Семинары (ЯПОНИЯ)

Посмотреть архив целиком

§ 4. ЯПОНИЯ


Периодизация истории культуры.

Влияние вечной цивилизации Китая на другие страны и народы было ощутимым всегда. Оно заметно сказалось развитии Японии, культуру которой можно считать "дочерней” по отношению к китайской.

Возникновение культуры на Японских островах уходит в глубь тысячелетий. Следы древнейшей протокультуры Дземон относят к III тысячелетию до н. э. В I тысячелетии до н. э. сложился японский этнос и зародилась оригинальная японская религия – синтоизм.

Первое государство возникло сравнительно поздно — в III в., в период, получивший название Ямато. На Японских островах всегда ощущалось сильное китайское влияние: перенимались религия и письменность, организация управления, знание и искусства. Если Китай переживал период расцвета, то его влияние особенно усиливалось.

Иистория Японии делится на эпохи, названия которых не всегда связаны с династиями, как в Китае, они могут определяться и переменой столиц. Так, в начале VIII в. была отстроена столица Японии Нара, давшая название целому периоду в японской истории. В это время усиливается централизованная власть, синтоизм дополняется даосизмом и буддизмом, привнесенными из Китая, начинают развиваться культура и искусство.

Подлинным “золотым веком” японской культуры стала эпоха Хэйан (так по-японски звучит название новой столицы – Киото), продолжавшаяся с конца VIII до начала XII в.

Странным образом эпоха ослабления централизованной государственной власти в Японии была одновременно и эпохой расцвета литературы и искусства, во многом развивавшихся благодаря китайскому влиянию.

В XII в. в Японии вновь меняется столица. Ею становится город Камакура, объявленный ставкой сёгуна – предводителя самураев. Власть императору стала принадлежать лишь формально, она была сосредоточена у самурайской верхушки. Эпоха Камакура (XII – XIV вв.) стала временем укрепления централизации страны, развития ремесел и торговли.

Находясь у власти, самураи уже в XVII в., в самом начале контактов с европейцами, изолировали страну от внешнего мира. Конечно, им удалось осуществить изоляцию во многом благодаря островному положению Японии — достаточно было закрыть порты для иностранцев. Проводимая в течение двух веков политика изоляции привела, однако, к консервации, экономическому упадку и кризису. В 1868 г. период самурайского правления закончился, и власть в стране оказалась в руках императора Муцухито. Началась новая эпоха в истории Японии, получившая название эпохи Мэйдзи. Страна вступила на путь модернизации и радикальнейших преобразований, которые превратили Японию в одно из самых преуспевающих современных государств.

Cоциально-политическая структура

Основы японской государственности были заложены и развиты в III – VII вв.. Во главе страны стоял император “тэнно” (сын неба). В его подчинении находился большой чиновничий аппарат, управлявший полноправными японцами, платившими налоги. Хотя японцы заимствовали у китайцев и титул правителя, и конфуцианскую модель государства, различия появились сразу. Роль конфуцианской верхушки постепенно уменьшалась, и на первое место выходила японская знать, так называемые “дома”. Так, знаменитый род “дом Фудзивара” на протяжении 500 лет контролировал императоров. Власть все более сосредоточивалась не у конфуцианской администрации, согласно классическому китайскому образцу, а у владельцев земельных наделов, представителей знатных и богатых родов. При сравнительно слабой централизации в Японии проявлялась тенденция к приватизации частных владений. В IX – X вв. усиливается мощь отдельных феодалов, растет раздробленность страны. На протяжении IX – XI вв. власть в стране удерживает родовая аристократия, в среде которой формируются новые нравственные и эстетические идеалы…… Эпоха Хэйан была расцветом аристократической культуры Японии.

