Шпаргалки по теории государства и права (8)

Посмотреть архив целиком

8. Общ-ое устройство, власть и управление в первобытном общ-ве. В истории человеческого общ-ва первобытное общ-во занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов. Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось что в начале сущ-ал матриархат т.е. материнский род в котором господствовала женщина и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат с которым начинается разложение первобытного общ-ва. В соврем-ой науке данная периодизация подвергается критике и некоторые ученые считают что матриархат имел место только у некоторых народов кроме того матриархат рассматривается как тупиковый путь развития. Вместо данной периодизации совр-ой наукой предлагается др. периодизация, согласно которой первобытное общ-во проходит три периода: ранний, средний, поздний. Ранний - период становления первобытнообщинного строя, период праобщины. Средний – период зрелости первобытного общ-ва, родовая община. Поздний – период распада или эпоха классообразования. Кроме этой периодизации в совр. Науке предлагается и др. периодизация: первобытное общ-во проходит два этапа или периода: 1ый – период присваивающей экономики, 2ой период производящей экономики. До своего разложения первобытное общ-во просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода – присваивающая. Находясь в зависимости от природы люди должны были действовать сообща – это определяло соответствующую организацию - род, родовая община. Род это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), но род это не просто семья – это семейно - производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и соц-ом равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Что определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ. Родовая община являясь формой организаций человеческого общ-ва знала власть и управление. Власть в родовой общине принадлежала прежде всего родовому собранию. Оно решало все важнейшие вопросы жизни рода и для решения текущих дел избирались старейшины. Старейшина избирался из мудрых уважаемых членов рода. Ни какими привилегиями он не пользовался и трудился со всеми. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военноначальник при необходимости и др. должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и др. Кроме родовой общины первобытное общ-во знало и некоторые др. более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем – объединение нескольких родов близких по родственным связям. Власть в первобытном общ-ве принято называть патестарной. Такая власть не знала каких либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общ-ва, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.