онтология (Новая программа по онтологии)

Посмотреть архив целиком

Темы семинарских занятий по первой части курса : «Онтология».

1 семестр.

Тема 1. Природа философского знания.

1. Проблема происхождения философии. Миф и логос.

2. Роль концепта «мир» в деле самоосмысления философии.

3. Личностный смысл философии. Знание и мудрость



Литература:

1. К.-Г.Юнг. Архаичный человек. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с. 58-64.

2. Там же: А.В.Ахутин. Эпический исход. С. 79-82.

3. Там же. Т.В.Васильева. Афинская школа философии.

4. М.Хайдеггер. Бытие и время. Пар.14-16. Харьков, 2003, с. 82-92.

5. К.Ясперс. Введение в философию. Р. «Мир». Минск, 2000.

6. Сагатовский В.Н. Картина мира и мир. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 549-563.

7. Ф.Ницше. Человеческое, слишком человеческое. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с.23-28.

8. А.В.Ахутин. Дело философии. Р.6.2.- А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 76-87.

9. М.К.Мамардашвили. Философия и свобода. – М.К.Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.,1992, с. 365-374.

Тема 2. Предмет философии. Методология философского познания.

1. Проблема предмета философии.

2. Философия и наука. Философия как область открытой рациональности.

3. Философия и религия. Специфика философского осмысления Трансцендентного.

4. Проблема метода философии.

5. Проблема структуры философского знания.

Литература:

1.А.В.Ахутин. Дело философии. – А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005.

2.М.Хайдеггер. Основные понятия метафизики. – ВФ, 1989, №9, Пар.1 ( с. 116-118).

3. В.Виндельбанд. Что такое философия? – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 74-82.



4.Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2002. Лекция 4 «Мировоззренческая сущность философии». С. 63-80.



5.М. Эпштейн. К философии возможного. Введение в посткритическую эпоху. – ВФ, 1999, №6, с. 59-72.



6. И.Берлин. Назначение философии. – ВФ, 1999, №5, с.91-98.



7. М.Шлик. Поворот в философии. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 62-65.



8. В.Гейзенберг. Язык и реальность в современной физике. – В.Гейзенберг. Избранные философские работы. Спб, 2006, с. 149-163.



9. В.В.Бибихин. Философия и религия. – ВФ, 1992, № 7, с. 34-44.



10. А.В.Ахутин. София и черт. Кант перед лицом русской религиозной метафизики. – А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 449-480.



11. А.Бергсон. Философская интуиция. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 131-148.



12.Там же: В.Дильтей. Структура и функции философии. С. 18-25.



13. Там же. В.Эрн. Природа философского сомнения. С. 236-253.



14. М.Хайдеггер. Что значит мыслить? – М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М.,1991, с. 134-145.



Тема 3. Функции философии. Философия и общество.

1. Философия как критика. Роль философии в деле самообоснования культуры.

2. Универсалии и их роль в контексте человеческого бытия.

3. Философия и мировоззрение. Философия как способ ориентации в меняющемся мире.

Литература:



1. Платон. Апология Сократа.- Платон. Сочинения. М.,1990, Т.1.



2. А.Шопенгауэр. Философское воззрение и положение философа в обществе. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 26-30.



3. Там же: Ф.Ницше. Опасности, грозящие развитию философии. С. 30-40.



4. М.Хайдеггер. Основные понятия метафизики. – ВФ, 1989, №9, с. 116-133.



5. М.К.Мамардашвили. Введение в философию. Р. «Пространство мысли и язык философии» . – М.К.Мамардшвили. Мой опыт нетипичен. Спб.,2000, с. 95-112.



6. Х.-Г.Гадамер. История понятий как философия. – Х.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М.,1991, с. 26-42.



7. Ю.Бохеньский. Духовная ситуация времени. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с. 448-454.



8. Там же: А.Швейцер. Вина философии в закате культуры. С. 457-464.



9. В.И.Плотников. Современная философия накануне нового жизненного выбора. – Многообразие жанров философского дискурса. Екатеринбург, 2001, с. 169-197.



Тема 4. Онтология и метафизика.



1. Роль вопроса о бытии в области философской проблематики.



2. Метафизика как учение о началах и основаниях.



3. Вопрос о «преодолении метафизики» и место онтологии в структуре философского знания.





Литература:



1. Н.Гартман. Основной онтологический вопрос. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 427-437. Или: Н.Гартман. К основоположению онтологии. Ч.1,Р.1. Гл.1. Спб, 2003, с.143-173.



2. Аристотель. Метафизика. – В.И.Плотников. Онтология. Хрестоматия. М.,2004, с. 404-410.



3. М.Шелер. Философское мировоззрение. – П.В.Алексеев. Хрестоматия по философии. М.,2009, с. 8-18.



