Храмы Санкт-Петербурга (148772)

Посмотреть архив целиком

13



Содержание.


1.Введение………………………………………………………………3

2.Казанский собор……………………………...………………………4

3.Алексндро –Невская лавра и её святыни…………………………...7

3.1.Никольская кладбищенская церковь………………………………9

3.2. Рака с мощами Святого кн. Александра Невского………………9

3.3.Икона преп. Серафима Саровского Чудотворца……………….…9

3.4.Икона Божией Матери "Скоропослушница"…………………….10

4.Исакиевский собор…………………………………………………..10

5.Заключение…………………………………………………………..13

6.Список литературы………………………………………………….14































Введение Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И он оправдывает это название . Здесь располагается большая часть всего культурного наследия нашей Родины : музеи , памятники ,театры , парки , великолепные образцы архитектурного творчества ну и конечно храмы .

Я посвящаю свою работу храмам , церквям и соборам Санкт-Петербурга

Потому , что они явлются неотъемлемой частью ансабля города .Трудно представить себе Петербург без его храмов и так-же трудно переоценить вклад церкви в становление города на Неве и России в целом.

К сожалению невозможно вместить в рамки моей работы подробное описание всех храмов , соборов и церквей Санкт-Петербурга . Поэтому я подробно остановлюсь на 3-х наиболее выдающихся . На мой взгляд это Исакиевский собор , Казанский собор и Александро-Невская лавра .






























Казанский собор.


Как видно из названия собор был построен в честь иконы Казанской Божей матери , одной из самых почитаемых на Руси . Из всего многообразия образов только петербуржский и московский пользовались известностью во всей империи.

Сама икона , датируемая концом XVI века , появилась в Петербурге в 1710 году , её привезла из Москвы царица Параскева Федоровна. Вначале икона была помещена в "небольшой светличке" — деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.

В1733 году по проекту М . Г . Земцова на Невском проспекте была заложена каменная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней на входе . . Ее освятили З.VII.1737 в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное — мастер И. Геринг, иконы написали И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев.

Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге .

В 1799 Император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор св. Петра. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента Академии художеств.

27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм, который возводился целое десятилетие и обошелся казне в 4,7 млн. руб. Его освящение в высочайшем присутствии совершил 15.IХ.1811 митрополит Амвросий.

Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов, а в 1837 у Невского проспекта торжественно открыты памятники Кутузову и Барклаю, отлитые по модели Б. И. Орловского.



Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами и статуями. Их исполнили ведущие мастера ампира: рельефы — И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, статуи — С. С. Пименов, Мартос, В. И. Демуг-Мали-новский, но не все из задуманного удалось осуществить. Огромные северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых "райских дверей" XV века во флорентийском баптистерии. Из барельефов в интерьере уже в прошлом веке уцелели всего два: "Несение креста" Ф. Ф. Щедрина и "Взятие под стражу" Ж. Рашетта.

Сейчас от богатейшей внутренней отделки храма осталось не так много, хота по-прежнему великолепные 56 колонн из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами эффектно оформляют интерьер, создавая ощущение величия и простора. Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа были поручены видным академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С. Пекину, О. А. Кипренскому и др. (большинство ныне хранится в Русском музее).>

Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви, укрепленные под куполом, а Ж. Герен — огромное, в 180 свечей, паникадило. Ко дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом.После изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах. В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть лет спустя — чеканные серебряные хоругви.

В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведен большой реста врационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К. Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни.

Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.

В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И. Вольских, а также старинный крест XVII века с частицами св. мощей. К освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д. И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов.

Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне— манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И. А. Тюриным.

Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить избавление города от холеры в 1849 году.

Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались "царские дни", когда на богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные сановники. При пении "Тебe, Бога, хвалим" с Петропавловской крепости гремел пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января — на свой национальный праздник св. Саввы — столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном.

С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.

28.Х.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916 впервые в столице пасхальную за утреню служили у храма, на площади перед ним.

Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Тимофея Ферапонтовича Мысловского, автора книги "Молитвы за умерших", и последнего (с 1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного деятеля, одного из новомучеников. В конце ноября 1920 митрополит Вениамин освятил в соборе придел свмч. Ермогена, патриарха Московского.

Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт для верующих (решение Леноблисполкома от 26.ХII.1931 и Президиума ВЦИК от 10.III.1932), а 15 ноября того же года открыт как Музей истории религии и атеизма.

Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у правого клироса. В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного епархии Казанского собора возобновились богослужения, через год — в главном; предусматривается переезд музея в другие здания и полная передача собора верующим.

