Лекции по истории (лекции (1))

Посмотреть архив целиком

Древнерусское государство в 9-13 веках.



1) Проблема происхождения восточных славян и образование древнерусского гос-ва.

2) Принятие христианства.

3) Феодальная раздробленность.

4) Экспансия на Русь востока и запада.



1) Происхождение восточных славян и образование древнерусского государства.

Проблема до сих пор остается спорной в современной науке. По этому вопросу существуют две распространённые точки зрения:

согласно первой из них прародиной славян считается территория между реками Одер и Висла, а согласно второй - территория между Одером и средним течением Днепра.

Выделение славян из индоевропейской общности совпало по времени с великим переселением народа. В результате славяне оказались разбросаны по данной территории от Волги до Эльбы (с востока на запад) и от русского севера до Средиземноморья (с севера на юг).

Древние (2-3 века) и византийские (6-8 века) авторы упоминали 11111 : анты, венеды, словены. Именно анты и являлись восточными славянами, они проживали в северном причерноморье, но под воздействием пришлых кочевых оваров вынуждены были сместиться на северо-восток и заселить огромную территорию Восточно-Европейской равнины. Так, к середине 9 века по данным древнейшего летописного свода "повести временных лет" (начало 12 века) проживало около 15 восточно-славянских племён. Наиболее крупные из них, поляне, древляне, полочане, кривичи, славяне, ильинские, проживали вдоль торгового пути из варяг в греки, соединённого Балтийским и Чёрным морями. По своей сути они представляли собой не племена, а союзы родственных племён, находившиеся на окончательной стадии развития первобытно-общинного строя.

Существовали и союзы общественных союзов- суперсоюзов. Один из них полиэтнический с центром в Нвгороде, куда вместе со славянскими племенами (кривичи и словени ильинские) входили финоугорские племена: чудь, мерь, весь. Основной задачей соперсоюза являлась защита территории от набегов воинственных соседей, жителей скандинавского полуострова - норманов, которых на Руси звали варягами. Именно с ними связана проблема образования древнерусского государства.

Государство- система права и управления, действующая на определённой территории. Главный признак государства - система управления.

Система управления влечёт за собой появление системы принуждения, налоговой и законодательной систем.

Существуют две основные теории образования древнерусского государства: норманская и антинорманская. Норманская теория подразделяется на новую и старую.

Норманская (старая) теория:

Была придумана в России в 18 веке приглашёнными немецкими учёными: Миллером, Байером и Шлёцером. Они утверждали, что славяне всилу своей несостоятельности и слабой умственной способности были не способны создать государство, и за них это сделали норманы выступив в роли либо завоевателей, либо посредников.

Норманская теория опирается на "повесть временных лет", её суть такова: в 858-859 гг славянские и финоугорские племена объединившись изгнали варягов. Однако вскоре последовавших меж тем войн, наиболее дальновидные славяне решили для наведения порядка пригласить варягов. На призыв откликунлся вождь скандинавского племени "Русь", Рюрик, который в 868 г. прибыл в Новгород вместе с дружиной и покорил впоследствии Изгорск, Белоозеро и Полск. Воеводы Рюрика, Аскольд и Дир, отправились дальше на юг - на службу в Византию, но по пути передумали, захватили Киев и остались там.

В 879 г. после смерти Рюрика Аскольд и Дир попытались провести независимую от Новгорода политику, но были убиты соратником Рюрика, Олегом, выполнявшим роль опекуна над малолетним сыном Рюрика, Игорем.

В 882 г. Олег совершил набег на Киев и восстановил единство варяжской общины.

Норманская теория ненаучна, т.к. современная наука доказала, что нельзя научить народ государственности,а тем более создать государство путём захвата без наличия в самом государстве необходимых предпосылок, поэтому приянто опираться на новую норманскую теорию (современные датские и шведские учёные утверждают, что государство восточных славянвозникло в ходе длительного развития, но варяги оказали на этот процесс огромное влияние, дав формирующемуся государству прявящую династию и название).

Сторонники антинорманской теории делают упор на факторы внутреннего развития. Действительно, по данным археологии к началу 9 века у восточных славян уже наблюдались все необходимые для образования государства предпоссылки: совершенствование орудий труда, отделение ремесла от земледелия,развитие торговли, рост городов.

Всё это привело к возникновению внутри славянского общества имущественного расслоения, которое повлекло за собой деление славян на группы, отличающиеся между собой по имущественному статусу.

Для урегулирования отношений между группами должен был возникнуть аппарат управления, аппарат принуждения, налоговая система и правовая система.

По данным той же археологии доля вещей неславянского происхождения (раскопки культурных слоёв 8-10 веков) не превышает 6%, что указывает на незначительное участие неславянских народов.