В XII – XIV вв. сформировался и выдвинулся класс военных – самураев. Их усиление связано с существованием частных земельных владений. Если в Китае каждый житель платил налог императору, которого в сущности не заботило местонахождение налогоплательщика, ибо государственные чиновники находили его везде, то в Японии уход крестьянина с частного землевладения означал для собственника сокращение суммы собираемых налогов. Для поиска крестьян-беглецов, решивших поменять землевладельца, были организованы отряды вооруженной полиции. Из их числа сформировалось новое военное сословие – самураи. Начиная с XII в., реальной политической властью в стране обладал сёгун – военный правитель, предводитель самураев. Система военного управления страной — сёгунат— просуществовала в Японии вплоть до середины XIX в. Именно при сёгунах произошла централизация Японии. Сёгунами были и три самых знаменитых исторических деятеля Японии: Ода Нобунага (XVI в.), Тоетоми Хидэеси (XVI в) и Токугава Иэясу (XVII в.).

Система власти в стране теперь уже опиралась на воинов-самураев, а не на обычную чиновничью бюрократию. Самураи стали замкнутым сословием, жестко организованным, соблюдавшим кодекс военной этики, основным из важнейших принципов которого была личная преданность господину вплоть до готовности отдать за него жизнь.

В период сёгуната император сохранил за собой только религиозную, а не светскую власть. Императоры оказывались на троне в малолетнем возрасте, а по достижении зрелости уходили в монастырь, отрекаясь от власти в пользу наследника. Только после начала антисёгуновского движения, вызванного отставанием страны в результате политики изоляции, проводимой самураями, светская власть императора была восстановлена (1868г.).

Система власти в Японии оказалась менее прочной, чем в Китае. Император царствовал, но страной реально не управлял. В Японии так и не закрепилась конфуцианская система отбора чиновников. Высшие посты удерживали за собой представители местной знати. Власть на местах оказалась именно у владельцев частных земельных владений, достаточно зависимых от центральной власти.


Религиозно-мифологические представления

Япония — страна, уникальным образом совместившая две религии — синтоизм и буддизм. Даже сейчас проводимые социологические опросы показывают, что синтоистами и буддистами одновременно считают себя 90% населения страны.

С и н т о и з м – древняя и оригинальная японская религия, представляет собой обожествление сил природы и душ умерших предков. Синтоизм одушевляет буквально все: людей, животных, растения, горы, реки, камни, души умерших предков.

Не представляя собой абсолютно единого учения, синтоизм: делится на храмовый и сектанский. Храмовый синтоизм вплоть до конца второй мировой войны оставался государственной религией Японии, основываясь на принципе божественности императорской власти и самой фигуры правителя. При этом главной заповедью храмового синтоизма было безусловное повиновение императору.

Важную роль в синтоизме играет культ предков, некоторые обряды и ритуалы которого заимствованы в Китае. Считается, что души умерших предков превращаются в ками (это общее название для всех духов и богов). По-японски религия называется «камидо» (путь богов), синтоизм ее китаизированное название, вошедшее в религиоведение.

Синтоистский пантеон огромен, в священных текстах говорится о миллионах ками. Видное место в нем занимают императоры и выдающиеся исторические деятели Японии.

Среди ками есть своя иерархия: высшими являются небесные ками-боги, затем земные ками той или иной местности и, наконец, ками-духи, проявлением существования которых служат явления природы и предметы. В мифологии синтоизма отражена вера японцев в магию, в то же время отсутствует миф о творце мироздания.

Синтоизм как религия обращен к земной жизни и в меньшей степени, чем буддизм интересуется жизнью потусторонней. Синтоистскими ритуалами обычно сопровождаются события земной жизни человека: свадьба, рождение детей, в то время как похороны и поминовение предков осуществляют по буддийским канонам.

