Пространство и время в физике (149941)

Посмотреть архив целиком

 

Министерство науки, высшей школы и технической политики

Российской федерации

 

Саратовский ордена трудового красного знамени государственный

университет им. Н. Г. Чернышевского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

 

соискателя звания к.ф.-м.н.

инженера кафедры физики твёрдого тела

Бабаяна Андрея Владимировича.

 

Тема: Пространство и время в физике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Саратов - 1994 г.


 

 

1

СОДЕРЖАНИЕ

лист

ВВЕДЕНИЕ 2

 

1. Развитие пространственно-временных представлений

в классической механике 3

 

2. Пространство и время в теории относительности

Альберта Эйнштейна 8

 

2.1. Специальная теория относительности 8

 

2.2. Пространство и время в общей теории

относительности и релятивистской

космологии 10

 

3. Пространство и время в физике микромира 15

 

3.1. Пространственно-временные представления

квантовой механики 15

 

3.2. Прерывность и непрерывность пространства и

времени в физике микромира 18

 

3.3. Проблема макроскопичности пространства и

времени в микромире 20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

 

ЛИТЕРАТУРА 24

 


 

 

2

ВВЕДЕНИЕ.

 

Диалектический материализм исходит из того, что "в мире

нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не

может двигаться иначе, как в пространстве и во времени"(*).

Пространство и время, следовательно, выступают фундаментальными

формами существования материи. Классическая физика

рассматривала пространственно - временной континуум как

универсальную арену динамики физических объектов. Однако

развитие неклассической физики ( физики элементарных частиц,

квантовой физики и др. ) выдвинуло новые представления о

пространстве и времени. Оказалось, что эти категории неразрывно

связаны между собой. Возникли разные концепции: согласно одним,

в мире вообще ничего нет, кроме пустого искривленного

пространства, а физические объекты являются только проявлениями

этого пространства. Согласно другим, пространство и время

присущи лишь макроскопическим объектам.

Как видно, современная физика настолько разрослась и

потеряла единство, что в ее различных разделах существуют прямо

противоположные утверждения о природе и статусе пространства и

времени. Этот факт требует тщательного исследования, так как

может показаться, что представления современной физики

противоречат фундаментальным положениям диалектического

материализма.

Правда, следует отметить, что в современной физике речь

идет о пространстве и времени как о физических понятиях, как о

конкретных математических структурах, наделенных

соответствующими семантическими и эмпирическими интерпретациями

в рамках оределённых теорий, и что выяснение макроскопичности

подобных структур не имеет прямого отношения к положению

диалектического материализма об универсальности пространства и

времени, так как в этом речь идет уже о философских категориях.

Начинать исследование целесообразно с представлений

античной натурфилософии, анализируя затем весь процесс развития

пространственно - временных представлений вплоть до наших дней.

 

ДДДДДДДДД

(*) Ленин В.И. ПСС, т. 18, с. 181.


 

 

3

1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО - ВРЕМЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКЕ.

 

В анализе античных доктрин о пространстве и времени

остановимся на двух: атомизме Демокрита и системе Аристотеля.

Атомистическая доктрина была развита материалистами

Древней Греции Левкиппом и Демокритом. Согласно этой доктрины,

всё природное многообразие состоит из мельчайших частичек

материи ( атомов ), которые двигаются, сталкиваются и

сочетаются в пустом пространстве. Атомы ( бытие ) и пустота (

небытие ) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и не

уничтожаются, их вечность проистекает из безначальности

времени. Атомы двигаются в пустоте бесконечное время.

Бесконечному пространству соответствует бесконечное время.

Сторонники этой концепции полагали, что атомы физически

неделимы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Множество

атомов, которые не разделяются пустотой, превращаются в один

большой атом, исчерпывающий собой мир.

Сама же концепция была основана на атомах, которые в

сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира. В

основе этих атомов лежат амеры ( пространственный минимум

материи ). Отсутствие у амеров частей служит критерием

математической неделимости. Атомы не распадаются на амеры, а

последние не существуют в свободном состоянии. Это совпадает с

представлениями современной физики о кварках.

Характеризуя систему Демокрита как теотию структурных

уровней материи - физического ( атомы и пустота ) и

математического ( амеры ), мы сталкиваемся с двумя

пространствами: непрерывное физическое пространство как

вместилище и математическое пространство, основанное на амерах

как масштабных единицах протяжения материи.

В соответствии с атомистической концепцией пространства

Демокрит решал вопросы о природе времени и движения. В

дальнейшем они были развиты Эпикуром в систему. Эпикур

рассмотривал свойства механического движения исходя из

дискретного характера пространства и времени. Например,

свойство изотахии заключается в том, что все атомы движутся с

одинаковой скоростью. На математическом уровне суть изотахии

состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один

"атом" пространства за один "атом" времени.

Таким образом, древнегреческие атомисты различали два типа

пространства и времени. В их представлениях были реализованы


 

 

4

субстанциальная и атрибутивная концепции.

Аристотель начинает анализ с общего вопроса о

существовании времени, затем трансформирует его в вопрос о

существовании делимого времени. Дальнейший анализ времени

ведётся Аристотелем уже на физическом уровне, где основное

внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения. Аристотель

показывает. что время немыслимо, не существует без движения, но

оно не есть и само движение.

В такой модели времени реализована реляционная концепция.

Измерить время и выбрать единицы его измерения можно с помощью

любого периодического движения, но, для того чтобы полученная

величина была универсальной, необходимо использовать движение с

максимальной скоростью. В современной физике это скорость

света, в античной и средневековой философии - скорость движения

небесной сферы.

Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего

отношения предметов материального мира, оно понимается как

объективная категория, как свойство природных вещей.

Механика Аристотеля функционировала лишь в его модели

мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но

это лишь один из уровней космоса Аристотеля. Его

космологическая модель функционировала в конечном неоднородном

пространстве, центр которого совпадал с центром Земли. Космос

был разделен на земной и небесный уровни. Земной состоит из

четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня; небесный - из

эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом движении.

Эта модель просуществовала около двух тысячелетий.

Однако в системе Аристотеля были и другие положения,

которые оказались более жизнеспособными и во многом определили

развитие науки вплоть до настоящего времени. Речь идёт о

логическом учении Аристотеля на основе которого были

разработаны первые научные теории, в частности геометрия

Евклида.

В геометрии Евклида наряду с определениями и аксиомами


Случайные файлы

Файл
42837.rtf
25600-1.rtf
124699.rtf
74011.rtf
11821-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.