2) Принятие христианства. Причины:

1. В условиях социально-экономической и политической дифференциации населения сохранение язычества в качестве государственной религии могло спровоцировать острый социальный конфликт . Язычество учило, что человек возрождается в загробном мире тем, кем был до смерти (раб-рабом, господин-господином), поэтому каждый язычник при жизни стремился сохранить свободу и обрести богатство. Однако развитие древнерусского гос-ва сопровождалось ростом числа полузависимого и несвободного населения: холопы, челядь, рядовичи и изгои.

Перспектива быть холопом после смерти могла толкнуть людей на бунт. Проблему снимало принятие христианства с его постулатами: "Повинуйся господину своему!" и обещаниями райской жизни.

2. По мере роста дифференциацией занятий населения язычество не могло гарантировать идеологического единства внутри славянского общества, т.к. представители каждой профессии поклоняются каждый своим богам: войны-Пернеу, скотоводы-Авелису, гончары-Сварожичу, крестьяне-Симаргу (крылатый пёс).

3. Язычество не могло обеспечить единства и на межэтническом уровне, т.к. язычество словенских, балтийских и финноугорских племён существенно отличается друг от друга.

4. Язычество возникло у славян раньше государства и поэтому в поддержке не нуждалось и следовательно, гос-во их слабо контролировало. Язычественные жрецы, обладая огромным авторитетом у населения, часто вступали в конфликты с князьями, подрывая их власть. Поэтому требовалась новая религия, которая изначально могла поставить под 11111

5. Язычество препятствовало в достижении Русью международного равноправия и полностью исключало возможность заключения динпстических браков.

6. Субъективная причина:

Мощь киевской крестьянской купеческой общины к тому моменту, когда в Киев и Новогород приехал будущий креститель Руси, князь Владимир. (историк Гумилёв)



феодальная раздробленность. основная причина:

1. с характерными для него низким уровнем производственных отношений и орудий труда. В результате в разных землях киевской руси производился примерно одинаковый набор товаров, что препятствовало формированию между этими землями экономических связей и экономической заинтересованности друг в друге. Как следствие киевская Русь представляла собой рыхлое политическое объединение, которое удерживалось лишь силой оружия. По мере ослабления влияния политического центра, т.е. Киева, Киевская Русь была обречена на распад. Ослабление влияния Киева из-за постоянной борьбы за власть между князьями и падением значения торгового пути из варяг в греки, от эксплуотации которого больше всего богател Киев.

3. Развитие вотчиного (боярского) землевладения. На первом этапе это способствовало делению Руси на ряд удельных княжеств, так как местные бояре, заинтересованные в своём князе, поддерживали его в борьбе с князем киевским. На втором этапе это привело к давлению уже выделившихся княжеств, так как бояре по мере роста своего могущества перестают нуждаться в местном князе и вступают с ним, а также между собой, в борьбу.

4. Ликвидация фактора внешней опасности в лице кочевых племён половцев, разбитых в начале 12 века.

После смерти Ярослава Мудрого, в 1054 году, власть распределилась между его тремя старшими сыновьями: Изяслав (Киев), Святослав (Чернигов) и Всеволод (Ростов и Суздаль). Камнем преткновения между братьями стал лествиничный принцип наследования удельных княжеств и ставшего киевского престола, по которому власть передавалась 111, а от старшего брата к младшему и лишь по окончанию их ветви-от старшего сына старшего брата, к старшему сыну младшего брата. Сыновья, чьи отцы не успевали побывать на киевском престоле, вселяли право как на Киев, так и на свой родовой удел, поэтому уже в 1073 году между братьями вспыхнула война. Последний из ярославичей умер в 10, после чего согласно листвинечному принципу власть перешла старшему сыну Изяслава, Сятополку. Но он не мог уже контролировать ситуацию в стране и в 1097 году в Люриче! собрался княжеский вспыхнуло восстание и к власти пришёл съезд, который провозгласил "Каждый додержит вотчину свою". Таким образом, ликвидировалась зависимость местных княжеств от Киева, что и стало юридическим опровением феодальной раздробленности.

После смерти Святополка в 1113 году1111111111111111 и к власти приишёл старший сын Всеволода, Владимир Мономах 1113-1125 г.г. он и его старший сын 25-32 сумели временно объединить русские земли, используя факторы внешней опасности в лице половцев, но после их разгрома уже ничто не могло остановить разгром Руси. оСНОВНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ на Руси во время феодальной раздробленности стали Владимиро-Суздальское и Гальско-Волынское княжество и Новгородская республика.


Случайные файлы

Файл
107020.rtf
80808.rtf
135341.doc
124891.rtf
30102-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.