Если синтоизм — чисто национальная религия, то буддизм был привнесен извне. Он получил распространение в Японии с середины VI в. и оказал огромное влияние на культурную жизнь японцев. У буддизма и синтоизма сложился общий пантеон богов. Считалось, что тот или иной будда проявляет себя через синтоистское божество. Боги синто были включены в буддийский пантеон в качестве бодхисатв. Японский буддизм не был единым учением, а развивался различными школами (сектами). Особую известность и в Японии, и за рубежом, приобрела секта дзен-буддизма (японское слово «дзен», как и китайское слово «чань» означает медитацию). Дзен-буддизм проповедовал мистическое самоуглубление и внеразумное постижение истины. Последователи дзен отказались от ритуальности, не признавали духовных авторитетов и норм, не доверяли слову и тексту как форме передачи высшей истины и логическому мышлению как способу ее постижения, полагая что достичь сатори (просветления) можно лишь путем мистического созерцания. Дзенские монахи перенесли внимание на эстетическое переживание как на возможность непосредственного постижения истины через произведения искусства. Вследствие этого дзен-буддизм оказал значительное влияние на японскую эстетику и художественную культуру, внес существенный вклад в духовное возрождение Японии и формирование национальной психологии.

Мир повседневности.

Япония успешнее других традиционных культур Востока осуществила модернизацию. Сейчас страна находится в авангарде постиндустриальной цивилизации. «Японским чудом» стали интересоваться исследователи. Появилось огромное количество книг, посвященных японской культуре и японскому национальному характеру. Среди них есть серьезные культорологические исследования: в первую очередь надо назвать книгу Р. Бенедикт “Хризантема и меч”, вышедшую еще в 1947 г. Она была написана по поручению американского военного командования, принимавшего решения о послевоенном будущем Японии.

Как отмечают исследователи, у японцев ощущение принадлежности к социальной группе, в качестве которой выступают семья и соседи, сослуживцы и земляки, выражено острее, чем в любой другой культуре, за исключением разве что китайской.

Для социального поведения японцев характерна эмпатия (способность сопереживания другому человеку). Стремление понять другого и действовать в соответствии с его ожиданиями стоит на первом месте в поведении японца, предпологая в свою очередь зависимость от другого.

Японцам свойственна и особая статусность общения: каждый человек располагается на своей ступеньке социальной лестницы, строго выполняя обязанности и пользуясь правами, при этом стараясь не переступить грань дозволенного.

Современные авторы, описывая привлекательные стороны японского национального характера (умение избегать соблазнов, отделять добро от зла, восторгаться красотой), не обходят негативные характеристики: формализм, бюрократизм и авторитаризм.

В поведение японцев нации глубоко проник традиционализм, став важнейшей чертой национального характера. Сложившиеся традиции закрепляют национальные, культурные и бытовые обычаи японцев. Именно традиционализм японцев помог им не просто заимствовать иноземную культуру, в начале китайскую, а потом и западную, но и сделать ее органичной. Япония оказалась страной, открытой к культурному диалогу гораздо в большей степени, чем Индия или Китай. В Японии традиции успешно совмещались с усвоением нового.

После периода изоляции Япония уже не прибегала к искусственным барьерам против внешнего культурного натиска. Новые элементы не отталкивая, а по-настоящему ассимилируя. Любой элемент чужой культуры осваивался здесь прагматично, в соответствии с потребностями самой Японии. В этом процессе просматривался японский этноцентризм — способность поставить во главу угла интересы своей страны и действовать исходя из них. Именно в Японии за два последних века удалось наиболее успешно провести этот принцип последовательно и с наименьшими потерями.

В о б ы д е н н о й ж и з н и японцев характеризуют вежливость и аккуратность, бережливость и терпеливость, усердие и самообладание. Бесспорно, что эти черты определены буддизмом и его проповедью сдержанности и терпения. Покорность и смирение перед властью также стали неписанным кодексом поведения японцев.

Важнейшим принципом, подчиняющим себе все аспекты жизни японца, было выполнение обязанностей. Даже вступить в брак японец (тем более японка) должны были не по влечению сердца, а чтобы иметь семью, потомство и чтить память предков. Супружество было подчинено интересам семей и групп, и молодые могли даже не знать друг друга до вступления в брак, что было принято, например, в семьях самураев.

Японских девушек воспитывали в послушании своим родителям, затем мужу, а в старости и выросшим детям. Замужняя японка должна была соблюдать абсолютную верность мужу. Строгие семейные нравы соседствовали с институтом гейш —японских гетер, обученных пению, танцам, чайной церемонии, традиционным японским искусствам и умению развлечь гостя. Гейши, самые образованные женщины в Японии, создали специфическую японскую культуру развлечения, до сих пор тщательно оберегаемую.

