Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль (скачать главу)

1.1.            Алфавит и словарь языка Паскаль

1.1.1.     Величины в Паскале  

1.1.2.     Структура программы  

1.2.            Типы данных  

1.2.1.     Целочисленные типы данных

1.2.2.     Вещественные типы данных

1.2.3.     Символьный тип

1.2.4.     Логический тип

1.3.            Арифметические операции и стандартные функции

1.4.            Ввод и вывод данных

1.4.1.     Ввод данных с клавиатуры

1.4.2.     Вывод данных  

 

Глава 2. Операторы языка Паскаль (скачать главу)

2.1.            Общие сведения  

2.2.1.      Оператор присваивания  

2.2.2.      Оператор вызова процедуры

2.2.3.      Оператор безусловного перехода

2.2.4.      Пустой оператор

2.3.            Структурные операторы  

2.3.1.      Составной оператор  

2.3.2.      Условные операторы  

2.3.3.      Операторы повтора (цикла) 

 

Глава 3. Процедуры и функции (скачать главу)

3.1.              Стандартные библиотечные модули  

3.2.              Процедуры  

3.3.              Функции  

 

Глава 4. Массивы (скачать главу)

4.1.              Одномерные массивы  

4.2.              Двумерные массивы  

 

Глава 5. Строковые величины (скачать главу)

5.1.              Символьные величины  

5.2.              Строковые величины  

Глава 6. Графика в системе Турбо Паскаль (скачать главу)

6.1.              Общие сведения  

6.1.1.      Базовые процедуры и функции

6.1.2.      Экран и окно в графическом режиме

6.2.1.      Вывод простейших фигур

6.2.2.      Построение многоугольников  

6.2.3.      Построение дуг и окружностей  

6.2.4.      Работа с текстом

6.2.5.      Построение графиков функций  

6.2.6.      Циклы в графике. Моделирование случайных процессов

6.2.7.      Создание иллюзии движения


Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль

Алфавит языка Турбо Паскаль

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

  • Как ввести информацию в память (ввод).  

  • Как хранить информацию в памяти (данные).  

  • Как указать правильные команды для обработки данных (операции).

  • Как передать данные из программы пользователю (вывод).

Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

  • некоторые из них выполнялись только в случае, если соблюдается некоторое условие или ряд условий (условное выполнение);  

  • другие выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);

  • третьи выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно выполнены в разных местах программы (подпрограммы).

Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования: ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы и на их основе строить программы.

Это список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

  • Turbo.exe – интегрированная среда программирования;  

  • Turbo.hlp – файл, содержащий данные для оперативной подсказки;

  • Turbo.tp – файл конфигурационной системы;

  • Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.

Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.

После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта RunRun.

Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать FileSave (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

Выход из системы программирования: выход в меню, пункт FileExit.

1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

Алфавит Паскаля составляют:  

  • прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, CY, Z, a, b, c,…y, z ;  

  • десятичные цифры: 0, 1, 2,…9;  

  • специальные символы: + - * / > < = ; # ‘ , . : {} [] ( )  

  • комбинации специальных символов , которые нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций: «:=», «..», «<>», «<=», «>=», «{}».  

  • Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова (см таб.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т.д. служат стандартные идентификаторы, например Sqr, Sqrt и т.д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:  

  • Идентификатор начинается только с буквы (исключение составляют специальные идентификаторы меток).  

  • Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания.  

  • Максимальная длина – 127 символов.  

  • При написании идентификаторов можно использовать прописные и строчные буквы.  

  • Между двумя идентификаторами должен стоять хотя бы один пробел.

Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль

Absolute

Абсолютный

Library

Библиотека

And

Логическое И

Mod

Остаток от деления

Array

Массив

Not

Логическое НЕ

Begin

Начало блока

Or

Логическое ИЛИ

Case

Вариант

Of

Из

Const

Константа

Object

Объект

Div

Деление нацело

Procedure

Процедура

Go to

Переход на

Program

Программа

Do

Выполнять

Repeat

Повторять

Downto

Уменьшить до

String

Строка

Else

Иначе

Then

То

End

Конец блока

To

Увеличивая

File

Файл

Type

Тип

For

Для

Until

До

Function

Функция

Uses

Использовать

If

Если

Var

Переменная

Interrupt

Прерывание

While

Пока

Interface

Интерфейс

With

С

Label

Метка

Xor

Исключающее ИЛИ

Таблица 1

  Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетание. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.


Случайные файлы

Файл
5283.rtf
151389.rtf
102956.rtf
kursovaja-new.doc
15024.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.