4. М.К.Мамардашвили. Введение в философию. Р.»Неизбежность метафизики». – М.К.Мамардашвили. Мой опыт нетипичен. Спб, 2000, с. 150-167.



5. Р.Карнап. Преодоление метафизики логическим анализом языка. – Путь в философию. Антология. М.,2001, с. 42-61.



6. К.Хюбнер. Рефлексия и саморефлексия метафизики. – ВФ, 1993, №7, с. 165-171.



7. Д.В.Котелевский. Грани (-) новой онтологии. – В поисках новой онтологии. Екатеринбург, «004, с. 7-25.





Тема 5. Основные онтологические категории античной философии .(6ч).



1. Милетская школа: фюзис как порождающее начало.



2. Роль интуиции Единого в античной культуре.



3. Число, эйдос, идея как структуры бытия.



4. Категория судьбы и этический рационализм в античном мышлении.



Литература:



К в. 1:



1. Фрагменты ранних греческих философов. М.,1989, с. 441-443.



2. Антология мировой философии. М.,1969, Т.1.Ч.1 с. 270-283.



3. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.,1993, с. 100-135.



К в.2:



4. Платон Федон. Пир. Федр. Парменид. М.,1993, с. 346-413.



5. М.Хайдеггер. Изречение Анаксимандра. – М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М.,1991, с. 28-68.



К в.3:



6. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.,1997. Лекция 9.



7. Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. М.,2002, с. 13-38.



8. Ахутин А.В. Театр теории. Р 3,4. – Ахутин А.В.Поворотные времена. Спб, 2005, с. 203-217.



9. Платон. Государство. Кн. 6. Р. «Идея ( эйдос) блага.



К в.4:



10. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Спб, 1999, с. 259-270.



11. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.,1997. Лекция 2.



Тема 6. Средневековая философия о бытии (6 ч.).



1. Абсолютная разделенность и неразрывная связанность Творца и творения. Слово как посредник.



2. Онтологический аспект веры и роль авторитетного знания в средневековой культуре.



3. Мир как сотворенное целое. Иерархизм и символизм средневекового мышления.



4. Общее и единичное в контексте учения о сотворенности мира. Проблема универсалий.



5. Этический аспект понимания бытия как творящего акта. Проблема теодицеи.



Литература:



К в. 1:



1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992, Кн. 1 ( разд. 6), Кн. 2 ( разд. 5), Кн. 4 (разд 9), Кн. 11 ( разд. 4- 10).



2. А.В.Ахутин. Диалог в начале. Разд. 2. 1 и 2.2. – А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб, 2005, с. 310-320.



К в. 2:



1.Ансельм Кентерберийский. Прослогион. – Антология средневековой мысли. Т.1.Спб.,2001, с. 194-202.



2.Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос первый. «О священном учении». – Антология средневековой мысли. Т. 2. Спб.,2002, с. 144-161.



3. Гайденко В.П.,Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века.Разд. 2. пар. 1.2. – Истоки схоластического мышления. М.,1989, с. 102-115.



К в.3:.



1.Антология мировой философии. Т.1 Ч.2. М.,1969, с. 831-834.



2.Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. Разд. «Космическая мистерия». М.,1988, с. 24-30.



3.Иоанн Скот Эриугена. О разделении природы. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб, 2001, с. 166-189.



К в.4:



1.Иоанн Солсберийский. Металогикон. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб, 2001, с. 497-505.



2. Альберт Великий. Трактат второй. Об интеллигибельном самом по себе. – Антология средневековой мысли. Т.2. Спб, 2002, с. 66-80.



3. Уильям Оккам. Диспуты 1-4. – Антология средневековой мысли.Т.2. Спб, 2002, с. 324-340.



К в. 5:



1. П.Абеляр. «Этика, или познай самого себя. Р. «Что такое порок души и что называется собственно грехом?» - П.Абеляр. Тео-логические трактаты. М.,1995, с. 249 – 266.



1. Гайденко В.П.,Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века.Р. 2.1.1. – «Субъект науки и субъект веры». М.,1989, с. 89-102.



2. Ансельм Кентерберийский. О свободном выборе. – Антология средневековой мысли. Т.1. Спб, 2001, с. 231-249.





Тема 7. Онтологическая проблематика в контексте «гносеологического поворота» философии Нового времени (8 ч.).



1. Непознаваемость сотворенного мира и идея активности субъекта в концепции «предположительного мира» Николая Кузанского.



2. Акт самосознания как исходный момент «познающего бытия».



3. Понятие объекта как конструкции познающего разума.



4. Категории сущности и явления и проблема познаваемости мира.



5. Основные положения механистической картины мира . Понятия материи и движения.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.