С и с т е м у о б р а з о в а н и я в Японии можно назвать одной из причин того подъема, который пережила страна. Японцы стали придавать особое внимание системе образования, начиная с эпохи Мэйдзи. Сейчас в стране взят курс на всеобщее высшее образование. В основе японской системы образования лежит определенная философия, не формально, а содержательно связанная с религиозными принципами. Например, синтоизм учит японцев поклонению предкам и природе и формирует чувство национальной исключительности. Самурайский кодекс поведения (бусидо) ориентирует японца на воспитание воли, мужества и скромности. Взятые из буддизма идеи целеустремленности, самодисциплины и ограничения желаний также входят в японскую систему воспитания и педагогику. Положения конфуцианства о важности постоянного обучения и сдачи экзаменов воплотились в конкретные педагогические методики. Погоня за образованием и успехом имеет и свою обратную сторону. Социологи уже отметили, что ежегодно в Японии происходит всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов.

Искусство

Синтоизм и буддизм повлияли не только на формирование национального характера японцев, но и на искусство.

Если европейские художники исходят из принципа “человек – мера всех вещей”, то в художественной жизни японцев мерой всех вещей является природа. Для японцев каждое явление самоценно, все имеет свое божество. На природу японец смотрит как на существующую саму по себе и требующую благоговейного к себе отношения. В синтоизме нет границ между богами и людьми. Такая картина мира во многом определила особую одухотворенность японского искусства, способность японцев к восприятию и эстетизации самых незначительных (на взгляд западного человека) природных событий и перемен.

Философско-эстетические взгляды дзен-буддизма были реализованы в традиционных японских искусствах — японской поэзии в жанре хайку, японской живописи и керамике, театре, стрельбе из лука и боевых искусствах, чайной церемонии и икэбане.

Вкус чая – это вкус дзен”, – говорили японцы. Действительно принципы дзен наиболее полно реализовались в чайной церемонии, истоки которой относятся к XII в., а окончательное формирование – к ХV — ХVI вв.

Культ чая с его временным выключением из повседневности, сосредоточенностью на переживании красоты открывал, как считали последователи этого учения, путь к просветлению всякому человеку вне зависимости от его социального статуса.

Вкус тядзинов — мастеров чая в немалой степени воздействовал на развитие прикладного искусства. Тядзин являлся тончайшим знатоком ритуала, готовил чай, поддерживал и направлял беседу, создавал утварь для проведения обряда; многие из них сами были известными архитекторами и художниками. Особого развития в Японии достигла керамика, что связано с тем значением, которое придавалось чайной церемонии. Японская керамика отличается крайней простотой форм и декора, использует красоту самого материала, отказывается от серийности (все изделия строго индивидуальны).

Особая эстетика чайной церемонии повлияла на многие виды и жанры японского искусства — архитектуру, живопись, каллиграфию, керамику. В Японии сложилась особая культура восприятия предметов искусства, основанная на поэтико-метафорическом мышлении, позволяющем раскрыть внутренний смысл произведения через образ-символ, образ-знак. Признавался лишь минимум художественных средств. На этой основе были разработаны эстетические категории: ваби — красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность, саби — прелесть старины, печать времени, югэн — невыразимая словами истина. Во второй половине XIV — ХV вв. появляется пейзажная монохромная живопись на свитках, на стилистику и образность которой повлияли дзенская эстетика и монохромный китайский пейзаж периода раннего Средневековья.

