рамки.

Оценивая в целом представления классической физики XIX в. о строении

и свойствах материи, отметим, что они страдали теми же недостатками, что и

учения древних. Точка зрения на материю как на первичную, неизменную

субстанцию и отождествление ее при этом с веществом содержали в себе

предпосылки возможности критических ситуаций в физике. И это не замедлило

сказаться.

На благополучном, казалось, фоне "стройной теории" вдруг последовала

целая серия необъяснимых в рамках классической физики научных открытий. В

1896 г. были открыты рентгеновские лучи. В 1896 г. Беккерель случайно

обнаружил радиоактивность урана, в этом же году супруги Кюри открывают

радий. Томсоном в 1897 г. открыт электрон, а в 19О1 г. Кауфманом показана

изменчивость массы электрона при его движении в электромагнитном поле. Наш

соотечественник Лебедев обнаруживает световое давление, тем самым

окончательно утверждая материальность электромагнитного поля. В начале ХХ

в. Планком, Лоренцом, Пуанкаре и др. закладываются основы квантовой

механики, и, наконец, в 19О5 г. Эйнштейном создается специальная теория

относительности.

Многие физики того периода, мыслящие метафизически, не смогли понять

сути этих открытий. Вера в незыблемость основных принципов классической

физики привела их к скатыванию с материалистических позиций в сторону

идеализма. Логика их рассуждений была такова. Атом - мельчайшая частица


Случайные файлы

Файл
22832-1.rtf
referat_Tukai.doc
181794.rtf
162524.rtf
102710.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.