Шпаргалки по теории государства и права (102)

Посмотреть архив целиком

102. Мусульманская правовая сис-ма. Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), он от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Др. часть юр-ски значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и др нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, и после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники — "праведные" халифы. Опираясь на Коран и сунну они формулировали новые правила поведения, соответствия ющие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие му­сульманского права оказали исламские правоведы и мусуль­манские судьи — кади. Их роль в формировании мусульман­ской правовой сис-мы была столь значительной, что неко­торые исследователи стали определять мусульманское пра­во как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество но­вых предписаний. К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и "ворота исканий" для его исследователей и реформаторов закрылись. Му­сульманские судьи лишились права при отсутствии в Кора­не, сунне и другие источниках нужных норм выносить ре­шения по своему усмотрению. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целост­ность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юр-ой школы обеспечивалась государством, его право­вой политикой. В результате наднациональное мусульман­ское право оказалось раздробленным и разведенным по раз­ным национально-государственным "квартирам", получило территориальную "прописку". Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктри­ны шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рам­ках того или иного толка, а также создания общих положе­ний, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повыси­ли его регулятивный потенциал. XIX в. знаменует принципиально новую ступень разви­тия мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулирования привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему. Со второй половины XIX столетия происходит актив­ное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытес­нило мусульманские правовые нормы. В др странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохра­нилось в отдельных сферах соц-ых отношений, в частности в сфере "личного статуса" мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусуль­манского права более широки, включают различные инсти­туты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, др. отраслей. Здесь наблюдается своеобраз­ный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к тра­диционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права. Особенности норм мусульманского права. Система мусульманского права отличается от др правовых сис-м своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Под нормой права исламские правоведы понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, "поправить", оно бесспорно и абсолютно, долей, но безусловно исполняться. Сверхсоциальная, догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общ-ым отношениям. Искусство судьи, правоприменителя час­то состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юр-их уловок, фикций, других приемов противоположного результата.По содержанию нормы мусульманского права также су­щественно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой. Источники мусульманского права. Первым по значе­нию источником мусульманского права признается Ко­ран — священная книга мусульман. Лишь незначительная его часть затрагивает вопро­сы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство же стихов посвящено вопросам ре­лигии и исламской нравственности. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманско­го права системным юр-им документом подобно кон­ституции или кодексу. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником ис­ламского права. Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права – сунна.Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юр-их предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены прежде всего конкретные казу­сы, случаи из жизни Мухаммеда. Третьим источником мусульманского права является тлджма — общее решение авторитетных исламских право­ведов. Четвертый источник мусульманского права — кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии. В исламских странах решение по, аналогии при­обретает особые смысл и значение, так как объектом анали­за здесь выступает не рациональная воля земного законодателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневре­менной и неоспоримый характер. Кийяс не является продол­жением, частью первоначальной нормы или казуса, а пото­му образует отдельный источник права. К числу вторичных источникоа права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (НПА), который сегодний в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в соц-ом регулировании. В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения первичных религиозно-правовых документов, но идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции, ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусульманского, Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. Малозначительную роль в правовом регулировании иг­рает обычай, если, конечно, он не имеет религиозных осно­ваний. Исламские юристы не относят его к праву и не рас­сматривают как его источник. Однако когда отношения ока­зываются нерегламентированными правом, не обеспечива­ются юридически, обычай может выступать их регулятором. Структура мусульманского права. Структура Мусуль­манского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на об­щее и частное право. Здесь существуют иные принципы ин­теграции, связи норм, их структурного объединения: Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками - суннитскими и несуннитскими. Наличие различных вет­вей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, "обраста­ет" определенным комплексом норм, принятых в соответ­ствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль "право личного статуса", регу­лирующая семейные, наследственные и некоторые др отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм - сфера государственного и административ­ного права; международное право (сийар). Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе дан­ной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицирова­ны (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сфор­мулированные в виде теоретических обобщений, и казуаль­ные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим пу­тем (таковы, например, нормы сунны).



Случайные файлы

Файл
184272.doc
42242.rtf
30269.rtf
36401.rtf
127954.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.