Эстетика дзен лежит в основе таких жанров японской п о э з и и как хайку и танка. По мнению знаменитого популяризатора дзен-буддизма Д.Судзуки, влияние на дзен на поэзию куда сильнее, чем на философию, поскольку поэзия воздействует не на разум, а на подсознание. Хайку состоит из трех строк. Столь миниатюрная поэтическая форма требовала от поэта не описания чувств, а лишь намека на них, способного вызвать цепочку ассоциаций и переживаний читателя и слушателя. Такое стихотворение могло родиться лишь сразу, в особом состоянии мгновенного озарения. Дзеновское искусство медитации было по сути дела подготовкой к творчеству поэта и сотворчеству читателя и слушателя. Понять поэтические миниатюры можно было также в состоянии мистического озарения. Содержание их считалось до конца неисчерпаемым. Хайку часто содержат в себе скрытый смысл, понять который часто можно, лишь погрузившись в медитацию. Хайку иллюстрирует такую черту японского характера, как его развитое подсознательное начало. Все виды японского искусства подчиняются идее подсознательного как ведущего принципа жизни, что проявляется и в театрах Но и Кабуки, и в японской жизни.

Для того, чтобы отразить реальность, художнику необходимо слиться с окружающим миром, учили наставники дзен. Художник должен не копировать внешние явления, а передавать свое видение действительности, свой внутренний мир. Нужно пережить состояние единения с природой, внутреннего озарения. произведение. Техника японской живописи тушью на рисовой или шелковой бумаге исключала возможность наброска или исправления. Движение кисти художника могло быть единственно верным. Подобно поэту, он давал лишь намек, а все остальное делал талантливый зритель, способный не только воспринять образ, но и развить, дополнить его. Японская живопись необыкновенно оригинальна. Она характеризуется каллиграфической тонкостью, деликатным колоритом, использованием особой плавающей перспективы. Тематика живописи — повседневная жизнь и пейзаж в монохромной черно-белой технике. Изображались утренние и сумеречные состояния, заснеженная природа.

В ХVIII веке появилась цветная ксилография (школа укиё-э). В ней работали знаменитые художники Хокусай и Утамаро. Японская ксилография была хорошо известна в Европе и оказала заметное влияние на европейскую живопись, особенно на импрессионистов.

Модернизация

В истории Японии период мирового колониализма совпал не с состоянием кризиса страны, как это было в Индии и Китае, а, напротив, с бурным подъемом в эпоху Мэйдзи. Япония не стала ни колонией, ни полуколонией. Она смогла без внешнего вмешательства провести модернизацию страны, сохранив исторические традиции прошлого.

Реформы императора Муцухито отменили социальные различия, была введена всеобщая воинская повинность, подорвавшая позиции самураев, стала развиваться промышленность, была проведена аграрная реформа. В самом конце ХIХ в. монархия стала конституционной, был созван парламент. Радикальная реформа была проведена и в области образования.

Самураи исчезло как сословие, но самурайский дух сохранился. Япония развязала войну с Кореей, а затем с Россией и Китаем. В годы Второй мировой войны Япония была союзницей гитлеровской Германии. Политике Японии были свойственны милитаризм и откровенная агрессивность.

Поражение Японии во Второй мировой войне привело к трансформации внутренней структуры общества. В отличие от Китая, который длительное время относился к заимствованиям с осторожностью, Япония активно использовала новшества.

Развитие японской экономики в значительной степени обусловлено уникальной системой управления. Организация японского менеджмента стала предметом изучения западных социологов и психологов. Выяснилось, что управление персоналом в Японии осуществляется во многом согласно традиционным принципам. Например, на крупных предприятиях в соответствии с принципом патернализма, принят долговременный, фактически пожизненный наем работников, на основании которого и раньше складывались общественные отношения в Японии.

Уважение к старшему всегда было нормой поведения японцев. Принцип старшинства лежит и в основе современного управления: определяющими являются возраст и годы работы. Молодому и способному менеджеру практически невозможно занять мсето своего начальника, пока тот не выйдет на пенсию или не будет повышен в должности. Казалось бы, это не должно способствовать успеху бизнеса. Но все наоборот. Исчезает опасность потери должности, нет угрозы «подсиживания» и неожиданного увольнения, поэтому улучшается атмосфера коллектива: все работают на общее дело, а не только ради собственного продвижения.