29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое достоинство.


Александро-Невская лавра и её святыни.

Александро-Невская Лавра — ныне действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербурга.

Он был основан императором Петром I в память великого князя Александра Невского(причисленного к лику святых в 1547году) . Монастырь основан на том месте, где, по преданию, сын князя Александра Ярославича (Невского) кн. Андрей в 1301г. одержал победу над шведами. Первый настоятель Невского монастыря архим. Феодосий, назначенный императором Петром I, еще в 1710г. водрузил крест на месте будущего монастыря с надписью "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царского Пресветлого Величества, на сем месте имеет создатися монастырь". Но официальной датой основания монастыря принято считать дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713г., хотя уже с 1712г. началось общежительное житие братии и строительство монастыря. С самого начала при монастыре был учрежден госпиталь и богадельня для офицеров и служилых людей. С 1720г. открылась школа для детей священнослужителей, впоследствии выросшая в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, а при Павле I получившая статус Духовной Академии. Каменное строительство началось с 1717г. по проекту архитектора Доменико Трезини, утвержденному Петром I в 1715г. На правом берегу реки Монастырки была возведена первая каменная Лазаревская церковь над могилой любимой сестры императора Петра I Наталии Алексеевны.

До учреждения Святейшего Синода в Александро-Невской обители были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. В Духовной Академии осуществлялась подготовка первоклассных духовных кадров. Начиная с петровских времен монахи Невского монастыря служили на флоте, несли послушания в приписных монастырях, многие из них становились архимандритами знатнейших монастырей России и иерархами Церкви. Александро-Невский монастырь с самого его основания был поставлен над всеми русскими монастырями.

Ему покровительствовали все российские государи и государыни. Настоятель назначался личным указом императора. 18(31) декабря 1797г. указом Павла I монастырь был переименован в Лавру со штатом наравне с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой. При Павле I была введена традиция награждения духовных лиц орденами. Первым из духовных лиц, удостоившийся чести быть награжденным орденом, стал митрополит Гавриил (Петров). В 1796г. ему был пожалован орден Св. Ап. Андрея Первозванного.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра стала одним из Первых крупных архитектурных ансамблей северной столицы. За период строительства сменилось несколько архитекторов, но основная идея, заложенная в проекте Д.Трезини (не просто монастырь, но резиденция, учреждение и дворец вместе взятые), была сохранена. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра наряду с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством сформировала архитектурный облик северной столицы. Здесь работали талантливейшие архитекторы своего времени: Д.Трезини, Т.Швертфегер, П.Трезини, М.Земцов, Л.Пустошкин, Ф.Королев, А.Мышецкий, П.Еропкин, М.Расторгуев, И.Старов и др. В 1722г. состоялась закладка центральной соборной церкви (Свято-Троицкого собора

С самого начала лавра строилась как усыпальница для членов царской семьи, высоких государственных чиновников,полководцев, деятелей искусстваи культуры.Здесь погребены:Суворов,Ломоносов, Фонвизин,Крылов, Достоевский,Мусоргский,Чайковский,Шишкин и др. известные люди.

В Лавре были собраны огромные духовные и исторические ценности: древние рукописи, святые мощи, кресты, иконы в драгоценных окладах. Таким образом, наряду с кунсткамерой, Лавра стала одним из первых музеев России.

С 1922г. в Лавре были закрыты все церкви. Монастырь упразднен. Но, по неизреченной милости Господа нашего Иисуса Христа, по Святой Его воле сегодня монастырь постепенно возрождается к жизни. Вновь идет строительство. С каждым днем увеличивается количество братии, открываются мастерские: швейная, столярная, иконописная. Официальная дата возрождения монастыря — 5 апреля 1996г. С 1956г. Русской Православной Церкви был возвращен Троицкий собор, с 1987г. открыта Никольская (кладбищенская) церковь, ныне переданная монастырю. В обеих церквах совершаются службы, согласно церковному чину. Главными праздниками Александро-Невской Лавры являются: День Святой Троицы Пятидесятницы, праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 1/14 октября; праздник иконы Божией Матери "Скоропослушница" 9/22 ноября; 23 ноября/6 декабря — день преставления блгв.вел.кн. Александра Невского (1263г.), а также 30 августа/12 сентября (1724г.) — первое и 21 мая/3 июня (1989г.) — второе перенесение его мощей.


Случайные файлы

Файл
41505.rtf
diplom.doc
56596.rtf
102820.rtf
ТОИ Р- 66-38-95.doc