Еще одной особенностью японского менеджмента является учет групповой психологии. Внедрение идеалов групповой (семейной) психологии в управление способствует повышению производительности труда. Ведь самой важной чертой японской психологии является стремление к процветанию семьи. Перенесение этих традиций на производство укрепляет позиции фирмы. Японская система управления ориентирует менеджеров на проявление внимания к подчиненным, их опеку и защиту. На предприятиях функционируют малые группы численностью в 4-6 человек. Именно так реализуется национальная приверженность к групповому взаимодействию.

Исследователи управления предприятиями в Японии отмечают также культивирование корпоративного духа фирмы, преданности ее идеалам. Практикуются ритуалы и собрания, существует форменная одежда и девизы, рабочий день начинается с построения работников, проводится производственная зарядка. Различные развлекательные мероприятия, спортивные соревнования, торжества и юбилеи часто проводятся за счет фирмы, все это повышает отдачу работника, стимулирует увеличение производительности труда.

«Японское чудо» — это не только чисто экономические успехи и высокие технологии, но и улучшение качества жизни. Достаточно сказать, что сейчас средняя продолжительность жизни японских мужчин и женщин составляет около 80 лет и является самой высокой в мире. Японцы объясняют это тем, что после Второй мировой войны резко возросло качество медицинского обслуживания, была введена система национального медицинского страхования, улучшилось качество продуктов и изменилась структура питания.

Увеличение продолжительности жизни японцев показывает, что и в этом им удалось удачнейшим образом совместить старые традиции и заимствованные извне новшества. Японцы считают традиции “разумом истории”, поскольку именно они поддерживают равновесие между хорошим и дурным.

Так, производя и экспортируя огромное количество продуктов, японцы возрождают интерес к рису как к основе здорового питания. Традиционное почитание риса имеет для них как практический, так и мистический аспекты: рису отводят особое место среди блюд, подаваемых на свадьбах и похоронах.

Японская пословица гласит, что чем больше в рисе зерен, тем ниже он склоняет свою голову. Так и человек: чем он сильнее, тем скромнее он должен быть по отношению к окружающим.

Традиционными японскими добродетелями всегда являлись Скромность, стремление не выделяться и готовность идти на уступки всегда считались японцами основными добродетелями. Чувства, так же как и права отдельного человека, стоят на втором месте после благосостояния группы.

Урок же, который можно извлечь из исторического опыта Японии, заключается в том, что приверженность традициям не препятствует преобразованиям. Не исключено, что лишь на этой основе будет возможно в будущем преодолеть крайности как западного техницизма, рационализма и эгоцентризма, так и нивелирующего личность коллективизма, восточной пассивности и созерцательной консервативности.



Контрольные вопросы

  1. Какие черты характерны для взаимоотношений человека и социума в обществах традицион­ного типа?

  2. Что определяло картину мира человека традиционных культур?

  3. На какие периоды делится история культуры Индии? Китая? Японии? Почему?

  4. Назовите существенные отличия в социально-политических системах традиционных обществ:

а) Индии и Китая;

б) Китая и Японии.

  1. Почему буддистскими странами считаются Китай и Япония, а не Индия, где впервые появилась эта религия?

  2. Объясните, в чем выразилось влияние на искусство Японии

а) религии синто;

б) дзен – буддизма.

  1. В чем вы видите сходство, а в чем различие между миром повседневности традиционных культур Индии и Китая?

8.Что такое модернизация? В чем состоят особенности модернизации в каждой из рассматриваемых культур?

9. Что называют «японским чудом»? Как его объясняют исследователи?








Литература


  1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.,1994.

  2. Гомбрих Э. История искусства. М.,1998.

  3. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М.,1993.

  4. Керам К. Боги, гробницы, учёные. М.,1991.

  5. Кульпин Э.С. Восток (Человек и природа на Дальнем Востоке).М.1998.

  6. Малявин 3.3. Китайская цивилизация. М., 2000.

  7. Мень А.В. Культура, христианство, церковь. Лекции и беседы.М. ,1995.

  8. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. М., 1994.

9. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.,1997 .












12




Случайные файлы

Файл
38432.rtf
163615.rtf
61618.rtf
122541.rtf
59030.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.